Лекции по «Управление организационными изменениями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.

Содержание

Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера 12
3.2.2 Закономерности развития организации 26
3.2.3 Организационные патологии 64
3.2.4 Внешняя среда организации 75
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192

Вложенные файлы: 1 файл

semyaninov_a_v_konspekt_lekcii_po_discipline_upravlenie_orga.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский государственный  технический университет «МАМИ»

 

Кафедра «Маркетинг и менеджмент»

 

 

 

А.В. Семьянинов

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине «Управление организационными изменениями»

для студентов, обучающихся  по специальности

080507.65 «Менеджмент организации»

и направлению 080500.62 «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

Одобрено методической комиссией по гуманитарным и

социально-экономическим дисциплинам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва  2010

УДК 005.22(075)

Разработано в соответствии с Государственным  образовательным  стандартом ВПО 2000 г. для специальности 080507.65 «Менеджмент  организации» и направления 080500.62  «Менеджмент» подготовки студентов на основе рабочей программы дисциплины «Управление организационными изменениями»

 

Рецензенты:  к.в.н., профессор кафедры «Управление повседневной    деятельностью подразделений» ГОУ «Серпуховской военный институт» Лукьянченко М.Д.

к.в.н., доцент директор Серпуховского филиала НОУ ВПО «Национальный институт имени Екатерины Великой» Сторчак В.Л.

 

Работа подготовлена на кафедре «Маркетинг и менеджмент»

 

Конспект лекций по дисциплине «Управление организационными изменениями» для студентов экономического факультета / А.В. Семьянинов – М.: МГТУ «МАМИ», 2010. С. 193

 

 

В конспекте лекций по дисциплине «Управление организационными изменениями» отражено основное содержание, цели и задачи дисциплины, а также требования к ее освоению.

Данное учебно-методическое пособие может быть использовано как студентами специальности «Менеджмент организации» и направления «Менеджмент», так и специалистами-практиками при изучении дисциплины.

 

 

УДК 005.22(075)

© А.В. Семьянинов, 2010

© МГТУ «МАМИ»

 

 

  Содержание

 

Введение             5                                                                                           

1 Цели и задачи дисциплины        6

2 Требования к уровню освоения  содержания дисциплины   6

3 Содержание дисциплины

3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7

3.2 Внутренние и внешние  источники изменений   12

3.2.1 Принципы успеха менеджера      12

3.2.2 Закономерности развития организации    26

3.2.3 Организационные патологии      64

3.2.4 Внешняя среда организации      75

3.3 Основополагающие идеи и принципы управления

организационными изменениями      83

3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории 

организационных  изменений      83

3.3.2 Классификация организационных изменений   88

3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями  97

3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления 

организационным изменениям      100

3.3.5 Факторы успешного проведения организационных

          изменений          101

3.4 Модели управления организационными изменениями  118

3.4.1 Модель управления организационными изменениями

           К. Левина          118

3.4.2 Модель управления организационными изменениями

          Л. Грейнера         120

3.4.3 Модель управления организационными изменениями

          Б. Хайнингса         123

3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными

изменениями             126

3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и

Дж. Келли          128

3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак     132

3.5 Стратегические типы организационных изменений   143

3.5.1 Реструктуризация управления организацией   143

3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов     165

3.6 Методы проведения организационных изменений  170

3.6.1 Бенчмаркинг        171

3.6.2 Концепция «Шесть сигм»      179

3.7 Оценка эффективности управления организационными   

изменениями         183

Список информационных источников      192

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организационные изменения  являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.

Отличительными особенностями  данного учебно-методического пособия  являются наличие в его содержании анализа источников организационных изменений и системное раскрытие управленческого аспекта.

Центральное место в  содержании конспекта лекций отводится  факторам успешного проведения организационных  изменений. Речь идет о формировании в системе управления организации, во-первых, трансформационного треугольника преобразований, во-вторых, условий для следования маршрутной карте действий, и, в-третьих, соблюдения «естественных законов» преобразования организации.

Известные модели управления процессом преобразований в организации, стратегические типы преобразований и методический инструментарий необходимы обучаемым для формирования конкретного организационного механизма достижения целей в организации с учетом ее ресурсов и внешней среды.

 

1 Цели и  задачи дисциплины

 

Цели изучения дисциплины:

- усвоение наиболее  общих правил и рекомендаций, позволяющих студентам сформировать  у себя сознание успешного  человека и успешного руководителя;

- усвоение методических  рекомендаций, позволяющих успешно  управлять организационными изменениями;

- усвоение методических  рекомендаций, позволяющих сформировать  эффективную и результативную  организационную структуру управления  организации на длительную перспективу.

