Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:48, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

DO_ak_osnmng.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)
  • во-первых, с течением времени под воздействием экономических, политических и технологических факторов неизбежно меняется содержание управленческого труда;
  • во-вторых, существующее многообразие управленческого труда не позволяет подробно рассмотреть всю его совокупность и, поэтому авторы исследований вынуждены либо концентрировать свое внимание на какой-нибудь одной функции управления, подробно ее анализируя, либо искать и анализировать то общее, что присуще труду всех руководителей.

Однако, несмотря на отсутствие единого  подхода к классификации функций, большинство авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции менеджмента (см. рис. 3.4.).

При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы, которые, в той или иной степени, присутствуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии  и свойств объекта управления. Этими этапами являются: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль, анализ.

И эти этапы называются общими функциями управления.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку в своей деятельности любая организация использует различные  ресурсы, то имеет смысл говорить об управлении этими ресурсами. И  по виду деятельности работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов предприятия, могут выделяться конкретные функции управления. Поскольку разные предприятия в своей деятельности могут использовать разные ресурсы в разных объемах, то перечень конкретных функций управления на каждом предприятии будет свой. Вместе с тем наиболее общими из конкретных функций являются:

  • управление финансами;
  • управление недвижимостью;
  • управление активной частью основных фондов (оборудованием);
  • управление материальными ресурсами;
  • управление персоналом;
  • управление продукцией и услугами.

Т.к. каждая конкретная функция - это деятельность и, соответственно, процесс, то имеет смысл выделять этапы (или стадии) этого процесса. Причем каждая стадия управления каким-либо ресурсом представляет собой одну из общих функций управления.

Контрольные вопросы к теме №3:

    1. 3.1. Процесс менеджмента это ...
    2. 3.2. Назовите обязательные компоненты плана
    3. 3.3. В чем разница между организацией как этапа процесса менеджмента и как функции менеджмента?
    4. Учет и контроль это ...
    5. Анализ это ...
    6. Минимальным элементом процесса менеджмента является ...
    7. Технология процесса менеджмента включает в себя ...
    8. Операции и процедуры процесса менеджмента относятся между собой как ...
    9. Классификационным признаком функций менеджмента является ...
    10. К общим функциям менеджмента относятся ...

 

Тема 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента

Лекция 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента

Основные  понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

прогнозирование сбыта; метод мнений жюри управляющих; метод  совокупных мнений работников сбыта; метод ожидаемых запросов потребителей; математические методы; экстраполирование; корреляционный анализ; математическое моделирование; дедуктивный метод; планирование; цель планирования; стратегическое планирование; традиционная деятельность; планирование нетрадиционной деятельности; внутренняя культура; проект; метод поэтапного планирования; диаграмма Гантта; события; операции; сеть; оптимистическая оценка; вероятная; пессимистическая; критический путь; гибкость плана.

Понятие прогнозирования

Динамичный и неопределенный характер внешней cреды предприятия делает необходимым  прогнозирование ее будущего состояния  для принятие соответствующих подготовительных мер.

С этой точки зрения прогнозирование:

  • во-первых, является той основой, на которой строятся планы;
  • во вторых, побуждают руководителей думать о будущем и готовиться к нему;
  • в-третьих, позволяет определить участки деятельности организации, на которых потребуется концентрация усилий в будущем;
  • в-четвертых, всегда имеет определенную степень погрешности.

При прогнозировании могут использоваться различные математические и эвристические  методы. Одним из эвристических методов  является метод Дельфи [4]. Его сущность заключается в выполнении следующего алгоритма:

1) привлекается группа специалистов по исследуемой проблеме как из числа сотрудников фирмы, в интересах которой проводится прогноз, так и из других организаций;

2) к этим экспертам обращаются  с просьбой сделать анонимный  прогноз будущего состояния исследуемого  объекта или явления;

3) полученные прогнозы обобщаются, и результаты обобщения сообщаются экспертам;

4) на основе полученной информации  эксперты снова анонимно делают  прогноз, результаты которого  обрабатываются и возвращаются  экспертам. Этот процесс может  продолжаться достаточно большое количество раз;

5) полученный результат считается  удовлетворительным тогда, когда  мнения большинства экспертов  совпадают.

Последовательное выяснение мнений и обратная связь используются здесь  не с целью принудить экспертов  к компромиссу, а для того, чтобы дополнительная информация придала заключению большую обоснованность.

Прогнозирование сбыта

Одним из важнейших прогнозов, который  обязательно делает предприятие - это  прогноз будущего объема продаж или  оказания услуг. На него в значительной мере опираются планы освоение новых изделий, производства и финансирования. Обладая прогнозом будущего объема продаж на достаточно длительный период, руководитель предприятия оказывается в состоянии успешно предсказывать движение финансов и размеры ожидаемой прибыли. В качестве основных методов такого прогнозирования можно назвать [4]:

      • метод мнений жюри управляющих;
      • метод совокупных мнений работников сбыта;
      • метод ожидаемых запросов потребителей;
      • математические методы;
      • дедуктивный метод.

Метод мнений жюри управляющих основан на интуиции высших администраторов организации, чьи мнения по поводу будущего сбыта рассматриваются президентом компании, последующее мнение которого принимается за истину. Это наиболее старый и простой метод составления прогнозов будущих объемов продаж. В своем наихудшем варианте он превращается в групповую догадку, а в наилучшем - представляет собой детальный анализ, проводимый опытными администраторами, тщательно изучившими важнейшие факторы, влияющие на сбыт продукции их фирмы.

