Исследование целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..5
Понятие о целях организации и их роль в управлении………………….5
Понятие дерева целей организации………………………………………10
Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей...14
Глава 2. исследование целей управления в ОАО «ГАЗПРОМ»…………………………………………………………………….19
2.1. Организационно–экономическая характеристика ОАО «ГАЗПРОМ»..19
2.2. Дерево целей ОАО «ГАЗПРОМ»………………………………………….21
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»……………………………………………………………..23
3.1. Разработка концепции исследования целей управления………………23
3.2. Рекомендации по повышению эффективности функционирования в достижении поставленных целей………………………...……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

35661.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Этап 6. Выбирается «эталон» управления, которое необходимо расценивать как практическое и при котором необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобы приблизить организацию к достижению выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и класса сложности организации.

 

 

1.2. Понятие дерева целей организации

 

Цель является ориентиром, планируемым результатом деятельности организации, которая представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества системных единиц. Задача руководителя - превратить цель организации в цели отдельных служб и подразделений, заставить разнородные системные единицы работать на один результат наиболее эффективным образом. При этом общая цель должна быть разложена на отдельные составляющие, которые будут ориентирами в деятельности отдельных подсистем организации (например, подразделений и служб).                                  

Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей (рис.2).

Рисунок 2. Фрагмент дерева целей

Построение  дерева целей осуществляется для  формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева щелей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам:

  • общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
  • при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия:  реализация;
  • подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
  • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
  • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга;
  • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

 Дерево целей строится следующим образом.

 На первом этапе  формируется главная, глобальная  цель фирмы, или миссия. Она имеет долгосрочный характер и должна быть направлена на выживание организации во внешней среде. Постановка этой цели должна быть тщательно подготовлена на основе предварительного анализа внешней среды организации, оценки внутренних ресурсов и возможностей. Для этого обычно проводят следующие операции:

1.   Производится сегментирование рынка и изучается каждый сегмент. В этом случае намечаются приоритетные сегменты, социальные слои, на которые организация должна ориентироваться в своей деятельности (элитные слои, средний слой, малоимущие и т.д.). Далее осуществляется оценка рынка (рыхлость, степень неопределенности, насыщенность продуктами и услугами, наличие рыночных ниш) с позиции возможностей размещения и использования средств, имеющихся у организации.

2.   Определяется общее направление ценовой политики. В частности, решается вопрос о том, будет ли организация снижать цены на свои товары и услуги или она будет участвовать в конкурентной борьбе, осуществляя маркетинг, рекламу, активизацию продаж и т.д.

3.   Определяются основные направления развития технологии с учетом жизненного цикла товара или услуги.

4.   Оцениваются производственные мощности организации. Оценке подвергаются все ресурсы организации и финансовые возможности задействования ресурсов внешней среды, например, в виде инвестиций, правильной кредитной политики, привлечения спонсоров.

5.   Определяются основные направления кадровой политики (например, будет ли организация обучать работников или нанимать специалистов со значительным опытом работы).

На втором этапе происходит декомпозиция основной цели организации на цели второго уровня. Необходимость этого этапа обусловлена наличием сильно различающихся направлений деятельности организации по достижению основной цели и, следовательно, первичной специализацией управленческой структуры. Цели второго этапа носят ярко выраженный системный характер и составляют четыре группы:

1.   Цели входа организации включают в себя цели, ориентирующие членов организации (прежде всего управленцев высшего звена) на обеспечение постоянного притока в организацию материальных ресурсов, финансовых средств, информации, людских ресурсов. Среди целей входа следует выделить такие цели, как организация постоянно действующей сети поставщиков, налаживание финансовых связей организации и др.

2.   Цели процесса определяют основные ориентиры деятельности внутри организации по переработке поступивших на вход ресурсов. К этим целям процесса относятся: обеспечение взаимодействия в рамках технологического процесса, налаживание информационного обеспечения внутри организации, внесение изменений структуры и технологии внутри организации и др.

3.   Цели выхода в дереве целей определяют ориентиры деятельности подразделений, занятых реализацией переработанных ресурсов во внешней среде организации. Это такие цели, как налаживание системы сбыта любых ресурсов, представленных организацией для обмена, распространение информации во внешней среде (например, рекламных обращений и активно действующих материалов по связям с общественностью) и др.

4.   Цели системы представляют собой отдельную группу целей второго уровня, направленную на обеспечение условий выживания организации во внешней среде. В качестве таких целей могут выступать создание системы юридической поддержки фирмы, создание системы отслеживания постоянного изменения настроений потребителей, создание системы политической (или дипломатической) поддержки фирмы. Следует отметить, что цели системы в развернутом виде встречаются в основном в дереве целей крупных фирм, занимающихся стратегическим планированием.

