Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 05:48, курс лекций
В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и переживания тратится 15% рабочего времени. Конфликт усиливает недостатки личности: эгоизм, неуверенность в себе, некомпетентность, авторитарность.
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
фАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕИЯ
Кафедра Государственного и муниципального управления
Курс лекций по дисциплине «Конфликтология».
Основная причина конфликта - неудовлетворенность социальных потребностей человека в группе:
-низкий статус;
- мало любви, уважения;
- нет условий для самовыражения.
С одной стороны, личность нуждается в людях для достижения целей, с другой, личность стремится сохранить свободу, независимость, индивидуальность.
В группе у человека изменяются отношения к боли (уменьшается), снижается чувствительность к шумам, в 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, в 2-3 раза увеличивается объем выполнения простых операций.
Примерно 80% конфликтов имеют социально-
В иерархии человеческих потребностей только физиологический уровень может быть удовлетворен вне общества. Нахождение людей в группе для личности всегда конфликтно.
Стремительный рост конфликтов и усиление
их роли в обществе совершенно четко
фиксируется в нашей культуре.
До сих пор нет единства в определении
природы конфликта как
Одни считают, что конфликт - это норма социальной жизни, единственное место в мире, где нет конфликтов - это кладбище. Другие считают конфликт болезнью общества, которая должна быть раз и навсегда вылечена. Сам конфликт можно определить как нарушенное согласие, а согласие, как результат улаженного конфликта.
Конфликт - столкновение сторон, сил, мнений, интересов и т.д. Это спор, борьба, разногласие.
Тот факт, что о конфликтах начали
говорить не так давно, не означает,
что их не было. В тоталитарном и
демократическом обществах
Конфликтология как наука сформировалась в 50-х-60-х гг.XX века. Конфликтология - наука о причинах, формах и динамике конфликта, путях их разрешения и предупреждения. Конфликтология является синтезом знаний о конфликте, накопленных психологией, социологией, политологией, экономикой, этикой, правоведением, теорией управления и другими социальными и гуманитарными науками.
Потребители конфликтологии - руководители, поэтому основная цель - выработка конструктивного решения.
Большинство руководителей стремится подавить конфликт, либо вообще не вмешиваются в него. Обе позиции ошибочны, так как в первом случае руководитель избавляется от нужных и полезных для организации конфликтов, а во втором - дает возможность развиваться тем конфликтам, которые вредны для организации.
Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт - не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир поло противоречий: жизнь природы, жизнь Богов, жизнь людей.
Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они - не вся жизнь.
Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Единственный закон это «Война – отец и царь всего. Одним она определила быть богами, другим людьми, одних она сделала рабами, других свободными».
Эпикур отметил негативные последствия, которые вынудят людей жить в мире.
Существует гармония противоположностей, сотрудничество и солидарность классов и только благодаря этому общество живет и развивается.
Яковлев считал, что существует гармония противопоставлений, солидарность классов, благодаря этому общество живет и развивается.
Марксисты классовую борьбу рассматривали как крайнюю форму социального конфликта. В основе - противостояние между производственными силами и производственными отношениями.
Э. Роттердамский: «Складывается впечатление, будто Христос воюет на той и на другой стороне».
Зиммель: анализ конфликтов процесса зарождения и смены формирующейся культуры. Подчеркивал их постоянный характер.
Парето – 1 из главных факторов конфликта это соперничество элит, борьба масс с ней. Классовая борьба – форма борьбы за жизнь.
М. Вебер считал, что общество – это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны, надо признать неизбежность существования на земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство – основа для баланса сил и достижения консенсуса (стабильности).
Я. Гумплович. Теория: 1. конфликт – сущность исторического процесса. 2. разделение общества на богатых и бедных – явление вечное. 3. конфликт способствует единству общества и возникновению более широких объединений.
Основные понятия.
Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся причиной раздора между сторонами и каждая сторона заинтересована в решении проблемы в свою пользу.
Объект конфликта – по мнению социологов во всех конфликтах речь идет о ресурсах и о контроле над ними, собственность – сам ресурс, он может быть материальным или духовным, а власть – вариант контроля над ним. Вообще, объект конфликта – некий дефицитный ресурс. Наряду с объектными существуют необъектные конфликты (без явного объекта).
Субъект конфликта – в зависимости от уровня субъектами могут выступать индивиды, группы, классы, организации, международные сообщества, политические партии и т. д. Зачастую субъекты скрываются за второстепенными участниками конфликта.
Противоречие является необходимым, но не достаточным условием конфликта.
Соревнование – явление близкое, но, как правило, не обостренное до степени враждебности. Каждый действует на своем поле и действия сторон позитивны, направлены на успех. Игры – имитация конфликта.
