Лекции по «Управление организационными изменениями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.

Содержание

Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера 12
3.2.2 Закономерности развития организации 26
3.2.3 Организационные патологии 64
3.2.4 Внешняя среда организации 75
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192

Вложенные файлы: 1 файл

semyaninov_a_v_konspekt_lekcii_po_discipline_upravlenie_orga.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Отринь все страхи,

Потеряй пессимизм».

        Ответь на три вопроса:

                                             - кем я хочу быть?

                                             - что я хочу делать?

                                             - что я хочу иметь?

Когда твои мысли станут ясными и устойчивыми, начинай проговаривать  их как истину. Говори их вслух. Думай  об этом часто, до тех пор, пока тебе это не станет абсолютно ясно. Затем, когда тебе станет абсолютно ясно, - думай только об этом, и ни о чем другом. Представляй себе только эту возможность, и никаких других. Если вы чего то хотите, это уже не мечта. Вы можете иметь в жизни все, чего пожелаете, при условии, что вы точно знаете, чего вы хотите и почему вы этого хотите.

М.Твен: «…Человек, не знающий  куда идти, очень удивится, попав  не туда».

         Необходимо сформулировать жизненные  цели и время их достижения. Перечитывать их трижды в день.

Принцип 8. Использование силы продуманного плана действий.

                  Если вы хотите быть уверены в достижении своих целей, вы должны разработать стратегию и составить продуманный план действий.

                  Всегда помните золотое правило: решение любой проблемы – когда вам кажется, что вы исчерпали все возможности, помните…..это не так.

                  Если вы хотите в чем-то преуспеть,  вы должны делать три вещи  – быть организованными, быть организованными и быть организованными.

                  Для любой, поставленной перед  собой цели, составьте план из десяти пунктов, перечислив десять возможных способов достижения своей цели.

                  Прежде чем согласться на какую-то  работу или начать какой-то  бизнес, задайте себе три вопроса:

1. Доставит  ли мне удовольствие подобного  рода работа?

(Есть одно очень мудрое изречение:  делай то, что ты любишь, а деньги  придут. Если вы что-то любите, то, скорее всего, вы захотите  приложить усилия, чтобы стать  мастером своего дела. У большинства людей получается все наоборот: они работают, чтобы заработать деньги, которые дадут им возможность делать другие вещи, которые доставляют им удовольствие. В результате они пять дней в неделю тратят на занятие, которое их мало интересует, а потом удивляются, почему они так ничего и не достигли).

2. Соответствует  ли она моим способностям?

3. Приблизит  ли она меня к тому, чтобы  сделать карьеру, или к достижению  моих финансовых целей?

Принцип 9. Использование силы специальных знаний.

Никто из тех, кому когда-либо удавалось накопить огромное богатство, не сделал этого, не обладая специальными знаниями налогового права, программы инвестиций и сбережений, своей сферы бизнеса, а также желаний и потребностей своих покупателей. Знания являются силой только тогда, когда они организованны и разумно используются для достижения конкретной цели, согласно практическому плану действий. Вам не обязательно все знать самому, но вы должны знать, где и как найти все, что известно о том, что Вам требуется.

         Признак мастерства: вы должны  научиться извлекать пользу из  любого события.

Принцип 10. Использование силы упорства.

Успех обычно не приходит в результате одного усилия, это  скорее сумма многих усилий. Разница между теми, кто добивается успеха, и теми, кому это не удается, обычно заключается не в таланте, а в упорстве! После любого действия, которое не привело к желаемому результату, всегда задавайте себе вопрос: «До какого момента я действовал правильно?». Это всегда будет воодушевлять Вас на следующую попытку. Если вы будете действовать так, как действует каменотес, и всегда проявлять упорство, если вы будете учиться на том  опыте, который дает вам каждая ваша попытка, ваши старания всегда увенчаются успехом. Факторы, определяющие успех:

знания - на 3%;

умение управлять своими эмоциями – на 35 %;

позитивный опыт практической работы – на 62 %.

