Основные аспекты культуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

          В провоцирующей  ситуации, кроме этого, необходимо  убедительное развенчание действий  провоцирующего (не как личности, а его действий по существу), использование приема контрверсии, остроумного слова и юмора. Здесь особенно важна хорошо отработанная самопрезентация своей профессиональной компетентности, личных качеств, уважения к людям.

          Каждая  экстремальная ситуация – своеобразный экзамен для руководителя. Она может послужить обстоятельством, оказавшим на людей различное впечатление: положительное или отрицательное. Поведение руководителя в подобной ситуации является наглядным проявлением его личностно-деловых качеств. И он обязан приложить все усилия, чтобы в этой ситуации укрепилось доверие к нему людей, возрос его личный авторитет.

          Только  на основе доверия возможно  решение серьезных производственных  задач, успешное воспитание людей.  Поэтому руководитель должен быть заинтересован в оптимальном использовании социально-психологического механизма утверждения авторитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV   Психологические аспекты повышения работоспособности руководителя

 

    1. Психогигиенические требования к труду руководителя

 

          Трудоспособность человека в течение рабочего дня изменяется. Здесь действует своя психофизиологическая закономерность, о которой руководитель должен быть в достаточной степени осведомлен.

          Выдающийся  русский ученый Н.Е.Введенский  одним из первых экспериментально доказал, что значительная часть людей переутомляется не оттого, что много работает, а оттого, что плохо организует свой труд.

          Одной  из закономерностей современного  руководителя является постоянное  возрастание функциональных нагрузок. Поэтому необходимо, чтобы руководители соблюдали элементарные требования по сбережению своего здоровья в процессе трудовой деятельности.

          Труд  руководителя – тяжелый труд. И не только потому, что руководитель  решает сложные технико-организационные и управленческие задачи, а потому, что он постоянно находится в центре внимания людей, служит им личным примером, занимается их воспитанием. Для осуществления этого нужна огромная самоотдача, которая требует больших затрат нервной энергии.

         

А) Основные направления психогигиены труда руководителя.

 

          Соблюдение  психогигиены труда и отдыха  облегчает выявление высших человеческих  способностей. Тот, кто разумно  обращается со своим здоровьем,  имеет больше возможностей для  воспроизводства своего личностного «фонда», его наилучшего использования. Это диктует необходимость изыскания каждым руководителем возможностей по соблюдению определенных правил психогигиены, как на производстве, так и вне него. Многие люди хорошо знакомы с этими правилами, однако степень их систематического применения мала.

          Причин, объясняющих разрыв между пониманием  значения здоровья и их отношением  к нему, много. Среди них существенное  значение имеет недостаточная  само внушаемость, само настрой  людей на свое здоровье.

          Так,  среди ценностных ориентаций  обследованных руководителей здоровье  находится на 5 - 9 местах. Многие из  опрошенных руководителей говорили, что они обращают на него  внимание в двух случаях: в  отпуске или, когда без врача не обойтись. В остальное же время их здоровье находится «без присмотра», растрачивается без соответствующей компенсации, хотя все они понимают, что условия работы, возраст требуют постоянного восстановления сил, совершенствования способности организма к сопротивлению заболеваниям.

          Беречь  свое здоровье должен каждый. Началом начал ответственного  отношения к здоровью  является  соблюдение элементарных гигиенических  положений. Смысл гигиены заключается  в соблюдении научно обоснованных  требований, которые благоприятствуют нормальному функционированию человеческого организма. Они сориентированы на создание таких условий взаимодействия человека с внешней средой (с внешними факторами), при наличии которых обеспечивается здоровое развитие мышечной и нервной систем. Гигиенические требования призваны способствовать созданию благоприятных режимов расходования мышечной и нервной энергии и деятельности внутренних органов человека.

          Труд  всегда связан с напряжением  сил человека, а потому неизбежно  производственное утомление. Неверно утверждать, что утомление всегда есть следствие плохой организации труда. Плохая организация труда усугубляет процесс утомления, обостряет его физические и психические параметры. В принципе же утомление – это естественная защитная реакция человека, направленная на предотвращение разрушения его здоровья. Существует прямая связь между утомлением и работоспособностью человека.

