Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: построение системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических кадров.
Задачи исследования, исходя из его цели, были сформулированы следующим образом:
1. Исследовать проблему развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
2. Определить концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении.
3. Классифицировать формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении
4. Проанализировать состояние системы деятельности школы по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов.
5. Разработать систему управления развитием профессиональных компетенций педагогов через преобразование традиционной методической службы в школе.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Развитие профессиональных компетенций учителей как педагогическая проблема

7
1.1 Методология исследования проблемы развития профессиональных компетенций учителей в общеобразовательной школе


7
1.2 Концептуальные основы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


18
1.3 Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональных компетенций педагога в общеобразовательном учреждении.



38
Глава 2. Особенности построения системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


49
2.1 Методическое сопровождение и коллективное управление процессами функционирования и развития школы, управления развитием профессиональных компетенций учителей



49
2.2 Проблемный и SWOT-анализ состояния образовательной системы школы. Анализ системы деятельности ОУ по управлению развитием профессиональных компетенций педагогов



50
2.3 План методической работы школы как система управления развитием профессиональных компетенций педагогов в общеобразовательном учреждении


80
Заключение
81
Список литературы
86
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Никонова А. С..docx

— 134.34 Кб (Скачать файл)

10% - 186 баллов, 15% - 190 баллов, 25% - 195 баллов , т.е. высокая  оценка, которая может быть основанием  на присвоение учителю высшей  категории.

Выявить профессиональные компетенции педагогов школы, направленность школы на принятие новшеств позволила самооценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива школы.

Педагоги  отмечают новшества в учебном  процессе, используемые ими в последние годы : диагностика и мониторинг учебной деятельности, которые были направлены на необходимость прогнозирования результатов обучения и определения перспектив деятельности учителя; использование новых педагогических технологий в процессе обучения.

40% педагогов  отмечает, что в процессе применения  новшеств достигнуты лучшие результаты; 20%- полученные результаты такие  же, как и прежние.

От своего участия в инновационной деятельности педагоги школы ожидают:

  • повышение личного дохода - 60%;
  • лучших результатов своей работы – 60%;
  • личного удовлетворения своим трудом – 60%;
  • общественного, морального признания – 20%;
  • приоритетного положения ( внимания к учителю) -20%.

30% педагогов отмечают, что необходимы  изменения в нагрузке в сторону  ее снижения и корректировка  расписания с учетом физических  возможностей учителя.

40% педагогов отмечают, что в  школе нужно изменить режим  работы, а 20% указывают на необходимость  изменения содержания образования,  воспитания и технологии обучения, воспитания и развития.

Достаточно  готовыми к освоению новшеств в школе  являются 60% педагогов, 40% - частично готовы.

Формы подготовки, обучения к освоению новшеств педагоги школы оценивают по пятибалльной шкале (Приложение 3).

Педагоги  школы оценивают условия школы  для развития инновационной деятельности (Приложение 4).

В качестве препятствий в освоении и разработке новшеств педагоги отмечают:

- отсутствие  времени – 80%;

- отсутствие  обоснованной стратегии развития  школы – 0%;

- отсутствие  помощи – 20%;

- отсутствие  лидеров, новаторов в школе  – 20%;

- разногласия,  конфликты в коллективе – 20%;

- отсутствие  необходимых теоретических знаний  – 50%;

- слабая  информированность о нововведениях  в образовании – 40%;

- отсутствие  или недостаточное развитие исследовательских  умений – 40%;

- отсутствие  стимулирования – 50%.

Для оценки удовлетворенности работников различными аспектами социально-производственной ситуации была проведена самооценка мотивированности членов педагогического  коллектива на качественный труд. Ее цель состояла в том, чтобы определить наиболее значимые для педагогов  аспекты их деятельности.

В структуре  мотивационной деятельности педагогов  выделяют шесть ее типов [31, с. 139]:

Гуманистическая мотивация, присущая альтруистическим натурам, для которых характерно стремление быть полезным людям и  помогать им, постоянно самосовершенствоваться ради успехов учащихся.

Активно-познавательная мотивация отличается направленностью  педагога на изучение учащихся, познание предмета по специальности, углубление и расширение знаний, поиск новых  подходов к решению вопросов обучения и воспитания.

