Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа
Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается
Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76
В качестве
другой профилактической меры
выступает знание
Это
подтверждается такими
В условиях производства нельзя обойтись без требовательности к людям, без постоянного повышения их личной ответственности за порученное дело. Решение подобной задачи требует от руководителя умелого управления своими эмоциями, для чего ему необходимо знать не только плюсы и минусы своего эмоционального механизма, но и особенности психики своих подчиненных. В научной литературе в зависимости от психических особенностей личности смоделировано два резко противоположных типа людей: «А» и «Б».
К типу
«А» относят людей,
Люди типа «Б» - спокойные, неторопливые, уравновешенные, не берущие на себя дополнительной нагрузки, любящие и умеющие отдыхать. Такие люди в отпуске думают об отдыхе, дома о семье. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, жизненные невзгоды, философски воспринимают любое жесткое требование, предъявленное к ним.
Какие
выводы можно сделать,
Психологически люди типа «А» в экстремальных ситуациях чаще расположены к срывам, к возникновению чувства беспомощности или даже отчаяния. Значительно меньше этому подвержены люди типа «Б». Такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, гнев, страх, не долго длятся у таких людей, уступая место рациональной оценке происходящих событий.
Конечно, психоэмоциональный склад человека, механизм его проявления богаче и противоречивее, чем это укладывается в указанные две модели. Вместе с тем, эти модели помогают человеку определить, к какому из типов он тяготеет больше. Зная сильные и слабые стороны своего типа, можно целенаправленно заняться профилактикой своего психического здоровья. По крайней мере, ряд мер гигиенического назначения может во многом обезопасить тип «А» от перегрузки своего эмоционального механизма. В свою очередь определенные выводы может сделать и тот, кто относится к типу «Б». Например, они могут проявлять больше деловой инициативы, активнее участвовать в общественной жизни коллектива, научиться сопереживать радости и невзгоды.
С тех
пор, как канадский физиолог
Ганс Селье ввел понятие «
В качестве
подобных мер предстают три
группы «стрессооградительных»
условий. Эти условия важны
не тем, что они помогают
руководителю уйти от какого-
А) Первая группа условий
К ним
относится все то, что связано
с идейно-нравственной и
Что понимается под этим? Это постоянное осознание им тех социальных целей, для достижения которых ему делегированы властные полномочия, созданы условия для утверждения авторитета среди людей. Одухотворенность целями своей работы, уважительное отношение к людям, творческий подход к делу – все это делает жизнь содержательно наполненной и интересной. В итоге это способствует наибольшей защищенности психики от разрушительного воздействия стрессов.
Идейно
– нравственная и волевая
Оптимистичный морально-психологический настрой является не только результатом серьезной и систематической работы личности по повышению уровня мировоззрения, научно-профессиональной компетенции и т. п., во многом он определяется и насыщенностью ее жизненных впечатлений, разнообразием прожитого. Чем значительнее по своей емкости эмоционально-чувственная сфера личности, чем лучше организован отбор впечатлений и переживаний, тем основательнее внутренняя база деятельности мышления, памяти, т.е. всего того, что составляет важнейшие процессы умственной деятельности.
Руководитель
с подобной емкостью и
Для
направленного формирования
Самообязательство (умственное и письменное) – постановка перед собой каких-то задач. Разнообразны формы этого приема: личный комплексный план, индивидуальные обязательства и др. В психологическом аспекте самообязательство – это мысленное фиксирование осуществления намеченного. Лучше всего начать подобную самотренировку с одного-двух обязательств, рассчитанных на определенный период времени. Последующие самообязательства берутся при условии выполнения ранее взятых.
Самоконтроль – мысленная или письменная регулярная фиксация и сличение фактического поведения с тем, что намечено в самообязательстве. Важным итогом этого вида работы над собой является выработка привычки к тому, чтобы постоянно контролировать свои чувства, настроения, желания.
Самоотчет – отчет перед собой о сделанном за конкретный период времени, об отдельных своих поступках. Этот прием строится на умении достоверно воспроизводить совершенное и давать ему оценку: профессиональную, идейно-нравственную, педагогическую и т.п.
Самоубеждение – использование логических приемов при анализе своих поступков, аргументированное обоснование для себя, их верности и неверности, определение своего окончательного отношения к нему.
Самоободрение – преднамеренное возбуждение оптимистических чувств. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы в трудных ситуациях сохранять мажорный настрой, внутренне не «раскисать».
Самовнушение – прием, занимающий особое место в формировании своего настроения. Он основывается на глубокой вере человека в то, что он сам себе «говорит». Самовнушение осуществляется посредством концентрации внимания, мышления, памяти на каком-либо конкретном явлении.
Высокая
эффективность этого
Б) Вторая группа условий
Данная группа условий объединяется таким понятием, как «профилактика радостью».
Умение радоваться – один из показателей состояния здоровья. Каждый человек должен стремиться к мажорному самонастрою. Радость расширяет сосуды, нормализует протекание наших внутренних процессов, оберегает психику от напряжения. Радость – одно из самых эффективных «лекарств».
Умение
радоваться свидетельствует об
искренней сопричастности
По–настоящему
радоваться может тот, кто
В
психологическом плане
В качестве
одного из таких факторов
Чтобы
не допустить переутомления,
Существует три степени утомления:
Если
у вас есть признаки третьего
вида утомления, то срочно
В процессе «заряжения энергией» нервных клеток мозга неоценима роль положительных эмоций. Одним из доступных возбудителей таких эмоций является музыка. Она – деятельный фактор снятия усталости, восстановления сна, выравнивания ритма сердца.
Общение
с музыкой психологи и
Подобное
одухотворяющее воздействие на
человека оказывает общение с
природой. Люди не могут жить
без природной красоты и без
соприкосновения с ней.