Основными преимуществами этого метода являются:

1) доступность и простота,

2) сочетание опыта и оценки  фактов,

3) необходимость высказывать свое  мнение по вопросам сбыта заставляет  высших администраторов, отвечающих  за различные участки работы  фирмы, во-первых, тщательно готовить соответствующую информацию, используя данные своего участка деятельности, а, во-вторых, соизмерять свою деятельность с объемами продаж.

Основными недостатками метода являются:

1) прогнозы могут основываться  на предположениях, а не на  фактах и их анализе;

2) усреднение мнений уменьшает  ответственность за тщательность  подготовки прогноза.

Метод совокупных мнений работников сбыта основан на убеждении, что рынок лучше всего знают те, кто непосредственно на нем работает, т.е. работники сбыта и руководители соответствующих подразделений. Он является наиболее часто применяемым методом прогнозирования сбыта.

Основными преимуществами этого метода являются:

1) прогноз осуществляется теми, благодаря кому он должен оправдаться;

2) благодаря широкой выборке  общий прогноз приобретает определенную надежность.

Основными недостатками метода являются:

1) поскольку, как правило, работники  сбыта обычно бывают не в  курсе основных социальных, политических  и экономических тенденций развития  общества, то они не могут давать надежные долгосрочные прогнозы;

2) работники сбыта могут быть  склонны:

      • во-первых, к излишнему оптимизму, если они уверены, что благодаря их прогнозам увеличатся их представительские расходы, расходы фирмы на рекламу и прочее;
      • во-вторых, к излишнему пессимизму, если они убеждены, что следствием прогноза роста продаж будет увеличение установленных фирмой норм продаж.

Метод ожидаемых запросов потребителей основан на мнении потребителей о своих будущих покупках. Является наиболее эффективным при прогнозировании продаж новых товаров.

Основным преимуществом этого  метода является высокая степень  надежности прогноза при достаточно широкой выборке и склонности потребители к сотрудничеству.

Основными недостатками метода являются:

1) высокая стоимость;

2) полная безответственность потребителей за результаты прогноза.

Математические методы прогнозирования сбыта можно разделить на три группы:

1. Экстраполирование, которое основано на положении, что "прошлое является прологом будущего". При его применении на основании данных об объемах продаж за прошедший период в натуральных или стоимостных показателях делается прогноз с использованием экстраполяционных методов, сущность которых заключается в вычислении значения величины x=x(tn), где t - время, если известны значения величин х=х(t1),..., x=x(tn-1).

2. Корреляционный анализ, основанный на измерении зависимости между объемом продаж фирмы и каким-либо другим (или другими) факторами. Обычно в качестве таких факторов берется какой-либо общенациональный показатель, прогнозируемый с достаточно высокой степенью точности (валовый национальный продукт, национальный доход и др.).

3. Математическое моделирование, которое заключается в установлении строгих математических зависимостей (в виде формул) между объемом продаж и рядом других, желательно независящих от деятельности фирмы переменных

Основным преимуществом этого  метода является высокая надежность при условии точности входной  информации.

Основными недостатками метода являются:

1) необходимость привлечения высококвалифицированных  специалистов и проведение научных исследований обуславливает их высокую стоимость;

2) не всегда имеются данные, позволяющие  установить корреляционные или  математические зависимости, а  также применить аппарат экстракопирования  с необходимой точностью;

3) существенные, быстротечные изменения внешней среды, которые могут серьезно отразиться на уровне объема продаж, практически не улавливаются математическими методами, но могут быть легко определены людьми, которые занимаются прогнозированием сбыта.

Дедуктивный метод основан на здравых рассуждениях и умении делать логические выводы людей, занимающихся прогнозированием. Сама дедукция представляет собой способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводам. Таким образом, дедуктивный метод заключается в анализе общей текущей ситуации и выяснении положения со сбытом, на основе которых с использованием дедуктивного анализа и субъективных суждений делается вывод о будущем объеме продаж. Используется этот метод только в качестве дополнения к другим более точным методам как средство их проверки.

Понятие планирования

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том:

      • что надо делать и что для этого нужно;
      • когда делать;
      • кто это будет делать;
      • кто будет отвечать за полученный результат.

Можно утверждать, что планирование наводит мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность:

1) реализовать предоставляющиеся  возможности;

2) свести к минимуму будущие риски.

Место планирования среди других функций  управления определяется:

  • во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяю содержание остальных функций управления;
  • во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.

Таким образом, целью планирования является облегчение достижения целей предприятия путем:

1) устранения отрицательного эффекта  неопределенности  внешней и внутренней  сред предприятия;

2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;

3) достижения экономичного функционирования  предприятия за счет оптимального  распределения ресурсов;

  1. облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности на предприятии.

Виды планов

Разные планы разрабатываются на разных уровнях организации для достижения разных целей. И по тому, на каком уровне разрабатывается план и для достижения каких целей предназначен, можно выделить следующие виды планирования (см. рис. 4.1).

Для достижения стратегических целей на высшем уровне организации разрабатываются стратегические (или корпоративные) планы, которые не определяют точно, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяет имеющиеся ресурсы.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"