Коммуникативные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

Костромитина ВКР.docx

— 108.85 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исходя из вышесказанного стоит отметить, что организаторские и коммуникативные качества являются важнейшими составляющими эффективности предпринимательской деятельности. Следуя  этому, в следующей главе мы дадим характеристику организаторским и коммуникативным качествам.

 

 

 

 

1.2  Характеристика  организаторских и  коммуникативных  качеств личности

В современном обществе увеличивается  количество профессий, связанных с  активным взаимодействием человека с другими людьми. Важнейшими факторами  достижения успеха в этих профессиях являются коммуникативные и организаторские  способности, и сформированные на их основе умения установить взаимоотношения  с людьми. Существенную роль в формировании межличностных отношений и в  организаторской деятельности играют свойства личности. В связи с этим можно говорить, что изучение и  развитие коммуникативных и организаторских  способностей и диспозиций личности являются достаточно актуальным направлением психологической теории и практики.

Под организаторскими способностями  понимают комплекс индивидуально-психологических  качеств и свойств человека, являющийся одним из ведущих условий успешного  овладения им организаторской деятельностью.

Коммуникативными способностями  называют свойство личности, обеспечивающее эффективность её коммуникативной  деятельности, то есть общения с  другими личностями, и психологическую  совместимость.

Коммуникативные и организаторские  способности выступают в качестве стержневых в профессиях, которые  по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими  людьми. При таких профессиях без  этих способностей не может быть обеспечен  успех в работе. Главное содержание деятельности работников в данном случае – руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительное  и бытовое обслуживание людей  и т.д.

К профессиям, требующим  высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд преподавателя, тренера, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных  учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит  от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные  и организаторские способности, согласно классификации Климова, являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек–человек».

Говоря отдельно о коммуникативных  способностях, можно добавить, что  от умения общаться зависит не только психологический комфорт человека, но и его успешность в жизни.

Проблема диспозиций личности в психологии в наше время не менее  актуальна.

Большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, используют по отношению к человеку язык описания, в котором человек предстаёт  в виде набора параметров. Этот набор  параметров ещё с XX века принято  называть профилем личности, каждый отдельный  показатель из которого обычно называется чертой или диспозицией.

По И.О. Ядову, диспозиция – это предрасположенность субъекта к оценке и определённому способу  поведения, являющаяся психологическим  выражением взаимоотношения потребностей и конкретных условий деятельности.

Гордон Олпорт полагал, что  каждая личность уникальна и что  ее уникальность наилучшим образом  может быть понята через определение  конкретных черт личности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет  различные требования к психическим  и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек  способен успешно и на высоком  уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к  данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство  пропорции, музыкальный слух и т.п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.

Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических  свойств личности.

Наиболее важными являются:

1.      Психологическая  избирательность - способность адекватно,  без искажения отражать психологию  организации. 

2.      Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.

3.      Психологический  контакт - способность устанавливать  меру воздействия, влияния на  других людей. 

4.      Требовательность - способность предъявлять адекватные  требования в зависимости от  особенностей ситуации.

5.      Склонность  к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.

6.  Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди других организаторских  качеств следует отметить такие  как:

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;

Гибкость - способность реально  оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;

Работоспособность - способность  длительно выполнять работу с  высокой эффективностью;

Настойчивость - волевое  свойство личности, проявляющееся в  упорном стремлении достичь сознательно  поставленной цели;

Самостоятельность - способность  осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без  чужой помощи;

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;

Инициативность - умение действовать  энергично, способность выдвигать  идеи и намечать пути их воплощения.

Общей основой развития руководителя как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать  или не выступать в качестве фактора  успешности руководителя в зависимости  от того, какие ресурсы руководителя - интеллектуальные или коммуникативные  включены в его деятельность.

Существенное значение имеют  для деятельности руководителя коммуникативные  качества:

    • способность к кооперации и групповой работе;
    • поведенческие ориентации при разрешении конфликтных         ситуаций;
    • социальная компетентность при реализации своих целей.

Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

а) субординационное, или  общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

б) служебно-товарищеское - это  общение между руководителями-коллегами.

в) дружеское - это общение  на основе морально-психологических  норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно  применить тот или иной стиль  общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать  деловые контакты.

Умение устанавливать  деловые контакты, располагать к  себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

Неотъемлемым компонентом  культуры речи является требование информационной насыщенности сообщения. Объем высказывания должен соответствовать количеству информации, включённому в него. Перекос в сторону объёма высказывания порождает многословие и, вследствие этого, негативную реакцию со стороны  собеседника. Перекос в сторону  объёма информации ведёт к недостаточно полному её пониманию и также  снижает эффективность коммуникаций. Эффективные коммуникации требуют  лаконичности и структурной простоты построения фраз.

Любое высказывание осуществляется на том или ином эмоциональном  фоне. Отсутствие эмоциональной окраски, так же как и её гипертрофирование, - ошибка речи. Поэтому одним из правил культуры речи является соразмерность, гармония содержания высказывания и  меры его эмоциональной насыщенности.

Результативность делового общения связана с невербальными (несловесными) компонентами. К невербальным характеристикам общения относятся  интонации, мимика, жесты, поза. Их характер, а также мера выраженности должны быть адекватны содержанию самого высказывания, должны помогать понять его, быть иллюстративными. По мнению специалистов, более половины межличностного общения суть общение  невербальное.

Ещё одним важнейшим требованием  культуры речи выступает её адекватность особенностям адресата – того, к  кому она обращена. «Истина лежит  не на устах говорящего, в ушах слушающего». Реализация данного требования предполагает учёт говорящим культурно-образовательного уровня адресата, его профессиональных знаний и компетентности, ценности ориентаций и интересов, насущных для  него потребностей, а также его  личностных качеств и опыта. Следует  говорить на том «языке», который  характерен для адресата. Способность  говорить «на разных языках» - важное умение руководителя, позволяющее ему «быть своим» в очень разных социальных и профессиональных группах.

Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной  компетентности руководителя.

Мотивационно-волевые качества:

    • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
    • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
    • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
    • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот главные  морально-нравственные качества, которые  отмечаются в первую очередь и  служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для  коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с  психологическим климатом в коллективе.

Все перечисленные личностные особенности оказывают непосредственное влияние на формирование образа руководителя у его подчинённых, на то как он будет ими воспринят.

Коммуникативные и организаторские  склонности проявляются в умении четко и быстро устанавливать  деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять  контакты, участвовать в групповых  мероприятиях, в стремлении проявлять  инициативу, смекалку, находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности.

Богославский писал, что  способность можно определить как  синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней[5].

В отличие от характера  и всех других свойств личности способность – это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Платонова дает следующую  формулировку понятию «способность»:

способности – это совокупность таких свойств личности, которые  определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования  в ней [7].

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности  человека выступают как некоторая  возможность. Подобно тому, как брошенное  в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который  может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности  человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены  эти знания и умения, превратится  ли возможность в действительность, зависит от множества условий. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество  способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая  не может осуществляться без наличия  этих способностей.

Информация о работе Коммуникативные личности