Лекции по «Управление организационными изменениями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Организационные изменения являются постоянным спутником успешных организаций. Данное положение подтверждается практикой работы менеджеров всех уровней. Источниками изменений являются: ориентация руководителя и команды менеджеров на успех, организационные кризисы и патологии, внешняя среда организации. Научиться успешно управлять организационными изменениями непросто. Необходимы как глубокие знания теории организационных изменений, так и навыки управления персоналом. В предлагаемом конспекте лекций в краткой форме изложена целостная концепция управления организационными изменениями. Он подготовлен по материалам публикаций Г.В. Широковой, Дж. Стюарта, А.Г. Теслинова, И.П. Башкатова, А.А. Колотилина и других, в том числе зарубежных авторов.

Содержание

Введение 5
1 Цели и задачи дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 6
3 Содержание дисциплины
3.1 Основные понятия теории организационных изменений 7
3.2 Внутренние и внешние источники изменений 12
3.2.1 Принципы успеха менеджера 12
3.2.2 Закономерности развития организации 26
3.2.3 Организационные патологии 64
3.2.4 Внешняя среда организации 75
3.3 Основополагающие идеи и принципы управления
организационными изменениями 83
3.3.1 Понятие, сущность, характеристики и история теории
организационных изменений 83
3.3.2 Классификация организационных изменений 88
3.3.3 Сущность, цели и задачи управления изменениями 97
3.3.4 Причины и принципы преодоления сопротивления
организационным изменениям 100
3.3.5 Факторы успешного проведения организационных
изменений 101
3.4 Модели управления организационными изменениями 118
3.4.1 Модель управления организационными изменениями
К. Левина 118
3.4.2 Модель управления организационными изменениями
Л. Грейнера 120
3.4.3 Модель управления организационными изменениями
Б. Хайнингса 123
3.4.4 Теория Е и теория О управления организационными
изменениями 126
3.4.5 Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и
Дж. Келли 128
3.4.6 Модель кривой перемен Дж. Дак 132
3.5 Стратегические типы организационных изменений 143
3.5.1 Реструктуризация управления организацией 143
3.5.2 Реинжиниринг бизнес-процессов 165
3.6 Методы проведения организационных изменений 170
3.6.1 Бенчмаркинг 171
3.6.2 Концепция «Шесть сигм» 179
3.7 Оценка эффективности управления организационными
изменениями 183
Список информационных источников 192

Вложенные файлы: 1 файл

semyaninov_a_v_konspekt_lekcii_po_discipline_upravlenie_orga.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Контроль и  воспитание креативности.  Неконтролируемая креативность ведет к растрате ресурсов. Если в компании доминируют созидательность и творчество — они могут создавать новые продукты, которые не всегда необходимы потребителю.  Необходимо разработать такую систему контроля, которая включала бы в себя все шаги по созданию и разработке новых продуктов, начиная от исследования рыночных потребностей и заканчивая производством и продажами. Эта система включает в себя ответственность и полномочия определенных людей на каждой стадии развития продукта.

Изменение приоритетов. Конечно, для компании в «Расцвете», так же как и на стадиях «Младенчества» и «Давай-давай», клиенты и их потребности находятся в центре внимания. Но на этой стадии компания начинает понимать, что она сама хочет делать и что она делать не хочет. Поэтому, если требования клиентов разрушают организационные цели и ценности, компания может сказать «нет» таким клиентам. В центре внимания теперь находятся не только клиенты, но и сотрудники компании с их нуждами и потребностями.

Функциональные  системы и организационная структура. В «Расцвете» компания приводит в порядок свои процессы, интегрируя их в функциональные системы. Организационная структура соответствует миссии и целям, разделяемым всеми сотрудниками компании.

Ожидаемое превосходство. Компания на этапе «Расцвета» лучше подготовлена для выживания в конкурентной борьбе, чем ее соперники, имеющие недостатки в менеджменте. Изменения во внешней среде работают на компанию, позволяют быстрее достичь превосходства и опередить более слабых конкурентов.


Рост как  в продажах, так и в прибылях. Сбывается мечта, неосуществимая на стадии «Давай-давай» — растут не только продажи, но и доходы. Компания становится и результативной, и эффективной.

Организационная плодовитость. Компания в «Расцвете» создает новые компании — новые направления бизнеса, имеющие собственные производственные возможности и возможности распределения. Организация в «Расцвете» — это группа центров прибыли, которые выполняют определенные функции и используют эффект экономии на масштабах. Организация в «Расцвете» — это семья бизнесов, хорошо координируемая и дисциплинированная, с общими целями и системой ценностей.

Внутри- и между  организационное взаимодействие и  взаимосвязи. Организация в «Расцвете» характеризуется культурой взаимного доверия и уважения. В ней существуют конфликты, но они не носят разрушительного характера. Такая организация хорошо взаимодействует со своими клиентами, поставщиками, инвесторами и обществом в целом.

