Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Сыктывкарский государственный
университет»
Факультет управления
Кафедра менеджмента
и маркетинга
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Зав.кафедрой __________________________
звание,
должность
подпись
Ф.И.О.
“____”_____________201__г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по стратегическому менеджменту
Конкурентные стратегии
ВУЗа
Научный руководитель
Гладкова М.В.
Исполнители,
студенты 430 гр.
Ганова Д.В.
Кротова А.В.
Лялькова Ю.И.
Соколова Н.О.
Солодягина А.А.
Сыктывкар 2013
Содержание:
Введение ………………………………………………………..…………………3
Глава 1. Понятие и механизм разработки
конкурентной стратегии ВУЗа………...……………………………………………………………………...5
1.1. Конкурентные стратегии
ВУЗа …………………………………………......5
1.2. Востребованность выпускников
ВУЗа как способ дифференциации образовательного
учреждения ………………………………………………....14
1.3. Выпускники управленческого
профиля на рынке труда …………………………………………………………………………….………25
Глава 2. Карьерные планы выпускников
факультета управления СыктГу …………………………………………………………………………………….32
2.1. Описание деятельности
Центра содействия занятости учащейся
молодежи и трудоустройства выпускников
при СыктГУ………………….....32
2.2. Планы выпускников факультета
управления после окончания СыктГУ ………………………………………………………………………………….…45
Заключение………………………………………………...…………………..…56
Список использованных источников……………………………………...……59
Приложения
Введение
В соответствии с концепцией
модернизации российского образования
целью высшего профессионального образования
в России является подготовка квалифицированного
работника с определенным набором профессиональных
компетенций. Исходя из данного подхода,
главным результатом деятельности ВУЗа
является эффективное трудоустройство
его выпускников.
Цель курсовой работы – рассмотреть
механизм формирования конкурентной стратегии
вуза в условиях реформирования системы
высшего образования.
Исходя из главной цели исследования,
можно выделить несколько задач для ее
достижения:
- Рассмотреть конкурентные стратегии
ВУЗа, дать им четкую характеристику.
- Описать способы дифференциации, используемые российскими вузами.
- Изучить востребованность выпускников управленческого профиля на рынке труда.
- Описать деятельность Центра содействия занятости учащейся
молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ.
- Выявить карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу.
- Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центра содействия занятости.
Таким образом, объектом курсовой
работы является стратегия развития высшего
учебного заведения, а предметом - механизм
формирования конкурентной стратегии
вуза.
Первая глава посвящена исключительно
теоретическим вопросам, касающихся конкурентной
стратегии ВУЗа. В ней раскрываются основные
понятия и механизм разработки конкурентной
стратегии образовательного учреждения;
востребованность выпускников ВУЗа рассматривается
как способ дифференциации образовательного
заведения; кроме этого, выявляется и анализируется
востребованность выпускников управленческого
профиля на рынке труда
Вторая глава содержит в себе информацию
о Центре содействия занятости учащейся
молодежи и трудоустройства выпускников
при СыкГУ. Кроме того, в ней анализируются
результаты анкетирования, которое было
проведено среди выпускников факультета
управления СыктГУ 2013 года.
Для написания курсовой работы были использованы:
работы авторов, Екшикеева Т.К., Митрофановой
Т.Ю., Топилиной И.И., Эфендиева А.Г., книга
Портера М. «Конкурентная стратегия. Методика
анализа отраслей и конкурентов»; статьи
журналов «Вестник высшей школы», «Вопросы
образования», «Высшее образование в России»;
электронные издания.
В написании данной курсовой работы принимали
участие 5 человек. Обязанности между ними
были распределены следующим образом:
- Ганова Д.В. - разработка Главы 1.
- Кротова А.В. - разработка Главы 1.
- Лялькова Ю.И. - разработка Главы 1, создание презентации.
- Соколова Н.О. - разработка Главы 2, оформление.
- Солодягина А.А. - разработка Главы 2, оформление.
Глава 1. Понятие и
механизм разработки конкурентной стратегии
вуза
- Конкурентные стратегии
ВУЗа
В современных условиях утверждение,
что вуз как образовательное учреждение
может работать без учета реалий рынка
и поэтому не нуждается в маркетинговой
деятельности, неправильно для всех без
исключения вузов. В некотором смысле
рынок образовательных услуг в этом порой
даже опережает другие сферы экономики.