Самоактуализирующая мотивация проявляется в стремлении утвердить себя в роли педагога, проявить свои личностные и профессиональные возможности, самостоятельно найти  эффективные методы воздействия  на учащихся.

Активно-творческая мотивация направлена на конечный результат  путем преобразующей активности. Для нее характерно стремление педагога постоянно находиться в деятельностном состоянии, в поиске лучших методов  преподавания и различных подходов к обучению и воспитанию учащихся.

Я-центрированная мотивация проявляется в стремлении педагога творчески выполнять свою работу, испытывать удовлетворение от собственных возможностей, повысить свой профессиональный уровень, интересно  проводить занятия, заслуживать  уважение других.

Ситуативная, адаптивно-неопределенная мотивация  педагога проявляется в рассудительности, недовольстве внешними условиями, препятствующими  его работе, в комфортности, сомнениях  в отношении своих выводов  и принимаемых решений, в заниженном уровне профессиональных притязаний.

Стало быть, не вызывает сомнений зависимость продуктивности педагогической деятельности от профессиональной мотивации педагога.

В структуре  мотивации деятельности педагога выделяются три компонента [62, с. 49]:

Внутренняя  мотивация (ВМ). В ней побуждение к успешному осуществлению деятельности связано с ценностью самой  педагогической деятельности (интерес  к ней, стремление к педагогическому  творчеству и т. д.). Характерным показателем внутренней мотивации является активно-познавательная мотивация и активно-творческая. Я-центрированная мотивация является ее частью.

Внешняя положительная мотивация (ВПМ) связана  с удовлетворением в процессе педагогической деятельности внешних  по отношению к ней потребностей (социального престижа, уважение коллег, материальных благ и т. д.). Выраженной для ВПМ является гуманистическая  мотивация, самоактуализирующая мотивация, часть Я-центрированной мотивации.

Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) ориентирована  на реализацию самозащиты, связана  с мотивами избегания (избежать осуждения  со стороны администрации и т. п.). Характерной для ВОМ является ситуативная, адаптивно-неопределенная мотивация.

А.А Реан выводит оптимальный мотивационный  комплекс педагога, представленный сочетанием: ВМ > ВПМ > ВОМ. Наихудшим из сочетаний  является ВОМ > ВПМ > ВМ.

Очень важно  было учесть в процессе формирования профессионально компетентного  педагога мотивацию деятельности. Исследование проводилось по следующим показателям (экспериментальный срез 2012 года):

1) стремление  к получению большего материального  вознаграждения;

2) стремление  к профессиональному росту;

3) удовлетворение  от хорошо проделанной работы;

4) уважение  со стороны руководства;

5) хорошее  отношение со стороны коллег;

6) стремление  проявить себя;

7) сознание  общественной значимости своего  труда;

8) желание  спокойно работать;

9) стремление  избежать ответственности;

10) стремление  добиться максимальной самостоятельности;

11) желание  проявить творчество, осуществить  поиск, исследование.

Результаты  исследования представлены в Приложении 5.

Как видим, внутренние мотивы преобладают над  внешними. Ярко выражено сочетание  ВМ>ВПМ>ВОМ, что показывает неудовлетворенность  педагога самим собой. Происходит внутренняя соревновательность в самой личности, в работу включаются внутренние механизмы  саморазвития и самосовершенствования [21, с.117]. Это свидетельствует и  о продуктивности выполняемой деятельности, и о благоприятном психологическом  климате в коллективе. Подтверждением этому являются результаты исследования взаимоотношений в коллективе (см. Приложение 6; экспериментальный срез 2012 г.).

Для выявления  резервных возможностей педагогов  и качества обучения изучалось распределение  времени педагогов школы, затрачиваемое  на подготовку к урокам и организацию  различных типов уроков (Приложение 7).

Из результатов  исследования видно, что педагоги осознают значимость инновационных уроков, их место в организации учебного процесса, но отмечают, что при реально  существующем методическом и техническом  оснащении школы подготовка таких  уроков отнимает слишком много времени.

Выявлялся рейтинг значимости проблем и  барьеров, которые учителя чаще всего  испытывают при проведении инновационного урока и других новых форм и  технологий обучения ( использовалась 9-бальная шкала):

- Нет  необходимой методической литературы  – 4.

