Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 19:58, курс лекций
1. Система управления персоналом организации
Цели, функции, принципы и организационная структура системы управления персоналом.
Классификация персонала по категориям.
Анализ концепций управления персоналом.
Понятие, сущность, цели и значение менеджмента
Формирование системы управления персоналом.
Методы анализа и построения системы управления персоналом на предприятии.
Управление персоналом в международной компании
9. Оценка результатов деятельности персонала
1. Организационно – кадровый аудит.
Организационно-кадровый аудит – оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Проводится с целью подготовки к принятия стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации и кадрового обеспечения процесса реструктуризации.
Оценке могут быть подвергнуты три основных аспекта организационной реальности:
Аудит кадровых процессов
Менеджеру по персоналу, проводящему кадровый аудит, важно понять, какие направления деятельности и с какой эффективностью осуществляются в организации. Краткое описание этих направлений представлено в таблице 1.
Направление деятельности |
Параметры диагностики |
1. Планирование трудовых ресурсов
2. Набор персонала
3. Отбор персонала
4.Разработка системы стимулирования
5. Адаптация персонала
6.Обучение персонала
7. Оценка трудовой деятельности
8.Повышение, понижение, перевод, увольнение
9. Подготовка руководящих кадров
10. Мониторинг
социально-психологической
|
Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах
Описание способов распространения информации о потребностях в персонале, используемых способах набора Оценка результативности набора (финансовой и качественной) Оценка перспективного списка кандидатов на работу, обеспеченности вакансий кандидатами
Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур Анализ изменений кадрового потенциала организации
Анализ структуры оплаты труда, доли базовой и премиальной ставок, наличие схем, персонифицирующих выплаты в соответствии с эффективностью. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации. Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения Описание используемых процедур адаптации, оценка их эффективности (количество работников, увольняемых в течение года, полугода, конфликты в подразделениях новичков) Описание проблем, возникающих в период адаптации Анализ целей и используемых форм обучения. Оценка количества прошедших обучение (по темам). Анализ процесса сбора и распространения в организации информации о программах обучения. Анализ системы оценки эффективности обучения(выделение параметров оценки: с точки зрения затрат, количества персонала, практической ориентированности программ, фактических результатов, изменения мотивации к труду и социально-психологического климата и т.д.) Оценка аттестации, периодичности ее проведения, представляемых результатов и решений, принимаемых по результатам аттестации. Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга. Оценка результативности методов планирования карьеры. Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала.
Диагностика кадровых процессов и социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации. Диагностика кадровых процессов и социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации. Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации(целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу) Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации |
Следующий шаг связан с необходимостью формирования прогноза кадрового потенциала, оценкой будущего соответствия кадровых процессов стратегии и целям развития организации. Для этого необходимо разработать систему индикаторов и построить механизм мониторинга кадровых процессов.
Среди процессов, существенно влияющих на формирование кадрового потенциала, можно выделить:
Для того, чтобы оценить преобладающие тенденции в области кадровых процессов, необходимо проанализировать следующие индикаторы процессов профессионализации:
+
0
-
Рис. 1 Шкала профессионального развития
Для того, чтобы охарактеризовать коммуникацию в организации, следует проанализировать (рис.2):
+
0
-
Рис. 2 Шкала параметров внутрикоммуникационных процессов
+
-
Рис. 3
Аудит кадрового потенциала
Проводя организационно-кадровый аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств и характеристик.
Оценка кадрового состава должна включать:
Оценка кадрового потенциала предполагает:
Аудит кадрового состава и кадрового потенциала позволяет, выявит:
Понимание состояния кадровых процессов, формирующегося кадрового потенциала дает возможность получить данные для сопоставления показателей о качестве персонала с требованиями тенденций развития, организационного обеспечения и стратегических установок организации.
Не менее важным является оценка организационного обеспечения процессов развития фирмы. Для этого проводится аудит организационной структуры.
Аудит организационной структуры
Для получения первичных, системообразующих показателей проводится анализ организационной структуры и корпоративной культуры:
Традиционно в организации принимаются следующие решения:
- объективные и свободные
решения, связанные с рациональной
оценкой фактического
- инициативные или реактивные
– детерминированные
- ситуационные или
- направленные на поддержание функционирования (оптимизацию существующих процессов деятельности).
- оценка осуществляемости
управленческих решений –
- оценка диапазона контроля,
оценка количества подчиненных,
приходящихся на одного