Основные аспекты культуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

          В качестве  другой профилактической меры  выступает знание руководителем  особенностей своей психики, ее  эмоционального механизма. Например, известно, что 20 – 25 % людей обладает  так называемой «стартовой готовностью»  к различным эмоциональным воздействиям: волнуется спортсмен перед соревнованием, нервничает пропагандист перед выступлением, испытывает беспокойство руководитель, которому предстоит сделать отчет о работе его коллектива в вышестоящем органе. У одних людей стартовая эмоциональная возбудимость протекает безболезненно, довольно быстро гаснет в процессе деятельности, а у других вызывает физиологические сдвиги в организме.

          Это  подтверждается такими показателями, как повышение кровяного давления, усиление сердцебиения, нарушение  дыхания, учащение пульса. В психологическом плане такие люди нередко теряют уверенность в своих силах, не могут умственно сосредочиться. Бывают и более серьезные последствия для здоровья.

          В условиях  производства нельзя обойтись  без требовательности к людям, без постоянного повышения их личной ответственности за порученное дело. Решение подобной задачи требует от руководителя умелого управления своими эмоциями, для чего ему необходимо знать не только плюсы и минусы своего эмоционального механизма, но и особенности психики своих подчиненных.  В научной литературе в зависимости от психических особенностей личности смоделировано два резко противоположных типа людей: «А» и «Б».

          К типу  «А» относят людей, отличающихся  остро развитым чувством ответственности, крайним честолюбием, постоянным стремлением к успеху. Это тип работоспособного, вечно загруженного работой человека, систематически пренебрегающего отдыхом. Такого человека отличает требование признания себя, активность в достижении своих целей, которые, однако, не всегда четко определены. Тип «А» жесткая конфликтная личность.

          Люди  типа «Б» - спокойные, неторопливые, уравновешенные, не берущие на  себя дополнительной нагрузки, любящие  и  умеющие отдыхать. Такие  люди в отпуске думают об  отдыхе, дома о семье.  Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, жизненные невзгоды, философски воспринимают любое жесткое требование, предъявленное к ним.

          Какие  выводы можно сделать, сопоставляя  людей типа «А» и «Б»? Человек типа «А» максимально отдает себя работе, не щадит своих мил, чтобы преодолеть трудности, хотя его нервная система располагает недостаточным запасом прочности. У людей типа «А» весьма слабо реализуется самоконтроль и саморегуляция своего поведения. В этом плане люди типа «Б» имеют потенциальные преимущества, что положительно сказывается на состоянии их здоровья, на их работоспособности.

           Психологически  люди типа «А» в экстремальных  ситуациях чаще расположены к  срывам, к возникновению чувства  беспомощности или даже отчаяния. Значительно меньше этому подвержены люди типа «Б». Такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, гнев, страх, не долго длятся у таких людей, уступая место рациональной оценке происходящих  событий.

          Конечно,  психоэмоциональный склад человека, механизм его проявления богаче и противоречивее, чем это укладывается в указанные две модели. Вместе с тем, эти модели помогают человеку определить, к какому из типов он тяготеет больше. Зная сильные и слабые стороны своего типа, можно целенаправленно заняться профилактикой своего психического здоровья. По крайней мере, ряд мер гигиенического назначения может во многом обезопасить тип «А» от перегрузки своего эмоционального механизма. В свою очередь определенные выводы может сделать и тот, кто относится к типу «Б».  Например, они могут проявлять больше деловой инициативы, активнее участвовать в общественной жизни коллектива, научиться сопереживать радости и невзгоды.

 

 

    1. Важнейшие условия поддержания высокого морально – психологического состояния

 

          С тех  пор, как канадский физиолог  Ганс Селье ввел понятие «стресс», прошло около 50 лет, а его  концепция не только не потеряла  своего значения, а, наоборот, стала  еще более актуальной. Современные  условия жизни таковы, что люди  подвергаются все большему числу раздражителей (стрессоров), а потому их организм проявляет естественную реакцию на эти раздражители, адаптируясь к ним. В наше время люди постоянно оказываются в разнообразных стрессовых состояниях, требующих от организма огромного расходования нервной энергии. Еще больше ее «съедают» дистрессы (страдания, отчаяния). Нет ничего удивительного, что наш организм нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а самое главное – способствующих компенсации затраченной нервной энергии.

