Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:48, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Менеджмент"
Однако, несмотря на отсутствие единого
подхода к классификации
При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы, которые, в той или иной степени, присутствуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. Этими этапами являются: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль, анализ.
И эти этапы называются общими функциями управления.
Поскольку в своей деятельности любая организация использует различные ресурсы, то имеет смысл говорить об управлении этими ресурсами. И по виду деятельности работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов предприятия, могут выделяться конкретные функции управления. Поскольку разные предприятия в своей деятельности могут использовать разные ресурсы в разных объемах, то перечень конкретных функций управления на каждом предприятии будет свой. Вместе с тем наиболее общими из конкретных функций являются:
Т.к. каждая конкретная функция - это деятельность и, соответственно, процесс, то имеет смысл выделять этапы (или стадии) этого процесса. Причем каждая стадия управления каким-либо ресурсом представляет собой одну из общих функций управления.
Основные
понятия, включенные в систему тренинг-тестирования
прогнозирование сбыта; метод мнений жюри управляющих; метод совокупных мнений работников сбыта; метод ожидаемых запросов потребителей; математические методы; экстраполирование; корреляционный анализ; математическое моделирование; дедуктивный метод; планирование; цель планирования; стратегическое планирование; традиционная деятельность; планирование нетрадиционной деятельности; внутренняя культура; проект; метод поэтапного планирования; диаграмма Гантта; события; операции; сеть; оптимистическая оценка; вероятная; пессимистическая; критический путь; гибкость плана.
Динамичный и неопределенный характер
внешней cреды предприятия делает необходимым
прогнозирование ее будущего состояния
для принятие соответствующих
С этой точки зрения прогнозирование:
При прогнозировании могут
1) привлекается группа специалист
2) к этим экспертам обращаются
с просьбой сделать анонимный
прогноз будущего состояния
3) полученные прогнозы обобщаются, и результаты обобщения сообщаются экспертам;
4) на основе полученной
5) полученный результат
Последовательное выяснение
Одним из важнейших прогнозов, который обязательно делает предприятие - это прогноз будущего объема продаж или оказания услуг. На него в значительной мере опираются планы освоение новых изделий, производства и финансирования. Обладая прогнозом будущего объема продаж на достаточно длительный период, руководитель предприятия оказывается в состоянии успешно предсказывать движение финансов и размеры ожидаемой прибыли. В качестве основных методов такого прогнозирования можно назвать [4]:
Метод мнений жюри управляющих основан на интуиции высших администраторов организации, чьи мнения по поводу будущего сбыта рассматриваются президентом компании, последующее мнение которого принимается за истину. Это наиболее старый и простой метод составления прогнозов будущих объемов продаж. В своем наихудшем варианте он превращается в групповую догадку, а в наилучшем - представляет собой детальный анализ, проводимый опытными администраторами, тщательно изучившими важнейшие факторы, влияющие на сбыт продукции их фирмы.
Основными преимуществами этого метода являются:
1) доступность и простота,
2) сочетание опыта и оценки фактов,
3) необходимость высказывать
Основными недостатками метода являются:
1) прогнозы могут основываться на предположениях, а не на фактах и их анализе;
2) усреднение мнений уменьшает
ответственность за
Метод совокупных мнений работников сбыта основан на убеждении, что рынок лучше всего знают те, кто непосредственно на нем работает, т.е. работники сбыта и руководители соответствующих подразделений. Он является наиболее часто применяемым методом прогнозирования сбыта.
Основными преимуществами этого метода являются:
1) прогноз осуществляется теми,
благодаря кому он должен
2) благодаря широкой выборке общий прогноз приобретает определенную надежность.
Основными недостатками метода являются:
1) поскольку, как правило,
2) работники сбыта могут быть склонны:
Метод ожидаемых запросов потребителей основан на мнении потребителей о своих будущих покупках. Является наиболее эффективным при прогнозировании продаж новых товаров.
Основным преимуществом этого метода является высокая степень надежности прогноза при достаточно широкой выборке и склонности потребители к сотрудничеству.
Основными недостатками метода являются:
1) высокая стоимость;
2) полная безответственность потребителей за результаты прогноза.
Математические методы прогнозирования сбыта можно разделить на три группы:
1. Экстраполирование, которое основано на положении, что "прошлое является прологом будущего". При его применении на основании данных об объемах продаж за прошедший период в натуральных или стоимостных показателях делается прогноз с использованием экстраполяционных методов, сущность которых заключается в вычислении значения величины x=x(tn), где t - время, если известны значения величин х=х(t1),..., x=x(tn-1).
2. Корреляционный анализ, основанный на измерении зависимости между объемом продаж фирмы и каким-либо другим (или другими) факторами. Обычно в качестве таких факторов берется какой-либо общенациональный показатель, прогнозируемый с достаточно высокой степенью точности (валовый национальный продукт, национальный доход и др.).
3. Математическое моделирование, которое заключается в установлении строгих математических зависимостей (в виде формул) между объемом продаж и рядом других, желательно независящих от деятельности фирмы переменных
Основным преимуществом этого метода является высокая надежность при условии точности входной информации.
Основными недостатками метода являются:
1) необходимость привлечения
2) не всегда имеются данные, позволяющие
установить корреляционные или
математические зависимости, а
также применить аппарат
3) существенные, быстротечные изменения внешней среды, которые могут серьезно отразиться на уровне объема продаж, практически не улавливаются математическими методами, но могут быть легко определены людьми, которые занимаются прогнозированием сбыта.
Дедуктивный метод основан на здравых рассуждениях и умении делать логические выводы людей, занимающихся прогнозированием. Сама дедукция представляет собой способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводам. Таким образом, дедуктивный метод заключается в анализе общей текущей ситуации и выяснении положения со сбытом, на основе которых с использованием дедуктивного анализа и субъективных суждений делается вывод о будущем объеме продаж. Используется этот метод только в качестве дополнения к другим более точным методам как средство их проверки.
Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том:
Можно утверждать, что планирование наводит мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность:
1) реализовать предоставляющиеся возможности;
2) свести к минимуму будущие риски.
Место планирования среди других функций управления определяется:
Таким образом, целью планирования является облегчение достижения целей предприятия путем:
1) устранения отрицательного
2) сосредоточения внимания руководителей на главных задачах предприятия;
3) достижения экономичного
Разные планы разрабатываются на разных уровнях организации для достижения разных целей. И по тому, на каком уровне разрабатывается план и для достижения каких целей предназначен, можно выделить следующие виды планирования (см. рис. 4.1).
Для достижения стратегических целей на высшем уровне организации разрабатываются стратегические (или корпоративные) планы, которые не определяют точно, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяет имеющиеся ресурсы.