Модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучить модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению.
Исходя из поставленной цели, в работе были рассмотрены следующие задачи:
Проанализировать существующие модели и ролевые функции антикризисного менеджера;
Проанализировать положение предприятия и определить роль менеджера по антикризисному управления в его деятельности;
Дать рекомендации по управлению кризисным предприятиям и участию менеджера по антикризисному положения в этих мероприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак АУ.docx

— 373.47 Кб (Скачать файл)

По темпераменту существуют четыре основных типа личности: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, но чаще всего преобладают смешанные типы темпераментов[52].

Уровень интеллекта имеет три отметки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного управляющего.[16]

Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Помимо классических основу его деятельности составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.[51]

 Стратегическая  функция руководителя заключается  в постановке им на основе  анализа ситуации и прогнозов  целей фирмы, координации процесса  разработки стратегии и составления  планов. Экспертно-инновационная функция  руководителя, тесно связанная с  предыдущей. Воспитательная функция: создавать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, поддерживать традиции, разрешать возникающие конфликты, а еще лучше - их предотвращать. Функция лидера. Планировать - принять порядок действий: установить, куда ведет выработанный курс (спрогнозировать). Организовывать - построить работу для эффективного выполнения цели. Работать с кадрами: набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать). Контролировать - обеспечить продвижение к цели согласно плана. Основной функцией менеджмента является общее руководство. Последнее состоит в том, что управляющим приходится принимать слабо структурированные решения в духе конвергенции всех остальных функций с учетом перспектив их развития, ибо ориентация только на одну функцию и только на сиюминутные интересы не приносит успеха[25].

Ролевые функции менеджера по антикризисному управлению [11]

 Менеджер наделяется теми  полномочиями, без которых невозможно  рационально планировать, организовывать, контролировать и координировать  процесс решения прикладной задачи, подбирать, сплачивать и мотивировать  своих агентов и добиваться  синергетического эффекта в своей  команде.

В базовом менеджменте скомпилирован следующий алгоритм регламента ролевой функции менеджера.

1. Проектирование  ролевой функции менеджера и  регламента ее исполнения либо  руководство процессами проектирования. В любом случае трансляция  прикладных требований относительно  результата и процедуры труда  на профессиональный уровень  исполнителя в форме ролевых  требований. Персонификация ролевой  функции менеджера.[34]

2. Обеспечение  менеджера ресурсами и условиями  для должного исполнения его ролевой функции.

3. Контроль  правильности представлений менеджера  о порученной ему работе; контроль  понимания следствий ненадлежащего  исполнения вмененной ему ролевой  функции.

4. Создание  действенного мотива к исполнению  ролевой функции и обоснованной  уверенности в справедливости  и своевременности вознаграждения  за труд.

5. Эффективный  контроль исполнения менеджером  его ролевой функции и, если  надо, осуществление различных корректировок.

6. Работа над  ошибками по завершении дела, возможно в форме периодической  профессиональной учебы менеджера[34].

Этот обобщенный алгоритм оставляет открытыми вопросы проектирования ролевой функции менеджера, а также регламента ее исполнения.[32]

Некоторые авторы ввели пять ролевых функций, распределяемых без остатка и пересечений между официальными решателями прикладной задачи: администратор, технолог, референт, инспектор и оператор[36]. Выбор этого их состава подчинен простой логике: всякая работа должна быть подготовлена как организационно-технически (администратор), так и технологически (технолог). Прикладные требования не всегда очевидны, априори может быть известен только дух некоторых из них. В подобных случаях возникает необходимость обособить работу по определению буквы требований и поручить ее кому-то из агентов менеджера (референт). Решение любой прикладной задачи сводимо к непосредственному преобразованию предмета задачи от его входного состояния к выходному (оператор); в процессе решения задачи требуется комплексно контролировать степень соблюдения ролевых требований всеми членами группы решателей прикладной задачи (инспектор).[32]

Ролевые требования создают основу документа «регламент исполнения ролевой функции», который проектируется менеджером для каждого своего агента. Регламент распадается на две части - инструктивную и директивную. Граница между ними условна, а содержание частей зависит от характера труда субъекта ролевой функции[46].