          В качестве  подобных мер предстают три  группы «стрессооградительных»  условий. Эти условия важны  не тем, что они помогают  руководителю уйти от какого-либо  стрессового воздействия, а тем,  что предохраняют нервную систему, ограждают от ломки эмоциональный механизм его психики.

 

А)  Первая группа условий

          К ним  относится все то, что связано  с идейно-нравственной и волевой  настроенностью руководителя.

          Что  понимается под этим? Это постоянное осознание им тех социальных целей, для достижения которых ему делегированы властные полномочия, созданы условия для утверждения авторитета среди людей. Одухотворенность целями своей работы, уважительное отношение к людям, творческий подход к делу – все это делает жизнь содержательно наполненной и интересной. В итоге это способствует наибольшей защищенности психики от разрушительного воздействия стрессов.

          Идейно  – нравственная и волевая настроенность  руководителя – результат его  собственных убеждений, внутренней культуры, увлеченности работой. Эти факторы его «личностного фонда» тонизируют нервную систему, способствуют нормальному протеканию физиологических процессов, активно подключают иммунитетные механизмы организма.

          Оптимистичный  морально-психологический настрой является не только результатом серьезной и систематической работы личности по повышению уровня мировоззрения, научно-профессиональной компетенции и т. п., во многом он определяется и насыщенностью ее жизненных впечатлений, разнообразием прожитого. Чем значительнее по своей емкости эмоционально-чувственная сфера личности, чем лучше организован отбор впечатлений и переживаний, тем основательнее внутренняя база деятельности мышления, памяти, т.е. всего того, что составляет важнейшие процессы умственной деятельности.

          Руководитель  с подобной емкостью и организованностью  психоэмоциональной сферы всесторонне  осваивает управленческую информацию, глубже понимает людей. Без  постоянного расширения и углубления  связи с жизнью, с людьми управленческая деятельность приобретает технократический характер, когда руководители отдают приоритет технической стороне дела и недооценивают социальные, политические и психологические факторы производства. Отсюда и недооценка роли своей идейно-нравственной значимости как организатора и воспитателя людей.

          Для  направленного формирования идейно-нравственной  и волевой настроенности целесообразно  познакомиться с некоторыми психологическими  приемами, использование которых способствует внутренней саморегуляции: самообязательство, самоконтроль, самоотчет, само убеждение, само ободрение, самовнушение.

         Самообязательство (умственное и письменное) – постановка перед собой каких-то задач. Разнообразны формы этого приема: личный комплексный план, индивидуальные обязательства и др. В психологическом аспекте самообязательство – это мысленное фиксирование осуществления намеченного. Лучше всего начать подобную самотренировку с одного-двух обязательств, рассчитанных на определенный период времени. Последующие самообязательства берутся при условии выполнения ранее взятых.

          Самоконтроль – мысленная или письменная регулярная фиксация и сличение фактического поведения с тем, что намечено в самообязательстве. Важным итогом этого вида работы над собой является выработка привычки к тому, чтобы постоянно контролировать свои чувства, настроения, желания.

          Самоотчет – отчет перед собой о сделанном за конкретный период времени, об отдельных своих поступках. Этот прием строится на умении достоверно воспроизводить совершенное и давать ему оценку: профессиональную, идейно-нравственную, педагогическую и т.п.

          Самоубеждение – использование логических приемов при анализе своих поступков, аргументированное обоснование для себя, их верности и неверности, определение своего окончательного отношения к нему.

          Самоободрение – преднамеренное возбуждение оптимистических чувств. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы в трудных ситуациях сохранять мажорный настрой, внутренне не «раскисать».

          Самовнушение – прием, занимающий особое место в формировании своего настроения. Он основывается на глубокой вере человека в то, что он сам себе «говорит». Самовнушение осуществляется посредством концентрации внимания, мышления, памяти на каком-либо конкретном явлении.

