Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы внимательно изучить теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации, ознакомится с процессом стратегического менеджмента, с методами построения стратегии предприятия, а также понимать суть и структуру стратегического планирования и управления организацией, а также проанализировать особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт».
Введение …………………………………………………………………………….3
1 Теоретические особенности концепции стратегического менеджмента в современной организации ……………………………………………………..….. 7
1.1 Общая концепция стратегического менеджмента ……………………….…...7
1.2 Процесс стратегического менеджмента в организации ……………………..10
1.3 Эффективность стратегического менеджмента ……………………………...12
1.4 Недостатки и ограничения стратегического менеджмента …........................13
2 Стратегическое планирование и стратегическое управление организацией ..14
2.1 Общий подход к выделению этапов стратегического управления и их характеристика …………………………………………………………….…….…14
2.2 Стратегическое планирование как основа развития предприятия ………....16
2.3 Стратегия предприятия и методы ее построения …………………………....19
2.4 Структура процесса стратегического управления и планирования ………..27
2.5 Выбор приемлемого плана разработки стратегии предприятия, его оценка и контроль ………………………………………………………………………...…..31
3. Стратегическая деятельность предприятия ………………………………..….33
3.1. Особенности стратегической деятельности торговой сети «Евроопт» …..33
3.2. Характеристика факторов внешней среды ……………………………....…..34
3.3. Маркетинг……………………………………………………………….….….35
3.4. Кадры ……………………………………………………………………..……36
3.5. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Евроопт» ………….36
3.6. Выбор стратегии торговой сети «Евроопт» ……………………………..…..39
Заключение …………………………………………………………………………41
Список использованных источников ………………………………………….….43
-
корректировку в случае
Главная задача такого контроля — выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии предприятия. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей организации, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.
Каждый этап планирования имеет свое специфическое содержание для отдельных организаций. Однако использование сквозного стратегического плана может быть полезным для всех фирм и предприятий [3, с. 119].
Кроме общей схемы, в практике стратегического планирования на американских фирмах можно выделить следующие особенности, которые необходимо учитывать и на наших предприятиях:
1.
Планы обычно содержат только
одну стратегию предстоящих
2.
В планах оцениваются все
3.
Планы включают данные
4. В большинстве планов оценка риска также не производится, при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учитывается.
5.
Все планы строятся на основе
ожидаемых целей, которые
6.
В долгосрочных планах
7.
В планах дается оценка
Таким образом, в долгосрочном плане отражается главным образом общая стратегия фирмы и описывается модель будущего с позиций весьма широкого подхода [14, с. 128].
Проанализировав методы построения стратегии можно сделать вывод, что не все из них реализуемы. При выборе методов принимается во внимание возможность получения информации о ситуации в отрасли и о положении конкурентов.
Отобрав наиболее приемлемые пути разработки стратегии, отражающие в полной мере ситуацию, в которой действует компания, был составлен план анализа деятельности предприятия и факторов окружающей среды, влияющих на его работу:
1. Характеристика внешней среды предприятия:
- макросреды;
- непосредственного окружения.
2.
Характеристика внутренней
-
общая информация о
- производство;
- маркетинг;
- кадры;
- финансы.
3. SWOT - анализ, определение ключевых факторов успеха (КФУ), построение матрицы БКГ.
Результаты этого анализа приводят к выработке альтернативных стратегий работы предприятия и принятию решения, по какому из путей руководство организации должно направить свою деятельность для получения наибольшего успеха.
Разработка
и последующая реализация стратегического
плана кажется простым
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.
При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1.
Является ли стратегия
2.
Предполагает ли стратегия
3.
Обладает ли организация
4.
Учитывает ли стратегия
5.
Является ли эта стратегия
лучшим способом применения
Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
- определение того, что и по каким показателям проверять;
-
оценка состояния
- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций.
Стратегический
контроль сфокусирован на выяснении
того, возможно ли в дальнейшем реализовывать
принятую стратегию, и приведет ли ее
реализация к достижению поставленных
целей. Корректировка по результатам
стратегического контроля может
касаться как реализуемой стратегии, так
и целей предприятия [5, с. 132].
В
качестве объекта исследования я
выбрала предприятие ООО «
Торговая
сеть «Евроопт» позиционируется
как широкая сеть магазинов самообслуживания
и низких цен, позволяющих удовлетворять
потребности покупателей в
Целевой сегмент – средний класс, предпочитающий экономить деньги и время на удовлетворении своих повседневных потребностей.
Торговый зал формируется оборудованием, имеющим складские запасы и полки для паллето-мест.
ООО
«Евроторг» при создании своей сети
ориентируется на ассортиментный
перечень продовольственных и
Основной магазин и офис расположен по адресу: г. Минск, ул. Монтажников, 2.
Предприятие торговой сети «Евроторг» было основано в 1996 г. на данный момент времени в сети магазинов «Евроопт» насчитывается 68 магазинов.
Руководство торговой сети «Евроопт» в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:
совет директоров (проводится 1 раза в месяц; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
планерка (проводится 1 раз в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия).
На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 20%.
Любое
предприятие находится и
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей [15, с. 52].
Для результативного изучения состояния компонент макроокружения к организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как поведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и поведение регулярных (обычно раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдений являются:
-
анализ материалов
-
анализ опыта деятельности
- изучение мнения сотрудников организации;
-
проведение собраний и
Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали или пребывают сейчас.
Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект: если она поддерживается макроокружения, тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации [7, с. 167].
Изучение
непосредственного окружения
Анализ покупателей.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения предприятия в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый предприятием. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и много другое.
Информация о работе Концепция стратегического менеджмента в современной организации