- теории
“X” и “Y”
Для
организаций типа “X”
характерны следующие предпосылки:
- обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;
- по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять нужные действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;
- средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.
Организации типа “Y” имеют следующие
предпосылки, которые в основном изложены
в теории бюрократического
построения организации М.Вебера (1864
– 1920):
- разделение труда на базе функциональной специализации;
- хорошо определенная иерархическая система распределения власти;
- система правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
- система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
- отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
- прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
- продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;
- стратегия к пожизненному найму;
- четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;
- управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.
1.4.2.
Синтетические учения - ситуационные
теории “7-S”, и “Z”.
Теоретические разработки У. Оучи
(теория “Z”), Э.Мейо (Хоторнские эксперименты),
практика П.Друкера, концепция ситуационного
управления, концепция “7-S” являются
базовыми направлениями периода научно-технической
революции середины прошлого столетия,
и в основном представлены американской
и поддержаны японской школами менеджмента.
В отличие от идеологов школы
человеческих отношений, П. Друкер
(1909), профессор Нью-Йоркского университета,
бихевиористкие теории называл
“психологическим деспотизмом”.
Он считал, что главная задача менеджера
- делать людей производительными, заботиться
о достижении экономических целей фирмы
и о клиентах, а не о создании “радости
для рабочих”, хотя и не отрицал принципа
построения отношений на базе взаимного
уважения. Более того, в начале 50-х г.г.
он выдвинул идею самоуправляющегося
трудового коллектива. Суть идеи состояла
в том, что на фирме создается демократически
выбранный орган из рабочих и служащих,
который призван решать вопросы, касающиеся
социальных аспектов предприятия. Идея
не прижилась и Друкер считает это самым
большим поражением в жизни. Центром идей
Друкера об управлении является учение
о менеджменте как о профессиональной
деятельности, а о менеджере как о профессии.
Собственно он называет себя первым в
создании систематизированного учения
об управлении и соответственно учебной
дисциплины, что дало возможность начать
изучение менеджмента в учебных заведениях.
Имя Друкера связывается со спасением
умиравшей автомобильной компании “Форд”,
с внедрением на фирме “Дженерал Электрик”
системы децентрализованного управления,
с послевоенным подъемом японской экономики
и рядом других успехов в воплощении управленческих
идей. Идея Друкера о том, что управление
должно начинаться с выработки целей и
потом переходить к формированию функций,
системы взаимодействия и процесса, в
корне перевернула логику управления.
Несомненно, стержневой идеей его учения
является идея об исключительной роли
и исключительном значении профессиональных
менеджеров. Управленческая элита, по
мнению Друкера, является основой бизнеса
и должна играть ведущую роль в развитии
современного бизнеса, современного общества
и современной организации.
1.5. Основные характеристики
и жизненный цикл организации
Организация – социальная общность людей,
состоящая из группы людей, деятельность
которых сознательно координируется для
достижения общей цели или системы целей.
Отсюда вытекают требования к организации:
- Наличие не менее двух людей, которые считают себя группой;
- Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
- Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.
Формальной считается организация, зарегистрированная
как юридическое лицо, соответствующая
приведенному выше определению. Существуют неформальные организации,
группы, которые возникают спонтанно,
и где люди вступают во взаимодействие
друг с другом как в организации. Они
не зарегистрированы как физические лица.
Примером такой организации является
мафия, камора.
1.6. 1. Жизненный цикл
организации
Жизненный цикл организации
состоит из пяти основных
экономических стадий, которые можно представить
графически следующим образом (рис. 3
):
Эффект +
0 5
10
15
35
45 50
Фаза
В Фаза Д Фаза Ю
Фаза З Фаза
С Фаза У Годы
_
Рис. 3. График жизненного
цикла организации
- Рождение (возникновение) организации (фаза В, главная цель – выживание; руководство осуществляется одним лицом; основная задача – выход на рынок, подготовка и реализация цели);
- Детство и юность (фазы Д и Ю, главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача – укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу);
- Зрелость (фаза З, главная цель – систематический сбалансированный рост; формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача – рост по разным направлениям деятельности; завоевание рынка; задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование за индивидуальные результаты);
- Старение организации (фаза С, главная цель – сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий; основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях);
- Возрождение либо исчезновение (фаза У, главная цель – обеспечение оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, развития коллективизма; основная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.)