          Поддержание  определенного уровня работоспособности,  создание условий, при которых  утомление не провоцирует в организме каких-то патологических изменений, невозможны без соблюдения ряда гигиенических требований.

          В трудовой  деятельности важная роль отводится  гигиене общения. Она является  одним из элементов такого  широкого явления, как культура общения. И.П. Павлов говорил, что самый сильный раздражитель – это люди. В современных условиях, когда научно-техническое состояние производства, экономическая целесообразность его функционирования настоятельно выдвигают на первый план новые формы трудовой деятельности, общение во всех его многообразных формах играет чрезвычайную роль и становится делом весьма трудоемким. Новые формы труда, развитие корпоративной культуры, привлечение трудящихся к совместному проведению свободного времени предполагают создание элементарных условий для общения людей, при которых оно благоприятно сказывается на душевном состоянии людей, оберегает их нервную систему от воздействия различных повреждающих факторов социального характера.

          Все  это имеет самое непосредственное отношение к здоровью людей. Гигиена общения предполагает соблюдение правил хорошего тона, доброжелательного настроя людей друг к другу, уважительного и терпеливого отношения к их эмоциям и чувствам. Человек своим видом должен выражать готовность к вступлению в контакт с людьми, не давать «разгула» своим отрицательным эмоциям. Это те элементы гигиены общения, те профилактические меры, соблюдение которых во многом спасает от конфликтных ситуаций, отрицательно сказывающихся на здоровье людей.

         Гигиена общения связана с психическим здоровьем людей. По определению психологов, психическое здоровье – это такое внутреннее состояние человека, при котором он доволен собой, правильно относится к другим и способен противостоять жизненным неурядицам. Душевное состояние людей – наиболее уязвимое место в их общем состоянии здоровья.

          В структуре  «факторов риска», отрицательно  влияющих на здоровье, следует  назвать и так5ие, как переутомление  от длительного умственного напряжения, не сложившиеся отношения на уровне непосредственного общения, нереализованность личных планов и ожиданий. Названные факторы обусловливают легкую возбудимость и быструю истощаемость нервной системы человека. Он начинает замечать несвойственные ему утомляемость, внутреннюю неуравновешенность, какое-то постоянное напряжение и тревогу. Такое состояние называют неврастенией. Этому заболеванию подвержены люди с различным типом нервной деятельности, чаще – со слабым типом, реже – с сильным типом нервной деятельности.

          Неврастения, даже в самой начальной форме, это та пробоина в психическом здоровье человека, которая, если ее своевременно не ликвидировать или не ограничить возможность увеличения, может привести к тяжелым последствиям. Каждый человек может определить, насколько у него ослаблены процессы внутреннего торможения или раздражения по таким трем показателям, как самочувствие, аппетит, сон.

          Не будем  подробно останавливаться на  названных показателях самостоятельной  оценки своего психического здоровья. Общеизвестно, что оптимистический настрой, доброжелательное отношение к людям, здоровый аппетит, спокойный и глубокий сон – все эти данные позволяют утверждать, что тот, кто обладает ими, не страдает неврастенией, его психическое здоровье не вызывает беспокойства.

          Если же человек не может долго успокоиться, его охватывает чувство какой-то тревоги и неуверенности, ест без удовольствия, беспокойно спит, то это достаточные симптомы, чтобы немедленно обратиться к врачу.

          Весьма  часто эти симптомы дополняются такими состояниями, как недомогание, «разбитость», повышенная раздражительность, головные боли. На последнее хотелось бы обратить особое внимание. По мнению специалистов, наиболее часто головные боли бывают при неврозах, среди которых распространенной формой является неврастения. Приведенные факты подтверждают, насколько важно, чтобы каждый руководитель придавал значение психогигиене.

          Не следует  «вовлекать» мозг одновременно  в несколько разноплановых и  ответственных рабочих процессов.  Сосредоточение на чем-то одном способствует лучшему использованию процессов памяти и мышления.

