Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа
Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.
Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема
7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе
7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.
38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей
49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов
50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения
Становление новой, понимаемой как инновационная, компетенции возможно на основе развития специальной компетенции. Проведенное нами теоретическое исследование подтверждает тот факт, что решающим условием развития профессиональных компетенций является рефлексия педагогической деятельности, направленная на развитие ее продуктивности.
Освоение механизма рефлексивного управления деятельностью, ее развития, осуществляется в деятельности. Для становления рефлексивных способностей педагога рефлексивные процедуры в первую очередь необходимо включить в процесс подготовки учебных занятий, организацию учебно-познавательной деятельности учащихся и оценку результатов педагогического процесса. Освоение механизмов рефлексивного управления впоследствии может быть перенесено на управление более сложными системами, например, целостный учебный процесс.
Также при организации деятельности по управлению развитием профессиональных компетенций педагога следует учитывать СПО как важный регулятор его профессиональной деятельности.
3. В рамках
функционирующей школы потребность в
коллективной профессиональной компетентности
удовлетворяется в процессе совместного
решения педагогических задач, совместного
управления развитием школы через систему
методической, научно-методической, инновационной
деятельности. Совместная «производственная»
деятельность становится образовательно-
Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно разделить на группы, обеспечивающие формирование и стимулирование специальных компетенций (предметно-ориентированные), и развивающие (личностно-ориентированные) формы совместной деятельности. Первые призваны обеспечить условия для формирования и стимулирования повышения уровня специальных профессиональных компетенций, вторые — создание условий для становления и развития инновационной, полифункциональной компетенций. Организуя управление развитием профессиональных компетенций педагога, следует осуществлять учет сложившихся форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях функционирования школы.
4. Обобщение данных экспериментального среза ( декабрь 2011 г.) в сравнении с контрольным срезом (2010-2011 г.) позволили получить основание для заключения об эффективности созданной в школе системы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
Экспериментальная проверка эффективности системы управления развитием профессиональных компетенций учителя в школе подтверждается общей положительной динамикой в качестве учебно-воспитательного процесса (соответственно 2010-2011 уч.год и декабрь 2011) (%):
— познавательный интерес — СО — 64 и 66,5; ОУ — 58,6 и 57,8 ( незначительное снижение ОУ по данному показателю может быть объяснено повышением уровня требований педагогов, развитием их критического мышления);
— качество знаний — 29.2 и 30;
— учебные возможности — 64,6 и 68,2;
— уровни педагогического творчества:
информационно–воспроизводящий — 17,85 и 24,2;
адаптивно-прогностический- 71,44 и 16,13;
рационализаторский — 7,14 и 26,83;
научно-исследовательский — 3,57 и 29,83;
креативно-прогностический — отсутствует и 3 ;
— поступление в средние специальные учебные заведения — 56,0 и 72,0 .
Положительными
последствиями проведенного исследования
следует считать изменение
Ограничениями реализации разработанной системы мер являются: отсутствие самоопределения руководителей школ на развитие деятельности; дефицит времени; недостаточная квалификация, стереотипы профессиональной деятельности; ротация кадров; неудовлетворенность учителей социальным статусом.
Таким образом, мы можем сделать вывод , что процесс управления развитием профессиональных компетентций педагогов школы направлен на стабильное функционирование и оптимизацию обновления деятельности школы.
5. На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональных компетенций отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами школы, направлениями ее развития осуществляется разработка стратегии деятельности школы по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива.
Вся методическая
работа в школе направляется на повышение
научно-теоретической, методической, психолого-педагогической
подготовки учителя, достижения оптимальных
результатов. Разумеется, новое направление
в методической работе заключается
в становлении педагога-
Список литературы