1.6.2.
Система управления организацией
С теоретической
точки зрения, управление организацией
следует рассматривать как особый тип взаимодействия
двух или нескольких субъектов, в процессе
которого осуществляется фиксация целей
действия, мотивирование на осуществление
действий для достижения целей и, наконец,
координация действий в процессе достижения
целей.
Управленческое взаимодействие
реализуется в виде управленческой связи,
которая базируется на отношениях управления.
Система
управления состоит из совокупности нескольких
подсистем:
- структурно-функциональная
подсистема является остовом, на котором
держится организация и управление
ею;
- информационно-поведенческая
подсистема отражает управленческую
идеологию и систему ценностей, разделяемых
в организации, интересы и поведенческие
нормы управленцев, а также характер и
глубину информирования и информационного обеспечения в системе
управления;
- подсистема
саморазвития системы управления
осуществляет разработку, введение
и постоянное поддержание на должном уровне
стимуляторов, побуждающих систему управления
к самосовершенствованию.
→ среда – система
управления
Управление►воздействие► → средства–механизм
управления результат
→ деятельность – процесс управления
Рис. 4. Простая
схема управления организацией
Для этого данная
подсистема призвана проводить на ресурсной
основе этого анализа, а также анализа
опыта других организаций выявление тенденций
в развитии управления и реализовывать
новые идеи и подходы в управлении. Под
управлением организацией мы понимаем
целенаправленное воздействие субъекта
управления на объект для согласования
деятельности по достижению конечного
результата (рис.4).
Развитие
управления является более глубинным процессом,
чем совершенствование управления, и осуществляется
в соответствии с определенной логикой:
- первым шагом в логической схеме развития управления является возникновение новых задач, которые призвано решать управление;
- второй шаг предполагает выработку в системе управления реакций на новые задачи;
- третьим шагом является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления;
- четвертый шаг предполагает перестройку структуры и элементов системы управления;
- на пятом, завершающем этапе осуществляется закрепление в управлении новых качеств и свойств.
За всеми этими процессами стоит человек или группа людей,
которые организуют и управляют организацией.
Они называются менеджерами.
1.7. Менеджер
– организатор производства
Менеджер, это собственник капитала самостоятельно
управляющий или наемный профессиональный
управляющий организацией, или специалист
по организации и управлению производством
(табл.1). Менеджеры формируют руководящий
состав фирмы, предприятия, банковского
учреждения и наделены исполнительной
властью. Это люди, организующие конкретную
работу, руководствуясь современными
методами управления. Менеджеры работают
во всех уровнях управления и формируют
социальный слой, категорию людей, ведущих
работу по управлению. Переход власти
от собственника к управленцам – это особая
система управления предприятиями (фирмами),
связанная с разделением собственника
и управляющего.
Свою деятельность
менеджеру рекомендуется строить
на основе плана организатора
производства:
- цель проведения работ, их назначение, ожидаемый конечный результат;
- форма организации, которая будет осуществлять работы;
- методы, которыми будет осуществляться работа и достигаться поставленная цель;
- необходимые человеческие ресурсы для проведения работ, источник их формирования;
- материально-технические средства;
- продолжительность и сроки проведения работ;
- место осуществления работ;
- формы контроля хода процесса.
Таблица 1.
Функциональные
уровни менеджмента в организационной
иерархии
Высшие менеджеры
(институциональный уровень): стратегические
решения, приказы, указания |
Председатель
правления, члены Совета директоров, Президент, глава исполнительной
власти, вице-президент и др. |
Менеджеры среднего
уровня (управленческий уровень): оперативные
решения, распоряжения, контроль исполнения |
Руководитель
подразделения, директор завода, функциональный
вице-президент, директор производства, коммерческий
директор, главный бухгалтер, главный
инженер и др. |
Менеджеры первого
звена (технический уровень): оперативные
задания, исполнение |
Инспектор, руководитель
отдела, координатор, мастер, бригадир,
начальник участка и др. |
Неуправленческие служащие: подсобные
и вспомогательные работы |
Продавцы, снабженцы,
квалифицированные и неквалифицированные
рабочие, служащие секретариата, канцелярские
служащие и др. |