Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема

7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе


7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.



38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей



49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов



50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Никонова А. С..docx

— 134.34 Кб (Скачать файл)

Становление новой, понимаемой как инновационная, компетенции возможно на основе развития специальной компетенции. Проведенное нами теоретическое исследование подтверждает тот факт, что решающим условием развития профессиональных компетенций является рефлексия педагогической деятельности, направленная на развитие ее продуктивности.

Освоение механизма  рефлексивного управления деятельностью, ее развития, осуществляется в деятельности. Для становления рефлексивных способностей педагога рефлексивные процедуры в  первую очередь необходимо включить в процесс подготовки учебных занятий, организацию учебно-познавательной деятельности учащихся и оценку результатов педагогического процесса. Освоение механизмов рефлексивного управления впоследствии может быть перенесено на управление более сложными системами, например, целостный учебный процесс.

Также при  организации деятельности по управлению развитием профессиональных компетенций педагога следует учитывать СПО как важный регулятор его профессиональной деятельности.

3. В рамках функционирующей школы потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием школы через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности. Коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях школы обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят: в обеспечении обратной связи с реальной педагогической практикой; в адресности и оперативности; в увеличении продолжительности процесса повышения квалификации; в возможности освоения универсальных способов деятельности посредством соединения в систему научно-методической, методической, педагогической и управленческой деятельности; в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей с социальными в совместной деятельности; в создании условий для развития деятельности отдельных педагогов, школы, педагогического коллектива.

Согласно  функциям образования, состоящим в  воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все  формы повышения квалификации можно  разделить на группы, обеспечивающие формирование и стимулирование специальных компетенций (предметно-ориентированные), и развивающие (личностно-ориентированные) формы совместной деятельности. Первые призваны обеспечить условия для формирования и стимулирования повышения уровня специальных профессиональных компетенций, вторые — создание условий для становления и развития инновационной, полифункциональной компетенций. Организуя управление развитием профессиональных компетенций педагога, следует осуществлять учет сложившихся форм подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях функционирования школы.

4. Обобщение данных экспериментального среза ( декабрь 2011 г.) в сравнении с контрольным срезом (2010-2011 г.) позволили получить основание для заключения об эффективности созданной в школе системы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.

Экспериментальная проверка эффективности системы управления развитием профессиональных компетенций учителя в школе подтверждается общей положительной динамикой в качестве учебно-воспитательного процесса (соответственно 2010-2011 уч.год и декабрь 2011) (%):

— познавательный интерес — СО — 64 и 66,5; ОУ — 58,6 и 57,8 ( незначительное снижение ОУ по данному показателю может быть объяснено повышением уровня требований педагогов, развитием их критического мышления);

— качество знаний — 29.2 и 30;

— учебные  возможности — 64,6 и 68,2;

— уровни педагогического творчества:

информационно–воспроизводящий — 17,85 и 24,2;

адаптивно-прогностический- 71,44 и 16,13;

рационализаторский  — 7,14 и 26,83;

научно-исследовательский  — 3,57 и 29,83;

креативно-прогностический  — отсутствует и 3 ;

— поступление  в средние специальные учебные  заведения — 56,0 и 72,0 .

Положительными  последствиями проведенного исследования следует считать изменение микроклимата в коллективе, социально-педагогических ориентиров педагогов, актуализацию ими  задачи управления развитием собственной  профессиональной деятельности, развитие учебной мотивации учащихся.

Ограничениями реализации разработанной системы  мер являются: отсутствие самоопределения  руководителей школ на развитие деятельности; дефицит времени; недостаточная  квалификация, стереотипы профессиональной деятельности; ротация кадров; неудовлетворенность  учителей социальным статусом.

Таким образом, мы можем сделать вывод , что процесс  управления развитием профессиональных компетентций педагогов школы направлен на стабильное функционирование и оптимизацию обновления деятельности школы.

5. На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональных компетенций отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами школы, направлениями ее развития осуществляется разработка стратегии деятельности школы по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива.

Вся методическая работа в школе направляется на повышение  научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя, достижения оптимальных  результатов. Разумеется, новое направление  в методической работе заключается  в становлении педагога-исследователя, способного управлять собственной  деятельностью и деятельностью  учащихся, создавать условия для  развития учащихся, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной  профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

 

