Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53
Испытуемые, получившие оценку 1–4 балла, характеризуются очень
низким уровнем проявления
коммуникативных и
Набравшие 5–8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка в 13–16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень
По данным таблицы составим диаграмму исследования коммуникативных и организаторских способностей менеджеров
На основе представленной таблицы сделаем вывод, что в исследуемой нами группе 10 человек имеют низкий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, т.к. набрали от 2 до 7 баллов.
Средний уровень проявления
коммуникативных и
Высший уровень
Очень низкий уровень и высший уровень не имеет никто из исследуемой группы.
По результатам исследования на основании опросника Л. П. Калининского по исследованию коммуникативных и организаторских способностей составим сводную таблицу:
Адаптивное поведение |
||
Направленность |
стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива (101–105) 18 человек |
Содержательность и |
Деловитость |
стремление к повышению
деловых и организаторских |
Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности (56–60) 2 человека |
Доминирование |
стремление к лидерству (111–115) 15 человек |
властность (61–65). 5 Человек |
Уверенность в себе |
самоуважение (116–120) 9 человек |
самолюбие (66–70) 11 человек |
Требовательность, жесткость |
требовательность (121–125) 15 человек |
жесткость (71–75) человек |
Упрямство, негативизм |
упрямство (126–130) 10 человек |
скептицизм (76–80) 10 человек |
Уступчивость |
уступчивость (131–135) 3 человека |
кротость (81–85) 0 |
Зависимость |
послушание (136–140) 2 человека |
неуверенность в себе (86–90) 3 человека |
Психологический такт |
тактичность (141–145) 2 человека |
чуткость (91–95) 1 человек |
Отзывчивость |
отзывчивость (146–150) 1 человек |
бескорыстие (96-100) 2 человека |
Результаты представим в виде таблицы
Не все испытуемые из первой группы прошли этот тест до конца, им пришлось дольше объяснять правила заполнения анкет, применять дополнительную мотивацию для заполнения анкет. Вторая экспериментальная группа отнеслась к исследованию ответственно, они быстрее справились с заданием, что так же характеризует в них людей упорных в достижении поставленных задач, заинтересованных ко всему новому, идущими на контакт.
Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя. Испытуемым было предложено оценить предложенные факторы по 7-балльной оценке. Каждый оценивал себя. В таблице представлено общее количество баллов набранных каждым испытуемым призаполнении опросника.
Таблица №3.
№ |
Ф.И.О. |
Количество баллов |
1 |
Авдеева |
35 |
2 |
Аверьянова |
162 |
3 |
Богданова |
106 |
4 |
Вилкова |
90 |
5 |
Гусева |
147 |
6 |
Дударев |
54 |
7 |
Жукова |
55 |
8 |
Землянская |
110 |
9 |
Иванова |
50 |
10 |
Коровина |
75 |
11 |
Левков |
30 |
12 |
Мусорина |
155 |
13 |
Опоров |
170 |
14 |
Петров |
178 |
15 |
Ревякин |
159 |
16 |
Сидоров |
35 |
17 |
Тимохин |
144 |
18 |
Тимофеев |
170 |
19 |
Уваев |
144 |
20 |
Федотов |
179 |
Уровни эффективности управленческой деятельности приведены ниже.
30-48 баллов - руководитель не соответствует требованиям управленческой деятельности;
49-60 баллов - руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации;
61-90 баллов - эффективность работы руководителя слишком мала;
91-120 баллов - руководитель недостаточно эффективен:
121-150 баллов - эффективность руководителя еще недостаточна:
151-179 баллов - есть все
возможности повысить свою
180-210 баллов - эффективный руководитель.
По данным опроса можно сделать вывод, что управленческие характеристики наблюдаются у второй экспериментальной группы (управленцы), первая группа (рабочие) характеризуется отсутствием качеств управленца, что доказывает некую взаимосвязь между качествами характера и выбором профессии.