Знания, получаемые студентами при изучении учебной дисциплины «Управление организационными изменениями», позволят им успешно решать следующие сложные практические задачи:

- обосновывать целесообразность  организационных изменений;

- убеждать сотрудников в необходимости  изменений;

- разрабатывать рациональную программу  действий органов управления организации при подготовке и проведении организационных изменений;

- оперативно формировать эффективную и результативную организационную структуру управления организации.

          Фундаментальному освоению дисциплины «Управление организационными изменениями»  способствуют знания по другим дисциплинам, таким как: «Теория организации», «Основы менеджмента», «Психология и педагогика», «Управление производительностью», «Социология».

 

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Критерии  оценок знаний студентов при сдаче экзамена по дисциплине:         «ОТЛИЧНО» - если студент глубоко и прочно усвоил весь материал, включенный в программу экзамена, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с практикой в

соответствующей предметной области, не затрудняется с  ответом при видоизменении задания, свободно справляется с практическими заданиями (при их наличии), правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;

      «ХОРОШО» - если студент твердо знает  программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий (при их наличии);

     «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»  - если студент усвоил только  основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий (при их наличии);

     «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»  - если студент не знает значительной  части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи (при их наличии).

 

3 Содержание  дисциплины

3.1 Основные  понятия теории организационных  изменений

 

Анализ перемен, происходящих в мире, позволяет сделать вывод  о непредсказуемости изменений. Например, воссоединение Германии и демократизация бывших стран коммунистического блока в Центральной и Восточной Европе. Даже за пять лет эти события было невозможно предвидеть. В данном случае это изменение представляет собой событие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В качестве примера иного толка можно привести следующее: окончание «холодной войны» и превращение капиталистической идеологии в ведущую силу в экономике и мировой политике. С точки зрения динамики развития изменения – это уже процесс.   В первом примере представлен более или менее устойчивый сдвиг от одного набора условий к другому. Иными словами, изменение состоялось. Германия теперь едина, а многие бывшие коммунистические страны имеют сейчас демократические политические системы.

          Из  второго примера видно, что изменение разворачивается во времени, поскольку господствующая роль капитализма неуклонно возрастает. Иначе говоря, изменение происходит.      

          Таким образом, под изменением, в широком смысле, можно понимать устойчивый сдвиг или постепенное изменение набора условий в какой-то среде: в мире, государстве, организации, группе людей, конкретном человеке и др.                                             

Среди практиков управления организационными изменениями бытует мнение, что под изменением можно понимать просто-напросто различие.      В организации можно выделить три уровня изменений:

- организационный;                                                                                                 

- групповой(командный);                                                                                          

- индивидуальный.                                                                                                 

Такое разделение на три  уровня не должно пониматься в том смысле, что один уровень исключает другие. На практике их трудно разделить и работать в пределах одного уровня в отрыве от двух других.

Это разделение обеспечивает полезную аналитическую структуру  для размышления над ролью  и задачами различных подходов и методов к управлению изменениями в организации.

Одновременно следует  признать, что для успеха любой  стратегии изменения потребуется  использование методов всех трех уровней, а также интеграция этих уровней.

   Изменения в  организации можно описать следующими характеристиками (показателями):

- степенью плановости изменения(оно может быть плановым или неожиданным);                                                                                                                                                                                                                         

- источниками изменения(воля администрации или внешние силы);                      

- характером организационного  изменения(оно может быть эволюционным  или революционным). 

Существуют и другие определения организационных изменений:

  1. Изменение в организации означает изменение в том, как организация функционирует, кто ее члены и лидеры, какую форму она принимает и как она распределяет свои ресурсы.
  2. Изменение в организации – это эмпирически наблюдаемое различие в форме, качестве или состоянии какого-либо организационного элемента в течение времени. Организационным элементом может быть работа конкретного сотрудника, рабочая группа, организационная стратегия, программа, продукт или вся организация в целом.
  3. Организационное изменение – это преобразование организации между двумя моментами времени.
  4. Организационные изменения определяются как освоение компанией новых идей или моделей поведения.
  5. Процесс изменения – последовательность событий, которые привели к наблюдаемому содержательному изменению в организации, т.е. совокупность причин, вызвавших изменения, и подпроцессов принятия решения об изменении, его детальной проработки и внедрения в организации.                                                                                                

Информация о работе Лекции по «Управление организационными изменениями»