Границы,
условия и причины
Выделяют пространственные, временные и субъективные границы конфликта. В пространстве эти границы могут ограничивать небольшой кусочек территории, или охватывать земли целых государств. Временные – это продолжительность конфликта, которую зачастую сложно определить. Субъективная граница конфликта определяет количество участников в конфликте на момент его начала. Расширение этой границы, вовлечение в конфликт новых лиц приводит к усложнению структуры конфликта, поиска других способов его разрешения. Окончание конфликта – конфликт может быть исчерпан, прекращен из-за выхода одной стороны, из-за вмешательства третьих лиц.
Условия и причина возникновения конфликтов.
Условия – совокупность факторов, определяющих и стимулирующих обострение каких-либо противоречий в обществе и перерастание их в конфликт.
Противоречие может вызвать целую цепь и наоборот. 1 конфликт может быть действиям многих противоречий.
Причины социальных конфликтов одни, экономических – другие, политических – третьи, следует иметь в виду, что конфликт – явление многосложное, в котором переплетаются и социальные, и психологические, и экономические, и экологические, и политические, и т.д. элементы. Следует различать временные и постоянно действующие причины, объективные и субъективные.
Объективные – ограниченность ресурсов, которые нужно делить. Ресурсы всегда ограничены и руководитель должен всегда различать, имеющиеся ресурсы (материальные, финансы) с наибольшей эффективностью.
Выделяют несколько групп
Стиль можно разделить на 3 группы:
- практиков, девиз которых «лучшая защита – нападение»;
- собеседников, которые считают, что лучше худой мир, чем добрая ссора;
- мыслителей с девизом – «пусть думает, что он победил».
Практик в силу действенности своих побуждений и мотивов склонен недооценивать последствия конфликта, и он менее восприимчив к мелким недомолвкам, поэтому факт конфликта для него свидетельствует о глубине нарушения отношений.
Собеседники не способны на длительные противостояния, они умеют так выйти из неприятной ситуации, что меньше затрагиваются глубинные чувства, хотя они боле чувствительны к изменениям настроения партнера и своевременно пытаются снять напряженность в отношениях.
Мыслитель погружен в себя, присуща медлительность, в результате затяженные конфликты. Выстраивает сложную систему доказательств своей правоты. Изменившаяся ситуация или третий участник может помочь вывести ситуацию из тупика. Осторожен в действиях, тщательно продумывает логику поведения. В широком кругу общения более дистантен в отношении, ему труднее попасть в конфликтную ситуацию, более раним в близких отношениях. Специфичны отношения двух мыслителей, они слишком ориентированы на себя. Конфликт мыслителей достаточно специфичен оттого, что для них важно интенсивное общение, позволяющее лучше осознать причину, обстоятельства и позицию сторон, а без этого им сложно разобраться с тем, что происходит. Мыслители острее всего принимают противника в сфере духовных ценностей, а практику важно единство практических исходов. А у собеседников в конфликтах обычно роль арбитра. Именно у таких людей обычно роль неофициального лидера в коллективе. А практик очень чувствителен к несправедливым высказываниям по поводу его работоспособности и успешности в работе.
Классификация конфликтов.
Проблема классификации очень сложна. Тип конфликта может изначально задать стратегию и тактику регулирования конфликтной ситуации, а также способы поведения и формы борьбы субъекта.
- антагонистические (предполагаю
- компромиссные (предполагают несколько вариантов разрешения за счет изменения целей, условий, сроков и т.д.)
2) По направленности воздействия:
- вертикальные (когда распределение власти идет сверху вниз и конфликт: начальник – работник. Таких конфликтов до 70-80%);
- горизонтальные (при взаимодействии равных субъектов);
3) По степени выраженности:
- открытые (явно выраженное столкновение)
- скрытые (латентные). Нет внешних агрессивных действий (один участник опасается другого).
4) По видам причин:
- объективные. Бывают
- субъективные (связаны с характером, психологической совместимостью, интригами и т.д. ).
5) По интересам участников:
- личные интересы (борьба изобретателя
за внедрение своего
- групповые (коллективные) интересы.
- общественные интересы (имеют большое значение при анализе конфликта)
6) По субъектам:
- внутриличностный конфликт. Столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. На принятие решения требуется много сил. Объектами являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности и в зависимости от того, какое решение примет человек, последствия могут быть позитивными или разрушительными. Часто оттого, что человек предъявляет противоречивые требования, он и входит во внутри личностные конфликты. Наиболее распространенная форма это ролевой конфликт. Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями и ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.