Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Несмотря на то, что выручка от продажи товаров в 2009 году больше, чем в 2008, наблюдается снижение чистой прибыли компании. Это связано прежде всего с ростом себестоимости продукции, а также коммерческих и прочих расходов.
Водочный завод «Южная Столица», входящий в ГК «Регата», произвел за 2010 год 671 017,9 дал. – на 10,7 % больше предыдущего года (606 231,7).
Таблица 2.3
Объем производства и реализации продукции ЗАО «Регата» в 2008- 2010 г.г., в тыс. дал.
| 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Объем производства | 631 233,7 | 606 231,7 | 671 017,9 |
Объем реализации | 626 108,7 | 576 235, 9 | 669 017, 9 |
Как видно из таблицы 2.3 в сфере основной деятельности предприятия за последние 3 года наблюдается рост производства и реализации продукции. В 2009 году имело место уменьшение объема производства и объема реализации по сравнению с показателями 2008 года, которое обусловлено экономическим кризисом, парализовавшим все отрасли экономики страны, в том числе и винно-водочной.
Товарооборот ООО «ВЗ «Южная Столица», входящий в ГК «Регата», в 2010 году по сравнению с 2009 году показал рост 112,4%. В 2010 году отгрузка главного продукта, производимого группой, — водки «Белая Березка» увеличилась не менее чем на 40 %. Продажи водочного бренда «Полярка» выросли на 25% с учетом развития регионов.
Бренды Федеральной корзины (собственный импорт Компании) показали следующие результаты увеличения продаж (2010/2009 г.г.): Игристое вино «Крим» на 7%, французский коньяк «Кельт» на 46%, болгарское вино «Стомна» на 31%. В консолидированном обороте компании на продукцию собственного производства и собственного импорта приходится 42—43 %.
Рост товарооборота каждого дочернего предприятия в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 95,8%. Компания «Регата-Саратов» вошла в тройку наиболее крупных поставщиков элитного алкоголя в Саратове и области, увеличив свой товарооборот более чем в 3 раза.
Для того чтобы наиболее полно оценить финансовое состояние компании необходимо рассчитать показатели, характеризующие ликвидность компании (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент автономии собственных средств), а также показатели, характеризующие прибыльность и убыточность предприятия (коэффициент чистой прибыли, оборачиваемость капитала, показатели рентабельности). Значения данных показателей представлены в таблице 3.3 и в таблице 3.4.
Таблица 2.4
Показатели, характеризующие ликвидность компании
Наименование показателя | Методика расчета | Значения показателей | ||
2008г. | 2009г. | 2010г. | ||
Собственные оборотные средства, тыс. руб. | Капитал и резервы (за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров) - целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов – внеоборотные активы | 213305 |
284020
|
662750
|
Индекс постоянного актива | (Внеоборотные активы + долгосрочная дебиторская задолженность) / (Капитал и резервы (за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров) - целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов) | 0,87 | 0,86 | 0,9 |
Коэффициент текущей ликвидности | (Оборотные активы - долгосрочная дебиторская задолженность) / (Краткосрочные обязательства (не включая доходы будущих периодов)) К>2 | 1,17 | 1,18 | 1,37 |
Коэффициент быстрой ликвидности | (Оборотные активы – запасы –НДС по приобретенным ценностям - долгосрочная дебиторская задолженность)/ (Краткосрочные обязательства - доходы будущих периодов)) К=(0,7-1,0) | 0,49 | 0,57 | 0,83 |
Коэффициент автономии собственных средств | (Капитал и резервы (за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров) - целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов) / (Внеоборотные активы + оборотные активы) К=0,6 | 0,39 | 0,37 | 0,41 |
Показатели, характеризующие ликвидность компании дают представление о платежеспособность предприятия на текущий момент времени. Увеличение собственных оборотных средств в 2010 году говорит о сокращении доли заемных средств в деятельности компании. При анализе коэффициентов ликвидности было выявлено, что не все показатели имеют рекомендуемое значение, но в период с 2008 по 2010 год наблюдается тенденция к оптимизации этих показателей. Увеличение коэффициента текущей ликвидности с 1,17 до 1,31 за последние три года говорит о том, что предприятие обладает достаточным количеством всех видов оборотных средств, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства. Коэффициент быстрой ликвидности вырос практически в 2 раза, т.е. Отношение части ликвидных средств к общей сумме краткосрочных долгов предприятия увеличилось с 49 % до 83%. Но при этом большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно взыскать. Значение коэффициент автономии на конец 2010 года составляет 0,41. Таким образом, доля собственных средств предприятия в общей доли средств, используемых в финансово-хозяйственной деятельности составляет 41%. Рост данного показателя свидетельствует об увеличении финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних кредиторов, но предприятие по-прежнему прибегает к внешним кредитам и займам.
В целом можно сказать, на данный момент платежеспособность предприятия имеет тенденцию к увеличению. Для улучшения показателей ликвидности рекомендуется увеличивать составляющую денежных средств, уменьшая задолженность покупателей и уменьшать кредиторскую задолженность.
