Конкурентные стратегии ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть механизм формирования конкурентной стратегии вуза в условиях реформирования системы высшего образования.
Исходя из главной цели исследования, можно выделить несколько задач для ее достижения:
 Рассмотреть конкурентные стратегии ВУЗа, дать им четкую характеристику.
 Описать способы дифференциации, используемые российскими вузами.
 Изучить востребованность выпускников управленческого профиля на рынке труда.
 Описать деятельность Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ.
 Выявить карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу.
 Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности центра содействия занятости.

Содержание

Введение ………………………………………………………..…………………3
Глава 1. Понятие и механизм разработки конкурентной стратегии ВУЗа………...……………………………………………………………………...5
1.1. Конкурентные стратегии ВУЗа …………………………………………......5
1.2. Востребованность выпускников ВУЗа как способ дифференциации образовательного учреждения ………………………………………………....14
1.3. Выпускники управленческого профиля на рынке труда …………………………………………………………………………….………25
Глава 2. Карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу …………………………………………………………………………………….32
2.1. Описание деятельности Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ………………….....32
2.2. Планы выпускников факультета управления после окончания СыктГУ ………………………………………………………………………………….…45
Заключение………………………………………………...…………………..…56
Список использованных источников……………………………………...……59

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2013.docx

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Помимо востребованности выпускников ВУЗов как способа дифференциации образовательного учреждения, уточним какие профессии в 2013 году в России пользуются спросом на рынке труда.

  На сегодняшний день  остро стоит вопрос о трудоустройстве  молодых специалистов и перенасыщении  рынка труда в тех или иных  сегментах. Необходимо направить  работу образовательных учреждений  на обеспечение профессиональной  подготовки выпускника на опережение.

Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальных социально-экономических параметров. Выбирая специальность, с которой выпускник вуза намерен связать свою жизнь, стоит ознакомиться со списком, в который включены самые востребованные профессии. Юристы, экономисты – рынок труда перенасыщен этими специальностями. На них огромный конкурс, высокие цены на обучение…. И абсолютное отсутствие спроса. 80% выпускников юридических академий, экономических факультетов и т. п. не работают по специальности. Они невостребованны.

По данным, СМИ отмечает ТОП 10 востребованных профессий в России на 2013 год:

1. Продавец-консультант (розничная торговля), Менеджер по продажам (оптовая торговля)

2. Инженер-технолог на производстве

3. Менеджер по логистике

4. Менеджер по закупкам в сырьевой отрасли, инженер, начальник участка

5. Инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер-сметчик

6. Программист, разработчик мобильных приложений

7. Финансовый консультант, менеджер по работе с клиентами, менеджер по продаже финансовых услуг

8. Монтажник по монтажу ж/б конструкций, монтажник слаботочных сетей, электромонтер

9. Бухгалтер

10. Фармацевт, провизор.

Характерно, что в список не попали юристы, менеджеры по персоналу и другие специалисты, которые занимали лидирующие позиции в прошедшие годы [23].

О востребованных профессиях на 2013 год в России высказались и специалисты.

«В этом году мы наблюдаем тенденцию динамичного перемещения кандидатов топ-уровня, причем перестановка первых лиц осуществляется практически во всех сегментах экономики, не зависимо от масштаба ведения бизнеса. Кроме того, вторая половина года всегда сопровождается составлением стратегических планов развития на будущий год. Акционеры принимают решения о том, в какие существующие направления своей компании они готовы делать вложения, а какие сферы еще предстоит развивать. В свою очередь, выделение какого-то подразделения в отдельный бизнес, то есть создание отдельной структуры компании, всегда требует своего руководителя. Все эти факты лишь подтверждают наши прогнозы на 2013 год: наиболее востребованными кандидатами будут управленцы.   В сегмент FMCG (Fast Moving Consumer Goods – товары с высокой оборачиваемостью) потребуются директора по продажам, для розничной сети - управляющие розничной сетью,  или директора по логистике. Для интернет-торговли  востребованными будут кандидаты на позицию "директора проектов", который в силу специфики бизнеса, будет отвечать за создание бизнеса, в том числе, разработку сайт, а также специалисты, отвечающие за управление платежной системой. В банковской сфере будут востребованы риск-менеджеры, управляющие розничным направлением и IT-директора», - рассказывает управляющий партнер "Агентства Контакт" Марина Тарнопольская [24].

Как и раньше, наблюдается дефицит профессионалов в промышленности, топливно-энергетической сфере, автомобилестроении. Ведь банковский сектор и ТЭК всегда считались более «денежными». Немало новых вакансий появится в сфере товаров народного потребления, индустриальной промышленности, IT и телекоммуникаций.