Все российские вузы в той или
иной степени работают в условиях жесткой
конкуренции. Даже если их абитуриентам
и студентам предлагаются образовательные
программы, которые не предлагаются другими
вузами данного региона (что в современных
условиях само по себе маловероятно), во-первых,
абитуриенты и студенты имеют большой
выбор схожих специальностей, а во-вторых,
выпускаемые вузом специалисты будут
выходить на рынок труда и работать в условиях
конкуренции, следовательно, вузы участвуют
в конкуренции на рынке труда.
Таким образом, представляется
очевидным необходимость при разработке
стратегии вуза применять, в том числе,
маркетинговую составляющую стратегии.
В то же время очевидна необходимость
институционального подхода при выработке
стратегии вуза, предполагающего с одной
стороны адаптацию деятельности вуза
к современным требованиям рынка, а с другой
требующего сохранения понимания обществом
специфики образования как особой сферы
деятельности.
Формирование общей стратегии
маркетинга вуза определяет политику
выбора стратегии образовательных услуг
как специфического продукта деятельности
образовательного учреждения. Адаптация
данных стратегий к рынку услуг, в особенности
образовательных, представляется весьма
актуальной, на сегодняшний день, проблемой
[21].
В условиях инновационного
развития качество образования рассматривается
как доминирующий фактор конкурентоспособности.
В то же время, потребители могут оценивать
деятельность образовательных учреждений
непрофессионально, опираясь на субъективные
мнения. Поэтому руководству вуза необходимо
донести до потребительской аудитории
достоверную информацию о деятельности
вуза и создать положительное мнение общественности
о вузе. Следовательно, конкурентная стратегия
вуза должна быть направлена то, чтобы
потенциальные преимущества вуза могли
быть максимально реализованы на конкретных
рыночных сегментах [9].
Методология стратегического
анализа деятельности вуза должна быть
сориентирована на получение данных, более
или менее адекватно характеризующих
предпрогнозную (предплановую) ситуацию
во внутренней и внешней конкурентной
среде организации. Важно при этом учитывать
общие требования стратегического менеджмента
к системе анализа и управления конкурентоспособностью.
Так, согласно разработкам лидирующих
мировых cпециалистов в области конкурентоспособности,
достижение устойчивого конкурентного
преимущества (выражаемого для нашего
случая прежде всего в превосходстве над
родственными организациями в способности
привлекать, удерживать контингент учащихся,
удовлетворять их потребности в получении
знаний и способствовать эффективному
трудоустройству) является основой успешной
стратегии организации [8].
Для формирования конкурентной
стратегии вуза можно воспользоваться
стратегическими моделями, предложенными
для выбора стратегий развития бизнес-структур.
Стратегии конкуренции - это
набор инициатив, направленных на привлечение
и удовлетворение клиентов и укрепления
позиции на рынке. М.Портер выделил три
типа конкурентных стратегий:
- ценовое лидерство – привлечение
потребителей за счет минимальной цены
на рынке;
- дифференциация – привлечение
потребителей за счет максимизации отличий
продукта компании от продуктов конкурентов;
- фокусировка – ориентация компании
на узкий сегмент потребителей по какому-либо
признаку.
Переведем матрицу М.Портера
в термины образовательного рынка [5].
Конкурентное
преимущество
Сфера конкуренции |
Меньшие издержки |
Дифференциация
|
Рынок
массового образования
|
Лидерство по
издержкам
на рынке массового
образования |
Дифференциация на
рынке
массового образования |
Рынок узко специализированного
образования |
Сосредоточение на
издержках на рынке
узко специализированного
образования |
Сфокусированная дифференциация
на рынке элитного узко специализированного
образования |
Рис. 1.1.1. Конкурентные
стратегии для образовательного рынка
Стратегия лидерства по издержкам
подразумевает тщательный контроль за
постоянными расходами, инвестиции в образование,
направленные на реализацию эффекта кривой
опыта, тщательную проработку новых образовательных
услуг, пониженные расходы на маркетинг.
В центре внимания - низкие затраты по
сравнению с конкурентами.
Образовательная услуга с низкими
издержками - это нечто большее, чем простое
движение вниз по кривой опыта. Образовательное
учреждение должно использовать каждую
возможность получения преимуществ в
издержках, не игнорируя при этом принципы
дифференциации, так как с точки зрения
общества образовательная услуга должна
быть приемлемой или сравнимой с услугами
конкурентов.
Конкурентное преимущество
в виде меньших издержек выражается на
рынке в относительно низких ценах на
образовательные услуги среднего качества.
В этом случае вузы либо должны ориентироваться
на рынок массового образования и иметь
высокую рыночную долю, либо на узкую нишу
— узкий сегмент образовательного рынка,
предлагая ограниченный набор узко специализированных
программ обучения по низким ценам.