Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:33, реферат
Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.
Организация (как процесс) – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление.
Наиболее активное развитие направлений научной мысли и научных положения управления приходится на наше время, когда наиболее активно разрабатываются подходы и действия школ менеджмента.
1.2.Сущность менеджмента
Менеджмент – сложное многоплановое понятие, сущность которого определяется совокупностью подходов к управлению:
Менеджмент можно рассмотреть с трех точек зрения:
Менеджмент ни в коем случае не является набором готовых рецептов. Не давая готовых ответов, он учит правильно ставить задачи, задавать верные вопросы, получать на них ответы, иными словами, помогает диагностировать проблему, проанализировать ее и эффективно решить.
С развитием производства:
1. 3. Современные подходы к менеджменту
Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение, и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом (персоналом).
Менеджмент как организация производства заключается в приведении в соответствие, наилучшее для данных конкретных условий, количественное и качественное соединение во времени и пространстве всех элементов производства (трудовые ресурсы, орудия и предметы труда, технологии). Она образует систему, имеющую внутренние органические и внешние рациональные связи и решает ряд задач, определяющих ее объективное содержание:
Таким образом, менеджмент включает в себя управление организацией, управление персоналом, управленческое взаимодействие, управленческие коммуникации, управление маркетингом, управление производством, управление финансами и т.д.
В теории менеджмента сложились четыре, ставших традиционными, концепции управления:
В современных теориях выделяются три самостоятельных, развивающихся подхода к управлению: как к процессу; системный; ситуационный.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Процесс менеджмента
отражает рекомендованную
Рис.2. Последовательность выполнения основных функций управления
Качество выполнения
предыдущего этапа —
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.
Описание основных функций и связующих процессов можно найти в вопросе 15.
В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:
основные, которые
связаны непосредственно с
обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);
управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.
Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.
Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др.
Предприятие в
рамках данного подхода
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих на функционирование организации и находящихся за ее границами.
Ситуационный подход к управлению. Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы и культура организации.
И, наконец, комплексный подход. Он является специфической формой конкретизации системности и научной организации менеджмента, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости, в конкретных условиях предприятия, с использованием методов многих наук, изучающих эти же проблемы.
1.4. Учения об управлении
Учения об управлении условно можно разбить на две группы: “одномерные” и “синтетические”.
“Одномерные” учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными “одномерными” концепциями являются “научное управление”, разработанное Ф.Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А.Файоль и М.Вебер, теории “X” и “Y” Д.МакГрегора.
“Синтетические” учения об управлении рассматривают управление организацией во всем многообразии. К таким учениям можно отнести теоретические разработки П.Друкера, концепцию ситуационного управления, концепцию “7-S” и теорию “Z”.
1.4.1. Одномерные учения
- школа научного управления (1985-1920, связана с работами Ф.Тейлора, Франка Б. Гилбретта и Лилиан М. Гилбретт. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда).
- административная (классическая) школа в управлении (Представители классической школы (1920-1950 - А.Файоль, Л.Урвик, Дж.Муни) имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации). А.Файоль сформулировал принципы управления, которые актуальны по н.в.
- школа человеческих отношений и поведенческие науки (Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых – М. П. Фоллетт и Э. Мэйо (последний изучил и обобщил проблемы «внимания на рабочих», сформулированные после исследования «Хоторнского эксперимента»). Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по н. в.) такие ученые, как К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцберг. Эти и другие крупные ученые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Поведение
людей, эффективность их труда,
- бихевиористские учения, теории “X”, “Y” (Перенос центра тяжести в управлении с технологических и инженерных задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента, развивающих и дополняющих идеи школы социальных систем. В. Д. Скотт преподаватель из Чикаго (1869-1955) выступал за то, чтобы менеджеры смотрели на работника не только с точки зрения их экономических интересов, но и через призму социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы и т.п. Видный теоретик М. П. Фоллетт (1868-1933) стояла за гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и работниками. В противовес Максу Веберу юристу и социологу (1864 – 1920), разработавшему теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности, Фредерик Тейлор пытался найти ответ, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина. Ученый Абрахам Маслоу разработал в 1943 г. т.н. “пирамиду (иерархию) потребностей”: самовыражение; признание; принадлежность; безопасность; физические потребности.