Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 09:40, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Качество, как объект стратегического управления 5
1.1 Понятие и сущность качества 5
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности 8
2 Анализ системы качества ОАО «УАЗ» 15
2.1 Краткая характеристика и история ОАО «УАЗ» 15
2.2 Политика и цели в области качества ОАО «УАЗ» 18
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 22
3. Современные системы качества в стратегическом менеджменте 30
3.1 Виды мировых систем качества 30
3.2 Сущность японского управления качеством 33
Заключение. 42
Список использованной литературы 44
Приложения 46
Стратегический менеджмент
Тема: «Качество как статегическая цель»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции является весьма актуальной. Для предприятий существенно усложнилась реализация продукции, на внутреннем рынке - из-за ввоза импортной продукции, на внешнем рынке - вследствие не способности продукции конкурировать, отсутствия опыта и навыков торговли на насыщенных рынках, пренебрежения принятыми там правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества. Серьезным препятствием на пути экспорта продукции на западные и другие зарубежные рынки является значительное отставание предприятий от мировой практики в части создания современных систем качества и подтверждения их соответствия общепринятым международным требованиям.
В условиях развитых рыночных отношений острая конкуренция предоставляет потребителю широкие возможности для выбора. При этом решающим аргументом в пользу того или иного поставщика является не просто высокое качество его продукции. Сегодня на рынке побеждает тот, кто обеспечивает стабильно высокое качество. Для предприятий потребителей разница между «высоким качеством» и «стабильно высоким качеством» достаточно ощутима, особенно когда речь идет о заказах, исчисляемых не сотнями и тысячами, а уже десятками тысяч, как, в автомобилестроении.
Цель написания курсовой работы – рассмотрение понятий качество, стратегия и конкурентоспособность, а так же международных систем качества.
Задачи, решаемые в курсовой работе - изучение существующих методик стратегического анализа, анализ политики и целей в области качества отдельного предприятия, изучение его внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон. Изучение качества продукции отдельного предприятия.
Объект исследования - ОАО «Ульяновский
автомобильный завод», предприятие является одним из производителей
полноприводных автомобилей. Предмет
исследования – понятие «качество», как
статегическая цель в развитии предприятия.
1. Качество, как объект стратегического управления
1.1 Понятие и сущность качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - это категория философская. Однако наряду с философскими определениями понятия качество существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию высококлассный, дорогой.
Необходимость стандартизации терминологии привела к появлению унифицированной системы терминов для всех отраслей бизнеса и промышленности, в которой дается следующее определение качества. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Так, например в одном источнике качество определяется как комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. В другом источнике, качество трактуется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
При этом исходным в определении качества является понятие потребности. Для удовлетворения экономических потребностей (части потребностей общества) необходима экономическая деятельность. В свою очередь, отношение к собственности и общественно-экономический строй определяют в большей степени социальные формы проявления и удовлетворения экономических потребностей.
Рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, вызванного их потребностями. Решающую роль на рынке нередко играет субъективное восприятие качества: покупатель выбирает товар с учетом его новизны, моды, экономичности, надежности, эстетичности, воздействия рекламы и настоятельной потребности.
В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы основные термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности.
В понятие качества входят термины характеристика и объект.
Характеристика - представляет собой взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде таблицы, формулы, графики или текста. Например, функция объема спроса (Q) от цены (Ц), по существу, является ценовой характеристикой конкретного товара. Следовательно, с увеличением спроса при той же цене (Q1→Q2) можно констатировать улучшение качества и возрастание дохода.
Объект - это то, что может быть индивидуально рассмотрено и описано. Например, процесс, деятельность или продукция, отдельное лицо, организация, система или любая комбинация из них. Термин процесс обозначает совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, преобразующих входящие элементы в выходящие (ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология). Результатом процессов или деятельности является продукция. Она может быть представлена в виде материалов, оборудования, программного обеспечения, услуг (деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя) или любой комбинации из них.
Свойство - выражает такую сторону предмета, которая подчеркивает его различие или общность с другими предметами и проявляется в его отношении к ним. Свойство, как и качество, представляет собой философскую категорию и обычно обобщает ряд характеристик объекта. Так, при изучении количественных показателей качества было стандартизировано 13 свойств пяти групп промышленной продукции.
В повседневной жизни и рекламе широкое распространение получили такие определения качества, как настоящее качество, американское качество, европейское качество, повышение качества, а также связанные с понятиями лучше-хуже, выше-ниже, хорошо-плохо и т.д.
Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины относительное качество, уровень качества и мера качества. Относительное качество предполагает классификацию объектов в зависимости от их превосходства или ущербности, т.е. в сравнительном смысле.
Уровень качества применяется при статистическом контроле (в количественной оценке) во время приемки. Мера качества используется при проведении точных технических оценок. Еще недавно практиковался способ простого совмещения индивидуальных показателей характеристик качества (комплексный, групповой, обобщенный и интегральный показатели качества). Однако подобный набор характеристик не отражал полностью физическую сущность, весь набор потребительских свойств продукции. Остались в прошлом и попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов, присвоение знака качества (аттестация объектов по уровням качества).
Система качества является целевой подсистемой управления организацией и представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).
Цели, задачи и требования к качеству и элементам системы качества определяются в процессе планирования качества. Основные направления и цели, официально сформулированные высшим руководством, формируют политику организации в области качества. Обеспечение качества представляет собой комплекс видов деятельности (в том числе и планирование), осуществляемых в рамках системы качества, для обеспечения выполнения требований к качеству продукции. Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышения потребительских свойств продукции, качества услуг. [1, стр. 8-12]
1.2 Качество, как фактор конкурентоспособности
Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем увеличения полезности для потребителя производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, принимают различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы.
Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. Первое понимание стратегии базируется на то, что стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более она совершенно неверна в экономике рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения организации в рыночной экономике должна в первую очередь нести в себе возможность получения преимуществ от изменений.
При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом менеджменте, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.
Известный специалист в области стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
По И. Ансоффу, существует четыре различные групповые стратегии:
• правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность - основные оперативные приемы.
Так же он выделяет несколько отличительных особенностей стратегии.
В настоящее время на рынке огромный выбор товаров и для того, чтобы предприятие выгодно отличалось от своих конкурентов ему необходимо постоянно улучшать качество выпускаемой продукции. Более качественный товар, по сравнению с конкурентами намного увеличивает конкурентоспособность предприятия. Таким образом, одним из приоритетов при разработке стратегии предприятия является акцентирование на качестве продукции.
Теперь давайте рассмотрим понятие конкурентоспособность более детально.
Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
Конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях (таблица 1)1