Таблица 2.5
Показатели, характеризующие прибыльность и убыточность ЗАО «Регата»
Наименование показателя | Методика расчета | Значения показателей | ||
2008г. | 2009г. | 2010г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Валовая прибыль, руб. | Выручка -себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов) | 1067491 | 1078974 |
1437618
|
Чистая прибыль | Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 304401 | 184270 | 410254 |
Рентабельность собственного капитала, % | (Чистая прибыль) / (Капитал и резервы - целевые финансирование и поступления + доходы будущих периодов - собственные акции, выкупленные у акционеров) х 100 | 7,82 | 13,17 | 15,14 |
Рентабельность активов, % | (Чистая прибыль) / (Балансовая стоимость активов) х 100 | 2,9 | 5,53 | 6,17 |
Коэффициент чистой прибыльности, % | (Чистая прибыль) / (Выручка) х 100 | 4,9 | 8,7 | 10,15 |
Рентабельность продукции (продаж), % | (Прибыль от продаж) / (Выручка) х 100 | 20,5 | 22,7 | 30,02 |
Оборачиваемость капитала | (Выручка) / (Балансовая стоимость активов -краткосрочные обязательства) | 1,15 | 1,34 | 1,38 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, руб. | Непокрытый убыток прошлых лет + непокрытый убыток отчетного года | 0 | 0 | 0 |
Соотношение не- покрытого убыт- ка на отчетную дату и валюты баланса | (Сумма непокрытого убытка на отчетную дату) / (Балансовая стоимость активов) | 0 | 0 | 0 |
Увеличение значения коэффициента чистой прибыльности за последние три года с 4,9% до 10,15% свидетельствуют о более благоприятной конъюнктуре рынка для предприятия в 2010 году, об эффектном использовании материальных и финансовых средств, имеющихся у предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, а также доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Рентабельность продаж в 2010 году увеличилась до 30%, следовательно, предприятие ЗАО «Регата» можно охарактеризовать как высокорентабельное. Рентабельность активов также возросла и на конец 2010 года составила 6,17%, что характеризует эффективность использования всего имущества, рост прибыли. Рентабельность собственного капитала также значительно повысилась. На конец 2008 года она составляла 7,82%, а на конец 2010 - 15,14 % что означает возрастание прибыли на рубль вложенного собственного капитала. Этот факт оценивается положительно, т.к. говорит о повышении эффективности использования собственного капитала и объясняется ростом прибыли. Рост всех показателей рентабельности объясняется ростом чистой прибыли предприятия на конец 2010 года.
Исходя из проведенного анализа, можно сказать, что предприятие повысило эффективность своей хозяйственной деятельности после кризисного периода. На данный момент ЗАО «Регата» является платежеспособным и имеет высокий уровень рентабельности по всем финансовым показателям.
В качестве стратегических целей развития компании «Регата» на ближайшие несколько лет являются:
1) сохранение доминирующего положения на рынке алкогольной продукции Ростовской области и завоевание ведущих позиций на федеральном уровне, превратиться из региональной компании в национальную
2) создание условий для расширения региона продаж алкогольной продукции завода.
3) рост доходов и капитализации компании, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
4) в 2011 «Регата» намерена довести долю суммарного товарооборота Компании за пределами Ростовской области до 45—50 %. Из них на долю пяти представительств придется около 35 % товарооборота. В Саратове, Самаре, Волгограде и в Ставрополе «Регата» планирует увеличить продажи в три раза и занять 40% рынка в сегменте «премиум»,
5) возобновить строительство в Азовском районе собственного логистического центра общей площадью около 15 тыс. кв. метров, и приступить к строительству второго водочного завода. [21.с.15]
В числе приоритетных направлений в области технической политики – модернизация производства: приобретение современных линий розлива, хранения и переработки виноматериалов. Совершенствование сложившейся технологии производства и розлива вина, а также внедрение новейших методов.
В области ценовой политики реализуются новые подходы и принципы формирования цен на алкогольную продукцию. Основные принципы маркетинговой политики компании - обеспечение конкурентоспособности, полное удовлетворение платежеспособного спроса на продукцию компании всех категорий потребителей
Для достижения выше указанных целей необходимо решение следующих задач:
1) поддержание высокого качества выпускаемой продукции.
Общество производит алкогольную продукцию на ликероводочном заводе, оснащенном новейшим высокотехнологичным европейским оборудованием и обладающем ресурсом наращивания производственных мощностей. Общество выпускает алкогольную продукцию под четким контролем качества на всех этапах производства из высококачественного, экологически чистого сырья. В производстве водок и ликероводочных изделий используется спирт класса «Люкс».
2) продвижение существующих брендов общества в сегментах Premium и Low-Premium, а также разработка и вывод на рынок новых брендов. Компания делает основной упор на развитие собственных брендов. Несмотря на наличие у общества широко известных, хорошо зарекомендовавших себя брендов, не прекращаются работы по созданию новых продуктов, а также рестайлингу существующих.
3) расширение ассортимента и объемов выпуска коньяков. «Регата» является одним из лидеров по производству коньяков на территории Российской Федерации и планирует увеличить свою долю в данном сегменте.
4) реализация совместных программ с известными производителями алкогольной продукции по розливу их торговых марок на производственных мощностях общества.
5) повышение эффективности деятельности компании путем сокращения производственных и транзакционных издержек, совершенствования методов управления и осуществления учета и контроля на предприятии.
Для реального воплощения своих планов "Регата" имеет все возможности: собственные торговые точки, собственный транспорт, хорошо подготовленный персонал, собственные производственные мощности, налаженную систему сотрудничества с важнейшими поставщиками продукции, автоматизированную систему учета и обработки заказов.
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.
Выбор форм организации службы ВЭД определяют разные факторы: