Логистическая система управления ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрены виды логистических систем управления ресурсами на предприятии: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, складская, сервисного обслуживания. Уделено внимание организации логистического управления. Обсуждены виды и методы логистических систем. Особое внимание уделено основным зарубежным логистическим концепциям. Раскрыты понятия затянувшейся поставки, дефицита, пополнения и ускоренного расходования запасов, качественной и количественной гибкостей, синергизма, конгруэнтности и эмержентности распределительной логистики, логистического сервиса и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 187.18 Кб (Скачать файл)

Основные функции и  структуры логистического управления на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях

Логистика как концептуальный подход позволяет рассматривать  с единых позиций материальные и информационные потоки различного уровня.

В зависимости от принятого  уровня рассмотрения и от степени  детализации логистических операций принято различать макрологистику и микрологистику.

Система макрологистики функционирует  над несколькими предприятиями  или фирмами. Это, как правило, крупная система управления материальными потоками. Она объединяет для достижения единой цели разнородные производственные и торговые предприятия, транспортные и посреднические фирмы. Объединяемые системой макрологистики предприятия и фирмы различаются по своей специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлежности, географическому размещению и могут даже относиться к разным государствам. В последнем случае система макрологистики решает специфические задачи юридического и экономического характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.

В общем случае макрологистика должна решать следующие задачи:

– анализ рынка поставщиков  и потребителей;

– выработка концепции  распределения и потребления;

– выбор структуры складирования  и мест размещения складов;

– выбор видов транспорта;

– организация транспортного  процесса;

– определение рациональных направлений движения материальных потоков;

– выбор пунктов поставки сырья, материалов, полуфабрикатов и  комплектующих;

– выбор схемы доставки и распределения готовой продукции;

– создание общей информационной системы, включая единые формы представления  и кодирования информации и методы ее образования, хранения, переработки и использования.

Микрологистика решает вопросы  управления материальными потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы. В этом смысле решаемые с ее помощью вопросы являются локальными. Сами же системы микрологистики могут входить в системы макрологистики как структурные составляющие подсистемы. Системы микрологистики могут создаваться и функционировать также в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий, либо территориальных торговых и производственных комплексов, не выходя за их пределы.

В пределах одного предприятия  микрологистика решает следующие задачи:

– планирует и контролирует уровни входных запасов;

– планирует и контролирует уровни промежуточных запасов;

– планирует и контролирует уровни запасов готовой продукции;

– планирует, управляет реализацией  и контролирует перемещение изделий  в процессе производства внутри промышленных предприятий;

– управляет выполнением  транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ.

Между микрологистикой и  макрологистикой имеется еще  одно фундаментальное различие.

Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения  одного предприятия или фирмы, подчиненные  его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. Административные воздействия на эти службы и подразделения в условиях микрологистики должны производиться с такой целью, чтобы обеспечить эффективность экономического функционирования данного предприятия или фирмы в целом.

Структура функций макро- и микрологистики приведена на рис. 13.

Рис. 13. Структура функций  логистики на макро- и микроуровнях  

 

В рамках макрологистических инфраструктур принято выделять три варианта (рис. 14).

Рис. 14. Структуры различных  вариантов связей в макрологистике  

 

1. Макрологистические системы с прямыми связями (рис. 14 а) – это логические системы, в которых материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без каких-либо посредников.

2. Эшелонированная макрологистическая система (рис. 14 б) – это логическая система, в которой материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов к производителю, а от него к потребителям движутся через посредников.

3. Макрологистическая система с гибкой связью (рис. 14 в) – это логическая система, в которой движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться либо непосредственно, либо через соответствующих посредников.

В литературе применяется  также иная классификация каналов  распределения. В зависимости от числа посредников (только розничный  посредник, розничный и оптовый  посредник, оптовый, мелкооптовый и  розничный посредники, без всякого  посредника) различают, соответственно, одно-, двух- и трехуровневые каналы распределения, а также канал нулевого уровня.

В современной логистике  как на макро-, так и на микроуровне  различают, как это уже говорилось ранее, две группы функций: оперативные и координационные. Рассмотрим эти два вида функций подробнее.

Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения. К числу таких функций относятся:

– управление движением сырья  и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам;

– управление движением комплектующих  от поставщиков или пунктов приемки  к производственным складам или торговым хранилищам;

– управление уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного  процесса и перемещения готовой  продукции на оптовые склады;

– управление движением готовой  продукции с оптовых складов  на различные рынки сбыта;

– управление оперативной  организацией потоков конечной продукции  к потребителям.

Однако логистика заставляет при выполнении конкретными подразделениями  или лицами свойственных им операций «работать в коллективе». Иными  словами, частные цели и критерии эффективности их достижения должны быть производными от общей цели и  общей эффективности всей логистической цепи. Кроме того, при текущем контроле хода выполнения конкретных операций следует сверяться с данными общей динамики процесса, происходящего во всей этой логистической цепи.

Таким образом, для следования концепции логистики оперативные  функции управления должны быть дополнены координационными. Функции логистической координации включают в себя:

– анализ рынков, на которых  действует предприятие;

– выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах для различных  производственных подразделений;

– выявление динамики потребностей в материальных ресурсах в зависимости  от протекания производственного процесса;

– прогнозирование динамики рыночной ситуации;

– сбор и анализ информации о фактическом состоянии и  потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры;

– анализ и прогнозирование  возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.

Следовательно, для логистического управления характерно то, что важнейшее  значение приобретаетцелеполагание, выработка критериев эффективности достижения поставленных целей, а также оперативная увязкаконкретных операций, выполняемых предприятием или фирмой, с запросами рыночного окружения.

Общая структура функций  логистики приведена на рис. 15.

Рис. 15. Общая структура  функций логистики 

 

Перечень функций логистики  остается неизменным для различных  вариантов рыночной ситуации и наличных технологических, организационных  и иных возможностей предприятия  или фирмы. Однако характер этих функций, их интенсивность, относительная значимость и степень взаимовлияния могут  существенно варьироваться в  зависимости от видов поступающих  заказов и способов их удовлетворения. Общепринятым является разделение производственно-распределительных процессов на три категории:

1) повторяющийся (циклический)  производственный процесс;

2) процесс с малым разнообразием  номенклатуры выпускаемых изделий  и с большими объемами выпуска (поставки) изделия каждого наименования;

3) процесс с высоким  разнообразием номенклатуры выпускаемых  изделий и с малыми объемами выпуска (поставки) изделий каждого наименования.

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности

Уже отмечалось, что в общем  смысле источником экономического эффекта  и повышения конкурентоспособности  фирмы является сокращение объемов  различного рода запасов и уменьшение времени цикла экономической деятельности. Этим не только уменьшаются объемы капитала, омертвленного в виде запасов, но и повышаются темпы оборачиваемости капиталов, что увеличивает прибыль за тот или иной период времени. Таким путем можно также достичь и качественного скачкообразного увеличения объема получаемой прибыли. Это объясняется тем, что сокращение сроков выявления потребностей или удовлетворения заказов позволяет резко расширить круг привлекаемой клиентуры, занять новые рынки, а затем диктовать свою ценовую и техническую политику.

Количественный эффект от применения логистики может быть оценен в рамках категории экономических  компромиссов. Эти компромиссы имеют  место при согласовании интересов  отдельных функциональных подразделений. Такие компромиссы следует рассматривать  как способ повышения общей прибыли  фирмы. Принято разделять логистические  решения в области экономических  компромиссов, касающиеся проблем поставки, производства и распределения, на три  уровня: стратегический, организационный и оперативный.

Стратегические логистические  решения принимаются на длительный срок. Этот срок обычно превышает три года. Примером такого рода решений является выбор поставщиков. Характер отношений с поставщиками обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договора же на поставку с солидными контрагентами целесообразно заключать на длительный срок.

Организационные логистические решения принимаются на срок от одного до трех лет. Ими определяются организация производственного процесса и рыночных отношений производителя с поставщиками и потребителями. Примером организационных логистических решений являются выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня сервисного обслуживания потребителей.

Оперативные логистические решения действуют и должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером оперативных логистических решений может служить выбор размеров партии разовой поставки, маршрута следования, сроков выполнения поставок, способов идентификации тары и т.п.

Пример расчета объема поставки качественно иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 16.

Рис. 16. Зависимость затрат от разового объема поставки 

 

На горизонтальной оси  этого графика откладывается  величина партии поставки V (Volume), а на вертикальной оси – соответствующие  затраты Е (Expenditure).

Очевидно, что затраты  на хранение можно принять прямо  пропорциональными размеру партии поставок, что на рис. 16 изображается прямой б.

Затраты на транспортировку  транспортной единицы, наоборот, падают с ростом размера партии поставок, что на рис. 16 изображается кривой в.

Общие затраты на транспортировку  и хранение определяются суммированием  ординат графиков б и в. На этом рисунке общие затраты изображаются кривой а, полученной указанным способом. Отметим, что абсцисса минимума этой кривой может и не совпадать с абсциссой точки пересечения прямой б с кривой в.

Расчет положения этого  минимума для различных потоков  даст возможность принимать обоснованные решения о целесообразном уровне запасов, создаваемых на пути движения этих материальных потоков.

Затраты на создание и поддержание  материальных запасов, помимо омертвления капитала и расходов на содержание специальных складских помещений, включают в себя расходы на оплату специально обученного персонала и оплату риска порчи и хищения.

Известно, что запасы относятся  к числу наиболее дорогих активов  у многих (если не большинства) фирм. Стоимость материальных запасов различного вида может достигать 40% от общей величины капитала, вложенного в фирму. Тем не менее при организации материальных потоков, независимо от способа управления ими, с использованием концепции логистики или без нее, создание материальных запасов является обязательным.

Если создание и поддержание  материальных запасов требует непосредственных расходов, то отсутствие запасов приводит к косвенным расходам, которые  в свое время проявятся в виде тех или иных потерь. Эти потери связаны, во-первых, с возможными задержками производственного процесса вследствие пиковых или непредвиденных нагрузок, во-вторых, создаются в результате возможного отсутствия на складе требуемого изделия при возникновении спроса на него и,  
в-третьих, являются результатом переплачивания, происходящего вследствие того, что мелкие партии поставляемого сырья, материалов и комплектующих приходится покупать по мелкооптовой, то есть более высокой цене. Таким образом, для материальных запасов в каждом материальном потоке и в каждой логистической цепи имеется свое экстремальное значение. Доведение допустимого значения этого экстремума до нуля (то есть работа без материальных запасов) возможно при использовании так называемого принципа «точно вовремя» (just in time). Реализация этого принципа при логистическом управлении возможна. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Информация о работе Логистическая система управления ресурсами на предприятии