         На самом деле нет способа  добиться успеха в чем бы  то ни было, пока вы не начнете  делать ошибки, учиться на них  и двигаться дальше.        Теодор Рузвельт так выразил эту мысль: «Насколько лучше идти на крупный риск, одерживать славные победы, пусть они даже перемежаются поражениями, чем равняться на этих бедных людей, которые не знают ни больших побед, ни больших страданий, ведь они живут в сумерках, где не бывает ни побед, ни поражений».

Принцип 11. Использование силы контроля за расходами.

         Богатство определяется не тем, сколько денег вы зарабатываете, но тем, насколько хорошо вы можете прожить на заработанные деньги.

         Контролирование своих расходов помогает вести счастливую жизнь в рамках имеющегося дохода и помогает увеличивать этот доход.

         Всякий, чьи средства ограничены, для обеспечения постоянного дохода должен контролировать свои расходы.

         Часть своего дохода вы должны сохранять. Оставляйте для вклада 10% дохода. Это будет началом создания богатства в будущем. Это первый закон денег (их всего 5).

        «Деньги будут приходить во все возрастающем количестве к каждому человеку, который будет откладывать не менее одной десятой части своего заработка, чтобы обеспечить свое состояние и состояние своей семьи (организации ) в будущем. Этот закон при всех обстоятельствах жизни подтверждает, что деньги охотно идут именно к такому человеку».

ВЫВОД: пусть лучше  ваши деньги работают на вас, чем вы всегда будете работать ради денег!

Принцип 12. Использование силы честности.

« Какая польза человеку, если он завоюет весь мир, но при  этом потеряет свою душу?».

         Наши слова, наши дела, и даже наши мысли подобны бумерангу – они всегда возвращаются к нам обратно.

«Человек человеку не враг, но может стать таковым при лживой системе правления».

         Пытаться создать богатство с помощью обмана и мошенничества – все равно, что пытаться построить дом на песке. Долго он там не простоит.

Выбирая способ действий в бизнесе  или личной жизни, сначала продумайте:

Это законно?    Это нравственно?     Смогу ли я в результате гордиться собой? Хотелось бы мне, чтобы об этом узнали мои близкие? Смогу ли я после этого уважать себя?

Обманутый покупатель хуже врага!

Принцип 13. Использование силы веры.

          Рассматривая любой проект, в который вы верите, напишите продуманный план действий и убедитесь, что он практически осуществим.

Теперь задайте себе вопрос: «Как бы я поступил, если бы знал, что я не могу потерпеть неудачу?».

         Будьте смелы, и могущественные силы придут Вам на помощь! Всегда действуйте так, как будто вы обязательно добьетесь успеха.          Доверяйте своему внутреннему чувству – следуйте своей интуиции. Создать веру помогает регулярное самовнушение. Все, что вы повторяете достаточно часто, становится частью вашего подсознания.

Принцип 14. Способность  к решению сложных задач.

Если Вам говорят, что решать поставленные задачи на пути к успеху будет сложно, то знайте, на практике будет еще сложнее.

 Принцип 15. Использование силы благотворительности.

         Изобилия  в чем бы то ни было, редко удается достичь без помощи других людей или не помогая другим людям. Помогая другим, мы помогаем себе. Старайтесь отдавать 10 % своего дохода на помощь нуждающимся.

ВСЕ, ЧТО ВЫ ОТДАДИТЕ, ВЕРНЕТСЯ К  ВАМ ПРЕУМНОЖЕННЫМ.

         Когда вы  помогаете другим, в вашем сознании  отпечатывается ощущение изобилия.

          Практика показывает, что в интересах успеха целесообразно выполнять также два основных условия:

1условие. Менеджер(предприниматель) должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем.

2 условие. Менеджер(предприниматель), решая даже наисложнейшие задачи, должен действовать в рамках возможного(достижимого) («…человек может в жизни достичь всего, чего только пожелает при одном условии, если он не надорвется…» - слова героя из фильма «Последний дюйм»).

В таблице 2 приведены в обобщенном виде рекомендации по формированию заданного  уровня ответственности.

Таблица 2 - Методические рекомендации по формированию заданного уровня ответственности(Дж. Дак)

 

Уровни ответственности и их краткая характеристика

Содержание  действий

1

2

1 уровень. Разработав варианты, проанализировав их и приняв окончательное решение, человек действует в одностороннем порядке. Его единственное взаимодействие с другой стороной заключается в том, чтобы проинформировать ее о принятом решении.