Все цели второго уровня должны быть органично связаны между собой в представленной последовательности (от целей входа до целей системы) и ни одна из целей не должна противоречить любой другой.

На третьем этапе  осуществляется декомпозиция целей  второго уровня в соответствии с  конкретными технологическими задачами в пределах каждой целевой программы. Разработка целей третьего, четвертого и, если нужно, последующих уровней происходит при неукоснительном выполнении требования необходимости и достаточности целей третьего (четвертого и последующих) уровня. Сущность данного требования заключается в том, что: достижение всех выделенных целей третьего уровня должно обязательно приводить к достижению соответствующих целей второго уровня; среди целей третьего уровня не должно быть "лишних", избыточных целей или целей "на всякий случай", из-за наличия которых с неизбежностью неэффективно разрастается структура организации и появляются дополнительные неоправданные издержки.

Представление главной  цели в виде дерева целей может  оказаться неполным, так как могут быть потеряны присущие её свойства. Проблема полноты в этом случае решается за счет квалификации эксперта, формирующего полное описание, и использования более сложных структур, например, путем превращения дерева целей в граф более общего вида.

Оценка важности целей  может быть выражена в их ранжировании. В этом случае каждой цели приписывается  порядковый номер, показывающий её относительную  важность для достижения соответствующей  цели более высокого уровня. Другим способом является нормирование по значимости.

Многие цели по своей  природе не поддаются формализации, и, следовательно, их не удается точно  измерить. Другие же цели измеримы, но их величины несопоставимы одна с  другой. Поэтому, чтобы осуществить  общее ранжирование всего дерева целей, используются условные показатели и оценки.

Ранжирование и нормирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок. При этом на основе индивидуальных оценок выводят  общую усредненную оценку.

 

 

1.3. Применение  метода экспертных оценок для  построения дерева целей

 

При исследовании сложных  систем возникают проблемы, выходящие  за пределы формальных математических постановок задач. В таком случае прибегают к услугам экспертов, т.е. лиц, чьи суждения и интуиция могут уменьшить сложность проблемы.

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается  как решение проблемы (в данном случае - прогноз).

Центральным этапом экспертного  прогнозирования является проведение опроса экспертов.

Методы опроса подразделяется:

  • индивидуальный или групповой (коллективный);
  • личный (очный) или заочный (путем пересылки анкет);
  • устный или письменный;
  • открытый или скрытый.

Индивидуальный опрос  позволяет максимально использовать способности и знания каждого  специалиста. В отличие от индивидуального  при групповом опросе специалисты  могут обмениваться мнениями, учесть упущенное каждым из них, скорректировать свою оценку.

Недостатки такого опроса состоят в сильном влиянии  авторитетов на мнения большинства  участников экспертизы, в трудности  публичного отказа от своей точки  зрения и в ряде других факторов психофизиологической совместимости.

Среди методов индивидуального  экспертного прогнозирования следует  выделить метод интервью, аналитические  экспертные оценки (например, в виде докладной записки), морфологический  анализ и др., хотя некоторые из них, например, метод генерации идей, экспертных оценок и другие могут применяться и в коллективном варианте.

Использование метода дерева целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место  ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.

Метод дерева целей - широко применяется для прогнозирования  возможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемое дерево целей тесно увязывает  между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Проблема ранжирования целей функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно и требует применения наиболее объективных методов, например метода экспертных оценок.

В данном случае применение метода экспертных оценок проводится в два этапа:

На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертных групп на выбранных уровнях управления и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей.

На втором организационном этапе осуществляется отработка результатов экспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными, по мнению экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности).

Процесс обсуждения выбранных  целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.

Оценка относительной  важности целей и значимости связей между ними производится с помощью экспертов, причем для последовательного определения значимости целей и задач на различных уровнях обычно используются оценочные матрицы.

Оценка коэффициентов  взаимосвязей с помощью этих матриц производится, например, следующим  образом: в 10 баллов оценивается такое влияние одного фактора на другой, без которого невозможно решить поставленную задачу. В 9,8 и 7 баллов оценивается влияние, без которого решение задачи будет соответственно в сильной, средней и слабой степени затруднено. Оценки 6,5 и 4 балла присваиваются в тех случаях, когда влияние одного фактора может в той или иной степени (сильной, средней, слабой) ускорить развитие другого фактора или решение задачи. Минимальный уровень влияния одного фактора на другой оценивается в 1 балл.

Требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов.

  • Оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке.
  • Трудоемкость опроса должна быть в допустимых пределах.
  • Экспертная документация не должна допускать двоякого понимания вопросов.
  • Экспертная документация должна быть, по возможности, однородной и полной.
  • Выбранная система шкал экспертной оценки должна быть обоснована и доведена до сведения эксперта.
  • Цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам. Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование.

Информация о работе Исследование целей управления