- Не с  кем посоветоваться, проконсультироваться  – 6.

- Много  времени уходит на подготовку  – 8.

- Нет  личной заинтересованности –  1.

- Нет  должной поддержки и помощи  администрации, методического обьединения – 2.

- Мало  что нового дают на курсах  повышения квалификации – 4.

- Отсутствие  знаний о дифференцированном  и индивидуальном обучении –  2.

- Отсутствие  знаний и умений для применения  новых технологий обучения –  3.

- Большая  затрата времени на изготовление  дидактических материалов и наглядных  пособий – 9.

- Избыток  совещаний и заседаний – 3.

- Большая  наполняемость класса – 8.

В то же время, рейтинг факторов и условий, которые способствуют внедрению  новых более совершенных технологий обучения определился педагогами школы  следующим образом:

- Курсы  повышения квалификации – 4.

- Работа  методических обьединений учителей  – 6.

- Чтение  педагогической и методической  литературы – 8.

- Собственная  инициатива и творчество –  8.

- Посещение  открытых уроков коллег – 8.

- Помощь  со стороны администрации школы  – 7.

- ориентация  всего школьного коллектива на  новые технологии – 6.

Учителя достаточно хорошо определяют, что  собой представляет новая форма  обучения- инновационный урок:

- Широко  используются новые для учителя  технологии обучения – 80%.

-Гибко  и вариативно используются разнообразные  приемы, методы обучения, не характерные  для традиционного урока.

- Осуществляется  внедрение чего-либо нового –  60%.

- Широко  используется видео, компьютерная  техника – 20%.

- Осуществляется  внедрение новых средств диагностики  и контроля – 60%.

Учителя дали оценку по 9-бальной системе  тем параметрам, которые по их мнению, способствуют наибольшей эффективности  урока:

- Гибкая  структура урока – 8,8.

- Тщательный  отбор содержания учебного материала  – 8,8.

- Четкое  определение целей урока учителем -9.

- Осознание  целей урока учениками – 8,4.

- Увеличение  удельного веса самостоятельной  работы учащихся на уроке –  8,6.

- Поэтапный  контроль за усвоением учащимися  нового материала -8.

- Создание  проблемных ситуаций и их разрешение- 8,8.

- Культура  педагогического общения учителя  – 9.

- Методическое  мастерство учителя – 8.2.

- Настрой  и вдохновение учителя – 8,2.

- Опора  на зону ближайшего развития  ученика – 8,6.

Оценивая  по 9-бальной шкале теории, оказывающие  наибольшее влияние на эффективность  урока, учителя отдают предпочтение проблемному обучению:

  • Развивающего обучения - 6.
  • Проблемного обучения - 9.
  • Дифференцированного обучения - 8,5.
  • Личностно-ориентированного обучения - 8,5.
  • Модульного обучения - 8,2.
  • Проектного обучения - 8,3.
  • Компьютерного обучения - 8,7.

Процент учителей школы, чьи ученики участвовали  в конкурсах, олимпиадах:

в школьном туре – 80%, в муниципальном туре – 40%, в областном туре- 5%; в школьной научно-практической конференции – 15%, во внешкольных научно-исследовательских конкурсах – 10%.

Уровень своего профессионального самообразования, саморазвития педагоги школы оценивают  следующим образом:

самообразованием, саморазвитием я занимаюсь:

- Много  и систематически – 40%.

- Периодически - 40%.

- От случая  к случаю – 20%.

- Не занимаюсь  – 0%.

Отвечая на вопрос анкеты» удовлетворены  ли вы своей профессиональной деятельностью», учителя школы указали:

  • Да-20%.
  • Скорее да -60%.
  • Когда как – 20%.
  • Скорее нет – 0%.
  • Нет – 0%.

В качестве показателей результативности учебно-познавательной деятельности учащихся выступают показатели познавательных интересов учащихся 5-11классов (Приложение 8).

Расположение  кривых ( Приложение 8, рис.3) говорит о высоком уровне сформированности (познавательных интересов, интеллектуальных умений учащихся и признаков умственной самостоятельности, что свидетельствует об эффективной работе учителей (кривые СО выше кривой ОУ).

Информация о работе Особенности построения системы управления профессиональными компетенциями педагогических кадров (на примере Муниципального бюджетного