 Рассмотреть варианты  решения и принять окончательное  решение в одностороннем порядке,  а лишь затем поставить в известность другую сторону.

2 уровень. Человек еще не настолько уверен в своей способности, чтобы принять решение и встретиться с его последствиями, но уже в состоянии перейти от простого перечисления вариантов решения к рекомендации одного из них. На этом уровне человек берет на себя значительную часть ответственности.

Предоставить другой стороне варианты решения вместе с собственной рекомендацией.

3 уровень. Человек берет на себя ответственность за формирование решения и разработку его вариантов, но все еще не ощущает в себе силы выбрать самое лучшее решение из нескольких возможных. Такое поведение найдет понимание у руководителя.

Разработать для другой стороны варианты решения и попросить  ее выбрать рациональный.


Продолжение таблицы 2

1

2

4 уровень. Сотрудник способен обратиться к другим сотрудникам или к руководителю за помощью в структурировании решаемого вопроса. На этом уровне человек дает понять другой стороне, что он не хочет, чтобы та улаживала трудности за него. Данный уровень свидетельствует скорее всего о желании сотрудничать, а не отойти на второй план.

Описать другой стороне  возникшую проблему, обратиться за помощью в ее структурировании.

5 уровень. Отказ от принятия какой-либо ответственности в сочетании с наличием интереса и желания развивать способности к принятию решения в сложной ситуации. Человек дает понять, что обязательно примет в следующий раз все то, чему сможет научиться у другой стороны.

Попросить другую сторону  решить проблему, но обязательно присутствовать при этом и учиться на будущее.

6 уровень. Отказ от принятия какой-либо ответственности.

Перенаправить проблему другой стороне и объявить о собственной  беспомощности.


 

Действия, позволяющие  избежать недостаточной ответственности:

  1. Представьте, что вас ждет в конце пути.
  2. Создайте новые рамки для стороны с чрезмерной ответственностью.

Восприятие  себя: окончательно застрял в положении беспомощности, но обладаю всеми теми же способностями, что и другие.

Восприятие  других: укрепились в положении чрезмерной ответственности, частично и по моей вине, но и сами недовольны своими действиями и отношением.

Задание: попытаться начать сотрудничество, чтобы плодотворнее перераспределить ответственность.

  1. Выберите самый важный вопрос, над которым вы хотите работать.
  2. Примените для разговора Лестницу ответственности.
  3. Используя рамочный эксперимент, вовлеките своего чрезмерно ответственного партнера в беседу, цель которой состоит в достижении взаимного согласия по поводу перераспределения ответственности по обсуждаемому вопросу.
  4. Воплотите свои планы в жизнь и поразмышляйте.
  5. Повторяйте рассмотренные шесть шагов снова и снова.

Использование опыта успешных людей

Пример 1. Миллионер Харви Маккей. В 72-х летнем возрасте  он совершал ежедневную 10-ти километровую пробежку. Он писал: «Опасайся голого человека, отдающего тебе свою рубашку».

Его правила успеха как предпринимателя сводятся к следующему:

1. Бизнесмен, предприниматель,  менеджер всегда должен быть  в хорошей физической форме.

2. Деловая жизнь не  терпит остановки.

3. Знание не становится  силой, пока его не применишь(нужно немножко опережать подчиненных в знаниях).

4. Верь в себя(свое  дело) и успех придет к тебе.

         Примечание: ежедневно встречается  со своей командой, каждому свое  слово: 

- благодарит за успехи  прошедшего дня;

- выражает надежду на успехи сегодняшнего;

- предполагает стимул(вознаграждение) за успехи к концу недели.

5. Не верь тому, кто  говорит, что мелочи ничего  не значат, мелочи значат все(необходимо  все знать об организации)!

6. Людям вы безразличны  до тех пор, пока не проявите заботу о них.

 Пример 2. Ведические правила:

- отказаться от благотворительной  помощи и разумно кредитоваться;

Информация о работе Лекции по «Управление организационными изменениями»