          Можно  дать некоторые практические  рекомендации по организации  умственного труда руководителя. Например, необходимо строго соблюдать  режим рабочего дня, выдерживать паузы отдыха и переключения внимания с одного вида работы на другой, стараться освобождать память от информации, которую можно записать, вложить в компьютер, передать другим людям. Важно знать заранее, какие виды управленческой и общественно-политической работы предстоит выполнить в течении дня и недели.

          Рациональное  использование творческого потенциала  интеллекта связано также с  избежанием систематических перегрузок. Следует чутко реагировать на  малейшие признаки появляющейся  умственной усталости, не допускать дезорганизации деятельности центральной нервной системы. Переутомление, как правило, возникает не вследствие перегруженности человека работой, а в результате ошибок в режиме труда и отдыха, незнания физиологии мозга. А ведь знания, например, своего типа темперамента помогают человеку правильно определить режим работы и отдыха, подобрать соответствующие формы общения, найти эффективные меры самоконтроля.

          Возьмем  для иллюстрации этого положения  холерический тип темперамента. Людям, которые имеют данный темперамент, свойственны энергичность, быстрая переключаемость с одного вида на другой, легкое вступление в контакт. Вместе с тем холерику трудно сосредоточиться, он склонен к принятию быстрых решений, полон энтузиазма до тех пор, пока не натолкнется на какое-то сложное препятствие.

          Что  можно извлечь из подобного  знания характерных качеств темперамента? Исходя из характеристики темпераментов,  несмотря на то, что они «в  чистом виде» редко встречаются,  можно самому сделать важные выводы психогигиенического плана. Так, холерику полезно настойчиво вырабатывать в себе такие качества, как сдержанность, концентрация внимания, стараться не падать духом в критических ситуациях, а в экстремальных – не спешить с принятием решения. Таким образом, руководителю холерического склада нужно иметь «хорошие тормоза».

          Или  возьмем привычки человека. Они  много значат в жизни каждого  из нас. И, прежде всего потому, что автоматически срабатывают  и нередко независимо от нашего  желания предопределяют поведение. Если у человека имеются полезные привычки, то ему легче включаться во многие процессы жизни, сберегая при этом значительную часть своей нервной энергии. Разнообразен круг полезных привычек. К ним относят, например, все то, что связано с соблюдением правил личной гигиены, гигиены труда и отдыха: в одно и то же время ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку. Принимать водные процедуры, сложные производственные задачи решать на «свежую голову», во время работы периодически делать паузы для временного расслабления. Существуют и полезные привычки, относящиеся к гигиене общения: первым здороваться; приветствовать старших по возрасту, вставая; терпеливо относиться к людям, когда оказываешь им помощь и т.п.

          Но есть вредные привычки. Они иногда настолько укореняются в человеке, что требуется приложение огромных усилий, чтобы смягчить их проявление или освободиться от них.

          Привычки  – это своего рода константа  характера. Плохие привычки в  значительной мере влияют отрицательно на характер человека. Одними из самых вредных привычек являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Для сохранения своего здоровья необходимо отказаться от вредных привычек. В одних случаях это достигается путем самовнушения и самоконтроля над своими действиями, постоянного повышения своего волевого настроя, а в других – приходится обращаться за помощью к врачам.

 

Б)  Люди типа «А» и типа «Б».

 

          Изучение  личностно деловых качеств руководителей,  условий их труда подтверждает важность учета особенностей и психо - эмоционального склада. Это одно из психогигиенических требований, соблюдение которого помогает руководителю умело регулировать свои отношения с работниками, правильно определять степень своего эмоционального напряжения.

          Эмоции  – это естественные реакции  нервной системы на воздействие  внешних или внутренних раздражителей.  Человеку нужны и в известной  мере отрицательные эмоции, ибо  уход от трудностей, от осложнений  по соображениям нежелательности  сильных волнений и переживаний расслабляет нервно – психическую систему.

          Чтобы  упражнять свою нервную систему,  необходимо соблюдать ряд психопрофилактических  мер. Первейшая забота – это  поддержание на определенном  уровне своего психофизического  тонуса

Информация о работе Основные аспекты культуры управления