          Высокая  эффективность этого психологического  приема обостряет интерес к  технике его использования. Техника  самовнушения строится на аутогенной  тренировке. Посредством ее без  каких-то специальных условий  можно «выводить» нервную систему из напряжения, из стрессовых и дистрессовых ситуаций, «переводить» ее на режим покоя.

         

Б)  Вторая группа условий

 

          Данная  группа условий объединяется  таким понятием, как «профилактика  радостью».

          Умение  радоваться – один из показателей состояния здоровья. Каждый человек должен стремиться к мажорному самонастрою. Радость расширяет сосуды, нормализует протекание наших внутренних процессов, оберегает психику от  напряжения. Радость – одно из самых эффективных «лекарств».

          Умение  радоваться свидетельствует об  искренней сопричастности руководителя  к людям, его способности видеть  в них лучшее. Личность с таким  «углом зрения» получает естественную  компенсацию своих эмоциональных  затрат в виде радостного восприятия жизни. Радостный человек – это не самоуспокоенный человек. Он также подвержен страданиям, но переносит их с меньшими издержками для своего здоровья.

          По–настоящему  радоваться может тот, кто живет  разносторонней жизнью. Оптимистичный  настрой обусловлен, прежде всего, мировоззрением человека.

           В  психологическом плане жизнерадостность  обусловливается и рядом других  факторов. Назовем и рассмотрим  некоторые из них.

          В качестве  одного из таких факторов выступает  разнообразие впечатлений. На их основе происходит совершенствование наших органов чувств, обогащение мозга эмоциональной энергией. Особенно полезны яркие, здоровые впечатления, динамизирующие в организме благоприятное протекание процессов. Окружающая нас действительность дает массу подобных впечатлений. Важно не просто реагировать на все жизненные обстоятельства, а стремиться к отбору тех впечатлений, которые наиболее положительно воздействуют на нас. Значительно сберегает нервную систему от переутомления и занятие каким-либо любимым делом – «хобби».

          Чтобы  не допустить переутомления, надо  уметь улавливать его настроение.

          Существует  три степени утомления:

      • простое утомление, когда на другой день после отдыха работоспособность человека восстанавливается полностью;
      • излишнее утомление, возникшее из-за неправильной организации труда; его можно не допустить, правильно организовав работу;
      • вредное утомление, которое ведет к переутомлению. Его последствия не исчезают на второй день, незаметно накапливаются, а затем внезапно проявляются.

          Если  у вас есть признаки третьего  вида утомления, то срочно обращайтесь  к врачу. При первых двух  необходимо обезопасить организм  от воздействия повреждающих  факторов, создав возможность утомленным  и пребывающим в заторможенном состоянии нервным клеткам мозга, говоря словами И.М.Сеченова, осуществить «заряжение энергией».

          В процессе  «заряжения энергией» нервных  клеток мозга неоценима роль  положительных эмоций. Одним из  доступных возбудителей таких  эмоций является музыка. Она – деятельный фактор снятия усталости, восстановления сна, выравнивания ритма сердца.

          Общение  с музыкой психологи и педагоги  разделяют на два вида: репродуктивное и продуктивное. К репродуктивному виду обычно относят слушание музыки, к продуктивному – ее исполнение и сочинение. Если у человека грустные мысли, которые не дают покоя и мешают работе, нередко прослушивание любимой музыки помогает восстановить утраченное равновесие. Если же человек сам может что-нибудь сыграть или спеть, то плохое настроение уходит еще быстрее.

          Подобное  одухотворяющее воздействие на  человека оказывает общение с  природой. Люди не могут жить  без природной красоты и без  соприкосновения с ней. Общение  с природой наполняет душу  человека тем прекрасным ощущением величия мироздания, которое подавляет в нем все мелкое, недостойное, по разным причинам проникшее в него. «Слиться» с природой, полюбоваться ландшафтом – все это успокоительно сказывается на эмоциональном складе человека, высвобождая его от гнетущих мыслей.

Информация о работе Основные аспекты культуры управления