Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53
Таким образом, исходя из вышесказанного стоит отметить, что организаторские и коммуникативные качества являются важнейшими составляющими эффективности предпринимательской деятельности. Следуя этому, в следующей главе мы дадим характеристику организаторским и коммуникативным качествам.
1.2 Характеристика
организаторских и
В современном обществе увеличивается
количество профессий, связанных с
активным взаимодействием человека
с другими людьми. Важнейшими факторами
достижения успеха в этих профессиях
являются коммуникативные и
Под организаторскими способностями понимают комплекс индивидуально-психологических качеств и свойств человека, являющийся одним из ведущих условий успешного овладения им организаторской деятельностью.
Коммуникативными
Коммуникативные и организаторские
способности выступают в
К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд преподавателя, тренера, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.
Таким образом, коммуникативные
и организаторские способности,
согласно классификации Климова, являются
важными факторами для
Говоря отдельно о коммуникативных
способностях, можно добавить, что
от умения общаться зависит не только
психологический комфорт
Проблема диспозиций личности в психологии в наше время не менее актуальна.
Большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, используют по отношению к человеку язык описания, в котором человек предстаёт в виде набора параметров. Этот набор параметров ещё с XX века принято называть профилем личности, каждый отдельный показатель из которого обычно называется чертой или диспозицией.
По И.О. Ядову, диспозиция
– это предрасположенность
Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.
Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.
Наиболее важными являются:
1. Психологическая
избирательность - способность адекватно,
без искажения отражать
2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
4. Требовательность
- способность предъявлять
5. Склонность
к организаторской
6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
Среди других организаторских качеств следует отметить такие как:
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя при этом принципиальных позиций;
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Общей основой развития руководителя
как специалиста и как
Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества:
Руководитель в свой деятельности постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это
общение между руководителями-
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если руководитель обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.
Неотъемлемым компонентом
культуры речи является требование информационной
насыщенности сообщения. Объем высказывания
должен соответствовать количеству
информации, включённому в него.
Перекос в сторону объёма высказывания
порождает многословие и, вследствие
этого, негативную реакцию со стороны
собеседника. Перекос в сторону
объёма информации ведёт к недостаточно
полному её пониманию и также
снижает эффективность
Любое высказывание осуществляется
на том или ином эмоциональном
фоне. Отсутствие эмоциональной окраски,
так же как и её гипертрофирование,
- ошибка речи. Поэтому одним из правил
культуры речи является соразмерность,
гармония содержания высказывания и
меры его эмоциональной
Результативность делового
общения связана с
Ещё одним важнейшим требованием
культуры речи выступает её адекватность
особенностям адресата – того, к
кому она обращена. «Истина лежит
не на устах говорящего, в ушах слушающего».
Реализация данного требования предполагает
учёт говорящим культурно-
Сочетание указанных требований является одним из условий коммуникативной компетентности руководителя.
Мотивационно-волевые качества:
Морально-этические (нравственные) качества. Они являются залогом авторитета руководителя. Честность, порядочность, принципиальность – вот главные морально-нравственные качества, которые отмечаются в первую очередь и служат основой для любой личностной оценки. Они важнейшие, но не единственные. Согласно проведённым опросам, для коллектива значимы и такие качества как, справедливость, уважение к другим людям, умение держать своё слово, обязательность, доброжелательность. Все эти качества непосредственно коррелируют с психологическим климатом в коллективе.
Все перечисленные личностные
особенности оказывают
Коммуникативные и организаторские склонности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности.
Богославский писал, что способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней[5].
В отличие от характера и всех других свойств личности способность – это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.
Платонова дает следующую формулировку понятию «способность»:
способности – это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней [7].
По отношению к навыкам,
умениям и знаниям способности
человека выступают как некоторая
возможность. Подобно тому, как брошенное
в почву зерно является лишь возможностью
по отношению к колосу, который
может вырасти из этого зерна,
но лишь при условии, что структура,
состав и влажность почвы, погода
и т.д. окажутся благоприятными, способности
человека являются лишь возможностью
для приобретения знаний и умений.
А будут или не будут приобретены
эти знания и умения, превратится
ли возможность в
Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.