Проблемы «Расцвета». Основной вызов и величайшая проблема организации на этапе «Расцвета» — как остаться на этой стадии жизненного цикла. Постепенно для организации наступает так называемая «Сумеречная зона», когда компания начинает постепенно покидать эту стадию.

Шестая стадия - «Поздний расцвет»

 На данной стадии в организации формируются предпосылки для снижения частоты проявления характеристик организации «раннего расцвета». Причина кроется в психологии успешного руководителя, достигшего вершину своего успеха и управленческого мастерства, который устал от развивающего стиля управления.

 Седьмая стадия - «Упадок»

 Очень трудно определить, где находится компания — еще в «Позднем расцвете» или уже на стадии «Упадок». Поведение компании одинаковое. Отличие только в частоте проявлений характеристик «Расцвета» и длительности сохранения такого поведения. По этой причине Адизес объединил «Поздний расцвет» и «Упадок» в одну стадию. Компания теряет дух креативности, инновационности и энтузиазма для изменений, которые приобрела на стадии «Расцвета». Переход на следующую стадию жизненного цикла — «Аристократизм» — происходит незаметно. Этот переход не отмечен никакими значительными организационными событиями. Начиная с этого момента, движение вдоль жизненного цикла будет сопровождаться разрушением.

Восьмая стадия - «Аристократизм»( Старение организации)

 Когда организация достигает стадии «Аристократизма», огромное значение приобретают взаимоотношения между людьми, которые работают в этой организации. Люди хотят меньше конфликтов и меньше изменений. И для того чтобы избежать конфликтов, «аристократическая» организация сокращает изменения до минимума.

Характеристики «аристократической»  организации:

  • снижение интереса к завоеванию новых рынков;
  • акцент скорее на прошлые достижения, чем на будущее видение;
  • подозрительное отношение к любым изменениям;
  • больший интерес к межличностным взаимоотношениям, чем к принятию риска и инновациям;
  • большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются;
  • формализация в одежде, обращении и традициях.

«Аристократическая» организация  продолжает терять гибкость и

способности достигать  и производить результаты. Компания еще добивается определенных результатов, но уже не может их предвидеть. Ее цели в большинстве случаев — краткосрочные и малорискованные. Компания засевает семена посредственности.

Меняются стиль поведения  и корпоративная культура. Инновационный  климат в «аристократической» организации  постепенно исчезает.

Поведение сотрудников  организации на этой стадии значительно отличается от поведения на других стадиях жизненного цикла. Одежда — строго формализована, обращение друг к другу — по имени и отчеству, конференц-залы для совещаний подавляют своей роскошью. Все офисы располагаются в едином здании — штаб-квартире, и размеры пустых коридоров достигают таких масштабов, что в них может разместиться целая компания на стадии «Давай-давай». Коммуникации приобретают невнятный характер. Люди начинают неясно выражать свои мысли. Каждый понимает, что в компании уже не все в порядке, но каждый боится высказать эти мысли вслух.

Люди, принимающие главные  решения в компании, теряют волю и начинают принимать слабые решения. Они занимают выжидательную позицию, надеясь, что произойдут изменения во внешней среде, которые будут благоприятны для организации.

Отчаянно и безнадежно теряя рыночную долю, доходы и прибыль, «аристократическая» организация  вступает в «Салем Сити».

Примечание:

 Салем   Сити  —  город,   в   котором  шла  активная   «охота  на ведьм», описанная в пьесе А. Миллера (1956).

Девятая стадия – «Салем Сити»

Со стадии «Салем Сити»  начинается финальное разрушение организации.

Организации на стадии «Салем Сити» проявляют следующие

поведенческие характеристики:

  • люди фокусируются на том, кто является причиной проблем, а не на том, что делать с этими проблемами. Проблемы получают персонализацию, начинается «охота на ведьм»;
  • вместо того, чтобы решать организационные проблемы, люди вовлечены в межличностные конфликты, подсиживая и дискредитируя друг друга;
  • «паранойя» замораживает организацию;
  • внутренние войны засасывают каждого, и никто не имеет времени на удовлетворение потребностей внешних клиентов.

Отличительная черта  организации на этом этапе — «поиски виновного», или менеджериальная «паранойя», которая ускоряет дальнейшее разрушение. Менеджеры борются друг против друга, проводя большую часть своего времени в создании коалиций, которые они постоянно меняют. Они тратят свою творческую энергию в борьбе за личное выживание, понимая, что индивидуальная безопасность зависит от уничтожения и дискредитации внутренних конкурентов.