Всякий труд, как известно, содержит творческую и рутинную компоненты. В зависимости от преобладания того или другого ролевая функция может быть названа либо эвристической, либо рутинной. Или же служебной обязанностью, если соотношение творческого и рутинного неопределимо. Ролевая функция администратор является эвристической или относится к служебной обязанности. Функции технолог, референт и инспектор, по большей части, эвристические. Функция оператор чаще всего бывает рутинной.[43]

Инструктивный раздел регламента рутинной ролевой функции является нормативно-техническим документом, описывающим прикладную систему ресурсов в контексте ролевой функции. В инструктивном разделе могут содержаться ссылки на другие документы. Директивная часть регламента рутинной ролевой функции есть производственное задание, предписывающее целесообразную деятельность субъекта ролевой функции. Задание (наряд) является организационно-распорядительным документом; форму, порядок составления, движения, учета и хранения этого документа диктуют производственные отношения, принятые в бизнес-объекте[43].

Эвристическая ролевая функция сводится к решению творческой задачи, вложенной в прикладную и относящейся к какому-либо известному классу задач. Инструктивный раздел регламента содержит описание общих методов решения творческих задач данного класса, указывает критерии оптимальности результата труда субъекта ролевой функции. Такие критерии принципиально необходимы, что является следствием одной из известных теорем о неполноте Гёделя[43].

Служебная обязанность есть особая ролевая функция, исполнение которой работодатель закрепляет за должностным лицом, вручая ему должностную инструкцию. Ее форму устанавливает система процедурного обеспечения организационно-распорядительской деятельности. Директивную часть регламента служебной обязанности формулирует и осуществляет сам субъект служебной обязанности в соответствии с положениями должностной инструкции и/или контекстом трудового соглашения с работодателем.[32]

В базовом менеджменте предполагается, что менеджер и его агенты могут совмещать исполнение нескольких ролевых функций[36]. Например, менеджер может параллельно-последовательно исполнять еще ролевые функции технолога и инспектора. Кроме того, допускается, что один и тот же работник может быть членом нескольких групп, создаваемых для решения неодинаковых прикладных задач. При этом он может в разных группах исполнять несхожие ролевые функции.[48]

Антикризисный менеджер- это определенный тип личности, в отличии от обычного менеджера, обладающий во многом уникальной системой знаний и умений. Важнейшими факторами, влияющими на его эффективность, являются условия работы (например, специфика предкризисного состояния, протекания кризиса и посткризисной ситуации), а также особенности системы управления[48].

В процессе своей деятельности антикризисный управляющий сталкивается с большим многообразием ситуаций, в которых ему приходится выступать в конкретных ролях. О.Ю. Кирилловой разработана ролевая структура в деятельности менеджера по антикризисному управлению, приведенная ниже на рисунке 1.3.2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.3.2. Ролевая структура в деятельности менеджера по антикризисному управлению[29]

Когда говорят о знаниях и умениях, которыми должен обладать антикризисный лидер, - речь идет не просто об объеме и перечне информации, превышающем средний уровень, а об их определенном соотношении и взаимосвязи. Системность мышления позволяет антикризисному лидеру свободно ориентироваться в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития компании, глубоко и нестандартно анализировать события, проявлять инициативу тогда, когда другим ситуация кажется безвыходной.[31]

Каждая роль предполагает свои особые приемы, требует наличия соответствующих личностных качеств, устанавливает этические рамки. Данный комплекс ролей показывает, что исполнение комплексной роли подразумевает, что в рамках каждой из них он должен уметь рационально организовывать различную по характеру и содержанию деятельность, учитывая ее специфику. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менеджер по антикризисному управлению создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.[7]

Антикризисный лидер выступает во множестве ролей. При этом его личность влияет на характер исполнения роли, но не на ее содержание: подобно актеру он играет  «не им назначенную» роль, однако представляет в ней индивидуальную интерпретацию.[22]

Роль - это комплекс образцов поведения, связанных с выполнением какой- либо функции. Как и в театре, в корпоративной «драме» каждая роль связана с другими, поэтому эффективность антикризисного лидера предопределяется его умением вписаться в «ансамбль»[4].

В качестве основных для антикризисного лидера можно выделить следующие роли.