Табл№4. По методикам М. Снайдера «Оценка способностей», В.Н. Лавриненко «Уровень деловых качеств»
№ |
Фамилия, Имя, Отчество. |
исследуемые способности личности менеджера | |
уровень способностей |
уровень деловых качеств | ||
1 |
Авдеева |
в |
с |
2 |
Аверьянова |
с |
с |
3 |
Богданова |
в |
в |
4 |
Вилкова |
с |
с |
5 |
Гусева |
с |
н |
6 |
Дударев |
с |
с |
7 |
Жукова |
в |
с |
8 |
Землянская |
н |
н |
9 |
Иванова |
н |
н |
10 |
Коровина |
с |
н |
11 |
Левков |
с |
с |
12 |
Мусорина |
в |
в |
13 |
Опоров |
с |
с |
14 |
Петров |
с |
н |
15 |
Ревякин |
с |
с |
16 |
Сидоров |
в |
с |
17 |
Тимохин |
н |
н |
18 |
Тимофеев |
н |
н |
19 |
Федотов |
с |
н |
20 |
Уваев |
с |
н |
По итогам проведения анкетирования мы получили (контрольная группа):
№ |
Фамилия, Имя, Отчество. |
исследуемые способности личности |
испытуемый хороший дипломат,
его поведение тактическое | ||
1 |
Авдеева |
А |
2 |
Аверьянова |
А |
3 |
Богданова |
В |
4 |
Вилкова |
А |
5 |
Гусева |
с |
6 |
Дударев |
В |
7 |
Жукова |
в |
8 |
Землянская |
В |
9 |
Иванова |
С |
10 |
Коровина |
с |
11 |
Левков |
А |
12 |
Мусорина |
А |
13 |
Опоров |
В |
14 |
Петров |
А |
15 |
Ревякин |
с |
16 |
Сидоров |
В |
17 |
Тимохин |
в |
18 |
Тимофеев |
В |
19 |
Федотов |
С |
20 |
Уваев |
с |
Результаты Табл. №4 представлены таблицами № 4
испытуемый хороший дипломат |
30% |
испытуемый хороший дипломат, его поведение тактическое |
40% |
поведение испытуемого может быть как дипломатичным, так и авторитарным, в зависимости от обстоятельств |
30% |
По результатам методики М. Снайдера «Оценка способностей», В.Н. Лавриненко «Уровень деловых качеств» мы выявили, что 30% испытуемых «хороший дипломат», 40% относятся к группе с тактическим поведением, 30% относятся к группе, поведение которых может быть как дипломатичным, так и авторитарным, в зависимости от обстоятельств.
На основе проведенного нами исследования можно вывести рекомендации для психологов предприятий, заводов, организаций, корпораций; для управленцев:
1. Проводить лекции, беседы
на тему коммуникаций, для просвещения
менеджеров, работающих на предприятиях,
организациях, фирмах, корпорациях,
для углубления знаний
2. Проводить регулярно тренинги делового общения.
3. Расширить комплекс
диагностических и
4. Помогать руководителю
в выборе своего делового
5. Помочь руководителю
над созданием своего имиджа,
имиджа той организации,
Рекомендации для менеджеров, работающих в сфере управления:
1. Выбрать определенный стиль в управлении своими кадрами.
2. Овладеть различными
тактиками при работе с
3. Постоянно самообразовываться в проблемах делового общения.
Исходя из вышесказанного следует, что уровень организаторских и коммуникативных качеств присущ людям работающим в управленческом аппарате. Они отличаются упорством, креативностью, открытостью, непринужденностью в общении, умении ставить задачи и выполнять их, а так же умеют требовать это и от других, что в свою очередь доказывает нашу гипотезу о том, что существует взаимосвязь между выраженностью организаторских и коммуникативных качеств личности и выбора профессии управленца.
Заключение
Проведя наше исследование мы пришли к выводу:
Реализация способностей
личности является решающим
Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Основываясь на работах В.В. Богословского, Рубинштейна С.Л, Уманского Л.И. мы сделали вывод, что способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и что это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.