Талантливые люди покидают компанию. Этот порочный круг продолжается до тех пор, пока компания не становится банкротом или не переходит на стадию «Бюрократизации», существуя только благодаря поддержке из внешней среды.

Десятая стадия - «Бюрократизация»: искусственно поддерживаемая жизнь (паралич)

 А. Адизес использует термин «бюрократия» в смысле, значительно отличающемся от первоначального, который придавал ей Макс Вебер. Примечание: Хотя М. Вебер рассматривал бюрократию как угрозу основным личным свободам, он признавал, что она является наиболее рациональным способом построения организации.

Характеристики «бюрократической»  организации:

  • наличие большого количества процедур, правил, инструкций, уже утративших свою практическую ценность для достижения целей компании;
  • отсутствие чувства контроля у руководства организации;
  • приобретение клиентами вынужденных навыков, позволяющих обходить бюрократические препоны.

Государственная поддержка или национализация могут продлить жизнь компании. Хотя она должна уже умереть, ее жизнь может поддерживаться искусственно.

После стадии «Ухаживание» организация рождается впервые, физически появляясь на свет. Второй раз — после этапа «Давай-давай», когда освобожденная от опеки основателя и вступившая в стадию «Юность» компания перерождается эмоционально. Стадия «Бюрократизация» означает новое рождение — компания должна была умереть, но с помощью искусственной системы жизненной поддержки она продолжает свое существование.

Как может существовать подобная организация? Только за счет мощной поддержки извне. «Бюрократическую»  организацию поддерживают правительственные или политические круги. В самой компании существуют определенные департаменты, которые занимаются поддержкой отношений с правительством. Сотрудники этих отделов большую часть времени проводят в правительственных коридорах, а не на рабочих местах.

В состоянии бюрократии организация может существовать довольно долго. Однако приходит время смерти.

Одиннадцатая  стадия жизненного цикла организации  – «Смерть»

 Организационная смерть определяется как нехватка ресурсов для вознаграждения членов организации за работу.

Организация мертва, когда  никто не хочет хорошо работать —  исчезла

мотивация.

Смерть случается, когда  не остается людей, готовых принять  на себя ответственность.

А если нет политических или государственных сил, которые  смогли бы поддержать слабеющую компанию, смерть может произойти перед  этапом «Бюрократизация».

Таким образом, растущая организация проходит через несколько стадий жизненного цикла, и каждой стадии присущи специфические черты структуры и системы контроля, свои особые цели и способы внедрения инноваций.

Концепция жизненного цикла организации — мощный инструмент для понимания и анализа проблем, с которыми встречается организация, способный помочь менеджерам найти правильное решение и поднять свою организацию на новую ступень развития.

  Сравнительный  анализ моделей развития и  жизненного цикла организации

При анализе вышеизложенных моделей развития и жизненных циклов организации неизбежно возникает вопрос о применимости этих моделей к российской практике бизнеса. Ответить можно, лишь рассмотрев достоинства и недостатки концепций и сравнив две модели.

Согласно концепциям И. Адизеса и Л. Грейнера, любая организация проходит ряд последовательных стадий, причем на каждом этапе развития возникают неизбежные проблемы, ловушки или кризисы, несущие в себе причины революции. Название этих проблем четко сформулировал профессор С. Филонович: «болезни роста». Лишь преодолев эти проблемы, компания может перейти на следующую стадию (фазу) развития. При этом каждый этап может стать последним, то есть если руководство не сможет вылечить «болезни роста», последние могут стать «патологиями», с которыми справиться крайне сложно, и организация может умереть. В целом одиннадцать стадий жизненного цикла организации  и пять фаз (стадий) эволюционно-революционного развития организации по Грейнеру похожи. Различия между этими моделями обобщены в таблице  7.

Таблица 7 - Различия моделей развития и жизненного цикла организации

 

Модель  И. Адизеса

Модель Л. Грейнера

 

1. Завершенная модель. Представляет собой 11 стадий от «рождения» до «смерти». Компания может вернуться с нисходящей ветви развития в стадию «Расцвета»

 

1. Незавершенная модель. Стадий может быть бесконечное количество, но на пройденную компания уже не может вернуться

2. И. Адизес называет  оптимальную точку развития —  это стадия «Расцвет»

2. Л. Грейнер не называет оптимальную точку развития, но отмечает, что поскольку любая стадия не может длиться более 15 лет, то ни на одной стадии компания не может оставаться постоянно

3. Фактор государства

(политика  протекционизма) следует учитывать при рассмотрении роста и развития организации

 

3. Не учитывается фактор государства

4. Последовательно

рассматриваются все стадии роста организации

4. Стадии «Ухаживание», «Младенчество» и «Давай-давай» сведены в одну — «Стадия личного энтузиазма»

Информация о работе Лекции по «Управление организационными изменениями»