Руководитель - это одна из главных составляющих комплекса ролей в антикризисном управлении. В этой роли лидер разрабатывает стратегию (стратег), определяет основные задачи реорганизационной политики (концептолог), осуществляет делегирование полномочий (организатор). При этом ему часто приходится выступать в роли эксперта (при постановке задач) и арбитра (при разрешении конфликтных ситуаций).[7]

Вдохновитель. Антикризисный лидер обязательно должен вдохновлять. В сжатых временных рамках невозможно добиться результата без поддержки всего коллектива. Вот почему в процессе реорганизации компании лидеру необходимо создать сплоченную команду единомышленников. Именно роль вдохновителя в наибольшей степени способствует интеграции целей, появлению у коллектива чувства миссии.[14]

Наставник. Отличительным признаком данной роли является максимальный потенциал знаний и профессиональная компетентность. Отдавая приказ или поручая что-либо подчиненным, антикризисный лидер выступает в роли консультанта (разъясняя цель, задачи, пути их решения), а позже - контролера (куратора), который исправляет отклонения от заданного курса и оценивает результаты работы.[14]

Одна из основных функций в менеджменте - активизация деятельности персонала.

Активизация вдохновителя отличается от активизации наставника. Если первый воодушевляет коллектив общей идеей, то второй делает акцент на деятельности конкретного человека, подчеркивая ее значимость и результативность.[16]

Дипломат. В этой роли антикризисный лидер выполняет представительские функции, в том числе связанные с внешним и внутренним PR. Он - «лицо» фирмы, и от его умения выступать, давать интервью, вести переговоры во многом зависит успех деловых встреч и сделок, паблисити компании.[16]

Инноватор. Антикризисный лидер непременно должен иметь инновационный склад мышления. Часто проблемы несостоятельности предприятия заключаются в устаревшей технологии производства или организации менеджмента. В реализации проекта по преодолению кризисной ситуации важны способность предвидеть и умение рисковать.

Исследователь-прогнозист. В этой роли реализуется одна из основных функций менеджмента. Именно благодаря исследованиям становится возможным оптимальное сочетание внутренних возможностей фирмы и рыночной конъюнктуры. Исследования необходимы и при составлении прогнозов, которые играют важную роль в построении тактики и стратегии компании.[16]

Информационный центр. Информация занимает особое место в системе антикризисного управления. Полнота, точность, своевременность, достоверность внешней и внутренней информации играют решающую роль в преодолении и профилактике кризисной ситуации. Антикризисный лидер становится узловым звеном на пересечении различных информационных потоков. На этапе финансово-экономического анализа ему приходится сталкиваться с большими массивами данных, описывающими деятельность компании. Результаты их оценки и учета составляют основу стратегии преодоления кризиса. [16]

В процессе тактической реализации решений информационный поток меняет направление - антикризисный лидер становится распространителем информации. Его задача - направить ее в нужное время и место, чтобы скоординировать действия подразделений компании и внешних структур.[2]

Резюмируя, можно выделить условия успешной реализации ролей антикризисного лидера:[17]

Роли должны быть взаимосвязаны и динамичны. Антикризисный лидер должен понимать, что ролевая структура его деятельности недискретна: роли неотделимы одна от другой и каждая из ролей находится в развитии, порой переходя одна в другую.

Ролевая структура должна строиться на основе системного подхода. В любой ситуации доминирует определенная роль. Оптимальный ее выбор влечет за собой выбор соответствующих сочетаний (комплекса) ролей.[17]

Таким образом, эффективность антикризисного лидера зависит не только от того, насколько реальные личные характеристики менеджера соответствуют качествам, требуемым в кризисной ситуации, но и от того, насколько удачно он сбалансирует ситуативный комплекс ролей.[5]

Из представленного анализа литературных источников следует, что  роль менеджера в антикризисного правления огромна, , при этом его индивидуальные черты характера, личности, темперамента по разному влияют на управление предприятием в условиях. Осуществляя подбор ролей в конкретной ситуации, менеджер по антикризисному управлению создает наиболее благоприятную основу для реализации поставленных целей и достижения результата.

Информация о работе Модели и ролевые функций менеджера по антикризисному управлению