  1. Блауберг, И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский , Э. Г. Юдин. — М.: Знание, 2009. — 48 с.
  2. Каропа, Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ) / Г. Н. Каропа. — Минск: «Университет» 2004. — 211 с.
  3. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. — М.: Мысль, 1998. — 214 с.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  5. Бим–Бад, Б. М. Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике: Автореф. дис. ... д–ра пед. наук в виде науч. докл.: 13.00.01 / Б. М. Бим-Бад; Моск. гос. лингвист. ун–т. — М., 2004. — 49 с.
  6. Степаненков, Н. К. Педагогика: Учеб. пособие / Н. К. Степаненков; Бел. гос. пед. ун–т. — Минск: Изд. Скакун, 2008. — 448 с.
  7. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент. / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский . — М.: Педагогика, 2010. — 267 с.
  8. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : В 2 т. Т.2 / Б. Г. Ананьев ; Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 2005. — 287 с.
  9. Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. — Казань: Изд–во Казан. гос. ун–та, 2009. — 317 с.
  10. Чинкина, Н. Ш. Помогите учителю стать творцом // Вестник образования. — № 3. — 2011. — С. 120–125.
  11. Кухарев, Н. В. Стимулирование педагогического творчества / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько. — Минск, 2007. — 144 с.
  12. Кудрявцев, Т. В. Опыт в педагогике и психологии // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. — М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. 3. — С. 209–211.
  13. Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Мн: Бел. гос. ун–т, 2009. — 153 с.
  14. Решетько, В. С. Школа как саморазвивающаяся система / В. С. Решетько. — М: Дрофа, 2007. — 216с.
  15. Вульфов, Б. З. Профессиональная карьера учителя // Управление школой. — 2006. — № 1. — С. 48–51.
  16. Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Управление школой. — 2010. — № 9. — С. 103–115.
  17. Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя \ Н. В. Кухарев. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
  18. Беспалько, В. П. Элементы теории управления процессом обучения \ В. П. Беспалько. — М.: Знание, 2001. — 72 с.
  19. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. — М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2009. — 336 с.
  20. Кухарев, Н. В. Применение научно–практических методов в процессе формирования и диагностики познавательных интересов и умственной самостоятельности учащихся: метод. рекомендации / Н. В. Кухарев; Гомель. обл. ин–т усовершенствования учителей. — Гомель, 2001. — 72 с.
  21. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. — М.: Просвещение, 2009. — 304 с.
  22. Багаева, И. Д. Учителю о профессионализме педагогической деятельности и путях его формирования: метод. рекомендации / И. Д. Багаева ; Гомельск. обл. ин–т усовершенствования учителей. — Гомель, 2009. — 89 с.
  23. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: в 2 ч. Ч.2. / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько — Минск, 2006. — 104 с.
  24. Сухобская, Г. С. Применение педагогического знания в процессе решения педагогических задач // Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 2010. —  
    С. 41–55.
  25. Кан–Калик,В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2007. — 190 с.
  26. Журавлев, В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев. — М.: Педагогика, 2004. — 176 с.
  27. Поташник, М. М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: пособие для учителя / М. М. Поташник. — Киев: Рад. шк., 2008. — 109 с.
  28. Реан, А. А. Психология познания педагогом личности учащихся / А. А. Реан. — М.: Высш. шк., 2010. — 80 с.
  29. Кухарев, Н.В. Директор учится…: обратная связь в педагог. системе / Н. В. Кухарев. — Минск: Университетское, 2009. — 159 с.
  30. Жук, А. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Управление школой. — 2007. — № 8. — С. 3–28.
  31. Монахов, В. М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школ. технологии.— 2010.— № 3.— С. 57–71.
  32. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: в 2 ч.Ч.1. / Н. В. Кухарев, В. С. Решетько — Минск, Адукацыя і выхаванне, 1996.— 104 с.
  33. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе / Н. В. Немова. — М.: Сентябрь, 1999. — 176 с.
  34. Поташник, М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. — М.: Новая шк., 2011. — 464 с.
  35. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 66–72.
  36. Поташник, М. М. Профессиональные объединения педагогов / М. М. Поташник. — М.: Новая шк., 2007. — 118 с.
  37. Реан, А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и учащегося // Вопр. психологии. — 2003. — № 5. — С .58–61.
  38. Бежанишвили, А. З. Усовершенствование управления сельской общеобразовательной школы в условиях приближения ее к саморазвивающейся системе //Управление школой. — 2007. — № 9. — С. 37–43.
  39. Бежанишвили А. З. Пути управленческой деятельности в реформировании школы //Управление школой. — 2008. — № 2.
  40. Бежанишвили, А. З. Педагог в саморазвивающейся школе // Нар. асвета. — 2009. — № 9. — С. 25–30.
  41. Бежанишвили А. З. Совершенствование управленческой деятельности в школе // Внутришкольный контроль — исследовательский, обучающий, стимулирующий фактор в управлении образованием: Метод. рекомендации / Под ред. В. С. Сапрыкина. — Симферополь, 2009. — С. 157–161.
  42. Бежанишвили, А. З. Совершенствование управления сельской общеобразовательной школы в условиях приближения ее к саморазвивающейся системе //Управление школой. — 2007. — № 9. —  
    С. 37–43.

 


Информация о работе Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного