Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
1) мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);
2) степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции);
3) методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;
4) масштаб предприятия и объем внешнеторговых операций;
5) внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.
В зависимости от этих факторов предприятия применяют различные формы организации ВЭД:
1) специалист по ВЭД - если планируется осуществлять единичные внешнеторговые операции с разовой или периодической поставкой;
2) отдел ВЭД - создается при постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности их на расширение;
3) департамент по ВЭД - целесообразно создавать при крупных компаниях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный характер, как правило, на долгосрочных условиях;
4) внешнеторговая фирма - создаются в рамках крупных объединений с масштабными внешнеэкономическими операциями. [3.с.225]
В компании ЗАО «Регата» отдел ВЭД на данный момент не сформирован. Все функции по управлению ВЭД возложены на отдел закупок, в котором работают специалисты занимающиеся вопросами импорта и экспорта продукции: менеджер по ВЭД, декларант и специалист по работе с таможней.
Рис.2.1 Схема структуры управления ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
Управление ВЭД на предприятии осуществляет директор по логистике и ВЭД, в обязанности которого входит: подготовка и участие в переговорах с инофирмами, обеспечение составление логистических прогнозов и планов, координация проведение работ по проектированию логистических систем и внедрению их на предприятии, организация работы по созданию и внедрению логистических информационных систем, организация работы по увеличению объема экспортных поставок, сбор информации о состоянии мирового рынка, рынка страны контрагента, поиск новых партнеров и рынков сбыта товаров, изучение коммерческих предложений, расчет уровня рентабельности возможных внешнеторговых сделок, контроль за выполнением обязательств по внешнеторговым договорам; контроль за выполнением сроков доставки товаров.
Директору по логистике и ВЭД подчиняются менеджер по ВЭД, декларант и специалист по работе с таможней.
В обязанности менеджера по ВЭД входит:
1)подготовка проектов внешнеторговых контрактов и другой товаросопроводительной документации, их своевременный перевод на иностранные языки;
2) получение лицензии на импортируемый товар в Минпромторг РФ; 3) осуществление сертификации импортируемого товара,
4)получение санитарно-эпидемиологического заключения на импортируемую продукцию.
Декларант выполняет работу по оформлению документов на товары, перемещаемые через таможенную границу, а также совершает иные действия, необходимые для производства таможенного оформления; проверяет достоверность сведений о перемещаемых товарах, указанных в транспортных и коммерческих документах; производит декларирование товаров в соответствующем таможенном режиме на основании сведений, содержащихся в товаросопроводительных и иных документах; определяет код товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; выбирает метод определения таможенной стоимости, подлежащий применению и осуществляет расчет таможенной стоимости в соответствии с избранным методом; исчисляет и производит расчет таможенных платежей, подлежащих уплате, определяет виды налогов, которыми облагается товар, исчисляет налоги, подлежащие уплате.
Специалист по работе с таможней выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль над прибытием и расстаможиванием грузов; 2) ведет учёт таможенных платежей и деклараций;
3) осуществляет переписку с таможенными органами;
4) заполнение установленных форм для заказа, получения, сдачи и отчёта по акцизным маркам, расчёт обеспечения обязательства, распределение акцизных марок для последующего штрих-кодирования в ЕГАИС, упаковка и отправка акцизных марок за границу;
5) ведение учёта акцизных марок.
Компания «Регата» официальный поставщик и авторизированный дистрибутор алкогольной продукции ведущих мировых брендов национального масштаба.
В 2010 году компания импортировала 15 млн. бутылок алкогольной продукции, в 2009 этот показатель был ниже на 14,5%. В общем объеме импорта алкогольной продукции: виноградные вина составляют примерно 10%, игристые вина -15%, коньяк- 25%, ликеро-водочные изделия- 15%, 35% - другая алкогольная продукция.
Брендами собственного импорта являются французские вина «Д’Артаньян», болгарское вино «Стомна», французский коньяк «Кельт», украинское шампанское «Крим».
Доля ЗАО "Регата" в импорте алкогольных напитков в РФ составила по итогам 2010 г. 0,8% в абсолютном выражении и 0,5% - в денежном, что видно из таблицы 2.6. Основная доля импорта приходится на такие компании как ГК «Север», Холдинговая компания «Винный Мир», компания «МОРО», "Лудинг".
Таблица 2.6
Доля российских компаний в импорте алкогольной продукции
Импортеры | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Кол-во (млн.дал) | Доля (%) | Кол-во (млн.дал) | Доля (%) | Кол-во (млн.дал) | Доля (%) | |
1.Лудинг | 13,92 | 17,6 | 17,81 | 28,3 | 11,45 | 35,2 |
2.Моро | 20,92 | 26,4 | 18,24 | 29,06 | 8,24 | 25,3 |
3.Лождикал Импорт |
|
| 4,02 | 6,4 | 2,56 | 7,9 |
4.Вастом | 5,70 | 7,2 | 5,4 | 8,0 | 2,52 | 7,7 |
5.ILS | 0,53 | 0,7 | 0,91 | 1,4 | 2,43 | 7,5 |
6.Алианта | 4,96 | 6,3 | 1,48 | 2,4 | 0,82 | 2,5 |
7.Русьимппорт | 3,02 | 3,8 | 1,89 | 3,0 | 0,78 | 2,4 |
8.Радомила |
|
| 0,97 | 1,5 | 0,68 | 2,1 |
9.Эрдин | 1,26 | 1,6 | 1,21 | 1,9 | 0,48 | 1,2 |
10.Лавина | 1,57 | 2,0 | 0,32 | 0,5 | 0,46 | 1,1 |
11.Винимпорт |
|
| 0,36 | 0,4 | 0,46 | 1,1 |
12.Себек | 0,49 | 0,6 | 1,09 | 1,7 | 0,49 | 0,9 |
13.Иматра | 1,43 | 1,8 | 1,84 | 2,9 | 0,29 | 0,9 |
14.Регата | 0,21 | 0,3 | 0,25 | 0,7 | 0,41 | 0,8 |
15.Росагроимпорт | 3,16 | 4,0 | 1,09 | 1,7 | 0,21 | 0,6 |
Прочие | 22,09 | 27,9 | 6,35 | 10,1 | 0,95 | 2,9 |
Основными импортерами компании являются Украина (48,6%), Молдавия (15.7%), Болгария (15,3%) и Франция (5,3%), что видно из таблицы 2.7.
Таблица 2.7
Объем импорта продукции по основным странам – контрагентам за 2009- 2010 гг.
| 2010 | 2009 | ||
Тыс. дал | Удельный вес % | Тыс. дал. | Удельный вес % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Украина | 76 301 | 48,6 | 60 718 | 45,09 |
Молдавия | 24 618 | 15,7 | 15 567 | 11,56 |
Болгария | 20 369 | 15,13 | 13 346 | 8,5 |
Франция | 8 281 | 5,3 | 5 182 | 3,85 |
Испания | 2472 | 1,6 | 3728 | 2,77 |
Финляндия | 1 138 | 0,7 | 1 635 | 1,2 |
Япония | 511 | 0,3 | 475 | 0,3 |
Абхазия | 3 856 | 2,5 | 5 442 | 4,04 |
Кроме импорта продукции еще одним приоритетным направлением деятельности компании является экспорт алкогольной продукции. С момента приобретения в октябре 1999 водочного завода «Южная столица» вошла в число крупнейших производителем крепких спиртных напитков не только Ростова и области, но и в целом по стране. На данный момент отгрузка продукции на экспорт осуществляется в основном в страны ближнего зарубежья: Азербайджан, Армения, Грузия, Украина, Белоруссия. Из стран дальнего зарубежья компания сотрудничает с импортерами из США, Германии. Сегодня ЗАО «Регата» в число десяти крупнейших экспортёров алкогольной продукции Ростова и области и в число 50 крупнейших производителей по стране. Основной экспортный продукт компании — водка “Белая березка» и «Полярка». За отчетный период 2010 на экспорт было отгружено 110 тыс. дал алкогольной продукции. По сравнению с 2009 годом отгрузка продукции на экспорт увеличилась на 14,3%.
Динамику экспортных операций можно оценить как достаточно высокую. Так, если в 2007 году компания отгрузили за рубеж 53 тысяч дал ликероводочной продукции, то в 2008-м — уже 76 тысяч, а в прошлом году —94.3 тысяч дал.
Доля экспортируемой продукции в общем объеме продаж не превышает 2-3%, это говорит о том, что, несомненно, необходимо развивать это направление. К сожалению, существует ряд трудностей, связанных, в частности, с прямым финансированием рекламных кампаний и в целом с продвижением товара на рынках других стран, с осуществлением контроля за оборотом продукции.
ЗАО «Регата» осуществляет внешнеэкономическую деятельность самостоятельно, приобретая алкогольную продукцию напрямую у иностранных производителей. Услугами сторонних организаций при осуществлении внешнеэкономической деятельности Общество пользуется в случаях, когда необходимо: проверить или получить информацию о потенциальных зарубежных партнерах; оформить надлежащим образом документы, сопровождающие внешнеторговую сделку; получить консультации специалистов по внешнеэкономической деятельности.
Импортные операции, осуществляемые ЗАО «Регата», как и любая внешнеэкономическая сделка, проходит три этапа:
Первый этап – подготовка к заключению сделки;
Второй этап – заключение (подписание) сделки (контракта);
Третий этап – исполнение сделки (контракта).
Рассмотрим их содержание применительно к импортной деятельности ЗАО «Регата».
Первый этап – подготовка и заключение внешнеэкономической сделки включает в себя следующие процедуры:
1) изучение и прогнозирование спроса потенциальных потребителей;