По оценка сегодня на рынке труда в России профессия маркетолога является одной из наиболее востребованных. Более того, спрос на хороших маркетологов растёт с невероятной скоростью. По прогнозам консалтинговых агентств, маркетологи через пару-тройку лет будут представлены в каждой компании так же, как бухгалтеры и секретари. Сейчас маркетологи стали наиболее востребованы именно как исследователи рынка, создатели стратегии развития предприятия. Их должностные обязанности на каждом конкретном предприятии изменились, расширились и модифицировались. Сейчас нужны и директора по маркетингу, и рядовые маркетологи, и даже отдельно представленные маркетологи-аналитики, которые занимаются исключительно аналитической работой [27].

Количество маркетинговых позиций уверенно растёт во всех отраслях - выяснили эксперты рекрутинговой компании Antal Russia.  Восстанавливается рекрутинговая активность издательств, медийных агентств. B2B-сектор, который исторически не проявлял активности в найме маркетологов, в последнее время демонстрирует значительный спрос на менеджеров по маркетингу и PR. Крупные интернет-проекты ищут специалистов по интернет-маркетингу и SEO-оптимизации. Продолжает расти и уровень предлагаемых кандидатам компенсаций. По мнению экспертов рекрутинговой компании Antal Russia, они в каком 2013 годк увеличатся на 15-20% по сравнению с началом 2011 года. Однако утверждать, что кандидаты вновь могут диктовать свои условия работодателям, ещё преждевременно. Самые высокие зарплаты маркетологам предлагают телекоммуникационные компании, компании отрасли производства и продажи потребительских товаров, маркетологи товаров повседневного спроса.

Сферы, в которых больше всего вакансий для маркетологов:

• производство и продажа потребительских товаров (Consumer Goods / FMCG)

• розничная торговля

• телекоммуникации

• B2B.

 

Наиболее востребованные профессии профиля маркетинг.

Менеджеры в сфере маркетинг активно открывают как крупные мультинациональные корпорации, так и небольшие узкоспециализированные компании. Высокий спрос на них отмечается со стороны компаний, работающих в секторе производства и продажи потребительских товаров, они же предлагают самые большие зарплаты. Как и для большинства маркетинговых специалистов, в последнее время одним из наиболее востребованных навыков менеджеров по маркетингу является опыт продвижения в социальных сетях. Растут требования к кандидатам в области образования. Если раньше на диплом понравившегося кандидата не обращали практически никакого внимания, то теперь работодатели отдают предпочтение соискателям с профильным образованием. Также ценятся специалисты с дипломами финансовых вузов.

• Бренд-менеджер

Спрос на этих специалистов сейчас большой: практически в каждой компании, вне зависимости от индустрии, открыта такая позиция.  Бренд-менеджеры востребованы в производстве и продаже потребительских товаров, фармацевтической отрасли. Основными требованиями к кандидатам остаются опыт от трёх лет по специальности, навыки работы с ATL  (above-the-line—традиционный вид рекламы — в прессе, на телевидении и радио, наружная и полиграфическая реклама) - и BTL (below-the-line —комплекс маркетинговых коммуникаций,включает в себя :стимулирование сбыта, мерчандайзинг) -комплексами, умение создать стратегию развития бренда, навыки бюджетирования. Очень востребованы так называемые digital-функции — использование различных электронных каналов продвижения бренда.

• Трейд-маркетолог

Роль  в сфере trade marketing продолжает набирать вес. Крупные международные компании, продающие «продукт на полке», заинтересованы в опытных менеджерах по торговому маркетингу. Устойчивый спрос на них также отмечается со стороны пищевого, косметического и DIY-секторов (Do It Yourself— культура обучения полезным навыкам, в ходе работы над каким-либо изделием, разработкой или физически осуществимым на какой-либо стадии проектом) Работодатели предпочитают видеть на этой позиции кандидатов, имеющих опыт работы в крупных FMCG-компаниях.

• PR-менеджер

Ситуация на рынке труда менеджеров по связям с общественностью стабилизировалась. По количеству вакансий, уровню предлагаемых заработных плат можно сделать вывод, что рынок восстановился до своих докризисных значений. PR-менеджеры востребованы практически во всех отраслях. Появившаяся в кризис тенденция искать «мастеров на все руки» сохраняется: от пиарщика требуются навыки написания PR-материалов, организации и проведения мероприятий, умение формировать коммуникационную стратегию. Особенно сейчас востребованы навыки интернет-продвижения (соцмедиа, блогги, твиттер ).

• Online-маркетолог

Одним из наиболее ярких трендов сейчас является акцент на интернет-маркетинг. На рынке ощущается значительный дефицит кандидатов, обладающих глубоким пониманием онлайн-среды и навыками эффективного стимулирования сбыта. В основном менеджеров по интернет-маркетингу набирают рекламные и интернет-агентства, предоставляющие клиентам комплексные решения по продвижению в Сети. Однако крупные компании из других отраслей, осознавая необходимость использования онлайн-инструментов в маркетинге, также открывают вакансии в этой области. Весьма востребованы сейчас менеджеры по работе с социальными медиа, специалисты по поисковой оптимизации [31].

Если обратиться к спросу на специалистов по маркетингу, то можно констатировать значительное влияние на него географического фактора и фактора развитости производственно-экономической инфраструктуры, которая особенно развита в регионах с высокой производственной и финансовой концентрацией. Это Центральный, Северо-западный и Приволжский регионы России. Наибольший спрос на специалистов по маркетингу предъявляют предприятия и организации Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. Что касается таких регионов, как Сибирь и Дальний Восток, то здесь потребность в специалистах по этому направлению, хотя и имеет тенденцию к медленному росту, остается незначительной. В Петербурге спрос на специалистов в области маркетинга является очень высоким. Здесь ежемесячно появляется 40-50 и более новых вакансий, связанных с маркетингом (маркетолог, директор по маркетингу, начальник отдела маркетинга, исследователь рынка и др.) [27].

Кроме маркетологов, в сфере управления  наиболее востребованными также сегодня являются опытные высококвалифицированные управленцы, менеджеры по продажам, специалисты по рекламе. Эти специалисты нужны как в кризис, так и в экономический подъем. Большой упор сегодня ставится на менеджеров по персоналу, потому как пришла пора подбирать, удерживать и мотивировать сотрудников. В банковской сфере требуются риск – менеджеры, специалисты занимающиеся оценкой рисков по кредитным операциям [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Карьерные планы выпускников факультета управления СыктГу

 

    1. Описание деятельности Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ

Объект исследования - Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ, предмет - деятельность Центра (цель, задачи, функции, основные проблемы).

Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ был создан 1 августа 2002 года при содействии департамента Федеральной государственной службы занятости населения Республики Коми.

Данное учреждение является структурным подразделением Управления качества и развития образовательной деятельности СыктГУ. Центр строит свои отношения с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления во всех сферах деятельности на основе договоров.

Основной целью Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ является содействие занятости студентов и эффективному трудоустройству выпускников университета.

По словам начальника Центра Русеевой Натальи Николаевны, на настоящем  этапе, на момент окончания университета благодаря Центру трудоустроено около 53 % студентов. В принципе, это нормальная цифра, говорит Наталья Николаевна, так как на последнем курсе у студентов в приоритете написать диплом, сдать государственные экзамены, а потом уже работа. Но многие выпускники задумываются о том, что в июне они все получают дипломы, и все оказываются на рынке труда. Большой конкуренции не избежать! И поэтому, на сегодняшний день миссию Центра переформулировали. По словам Натальи Николаевны, в Центре теперь не только трудоустройство выпускников и студентов, но и более активное взаимодействие с работодателями. Причем, это не какие-то там малые предприятия, а все отрасли бизнеса! От мелкого предпринимательства до крупных предприятий.

Главной задачей Центра являются методическое обеспечение и координация работы кафедр и деканатов по проведению исследований и предоставлению информации и аналитических отчётов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников СыктГу.

Второстепенные задачи Центра:

  • информирование студентов и руководства университета о положении на рынке труда и перспективах трудоустройства выпускников;
  • информирование студентов о вузовской и послевузовской подготовке(дополнительное образование) в СыктГУ по тем или иным специальностям;
  • информирование заинтересованных организаций об уровне подготовки выпускников СыктГУ;
  • налаживание партнерства с организациями и учреждениями, заинтересованных в квалифицированных специалистах, выпускниках СыктГУ;
  • проведение мероприятий, содействующих занятости студентов и выпускников университета.

Таким образом, Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников при СыктГУ выполняет функции организационного, аналитического и консультационного характера:

  1. организационные:
    • маркетинговые исследования регионального рынка труда по востребованности специалистов-выпускников СыктГУ;
    • участие в научно-исследовательских программах и проектах Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, региональных органов государственной власти по направлениям деятельности центра;
    • проведение тематических и проблемных семинаров, конференций;
    • подготовка информационных выпусков, справочников, методических пособий, рекомендаций для кафедр и деканатов СыктГУ;
    • участие в проведении выставок, конкурсов, школ, семинаров, конференций,ярмарок вакансий по направлениям деятельности центра;
    • ведение информационной и рекламной деятельности, направленной на реализацию задач Центра;
    • разработка информационной системы, обеспечивающей заинтересованных лиц, подразделений университета, студентов, выпускников и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг (стажировка, временная занятость, трудоустройство по окончании университета);
    • осуществление взаимодействия с другими Центрами содействия занятости молодежи;
    • информирование кафедр и деканатов о тенденциях спроса на рынке труда на специалистов университета и оказание профориентационных услуг и психологического
    • консультирования студентов с целью повышения конкурентноспособности.
    • организация консультаций для студентов по психологическим и правовым вопросам трудоустройства.
    • организация работы Союза выпускников СыктГУ.

Информация о работе Конкурентные стратегии ВУЗа