Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ и разработка путей совершенствования системы подбора и адаптации персонала на предприятии «Элема». В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть содержание процесса отбора и адаптации персонала;
- провести анализ системы отбора и адаптации на предприятии «Элема»
- разработать рекомендации по совершенствованию системы отбора и адаптации на предприятии «Элема»;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы отбора и адаптации персонала …...……………..5
1.1 Управление персоналом на предприятии…..………………………...............5
1.2 Подбор, отбор и найм персонала на предприятие ……………..………..…..6
1.3 Адаптация персонала на предприятии …………………………………...…10
Глава 2 Анализ системы управления персоналом в ОАО «Элема» …………...14
2.1 Общая характеристика предприятия. Организационная структура….……14
2.2 Анализ производственно хозяйственной деятельности…………..………..15
2.3 Анализ численности, производительности труда и заработной платы...…18
2.4 Анализ системы отбора и адаптации персонала……………………………22
Глава 3 Совершенствование системы отбора и адаптации персонала ОАО «Элема» .…...……………………..……………...…………………………………26
3.1 Сокращение периода обучения и адаптации. Подбор кадров …………….26
3.2 Мероприятия по оценке наставников………..………………………….......30
3.3 Автоматизация системы отбора и адаптации персонала……..………........32
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованных источников …………………………….………............38
Приложение А Анкета………..…............................................................................39
Набор в отдел Продаж происходит по мере возникновения потребности, но не реже раза в квартал. В таблице 3.1 приведены данные о текучести кандидатов на этапе теоретического обучения.
Таблица 3.1—Данные о текучести кандидатов на этапе теоретического обучения
Показатели, человек |
2012 г. |
Итого за г. | |||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал | ||
Приступило к обучению |
13 |
12 |
14 |
14 |
53 |
Выбыло по собственному желанию |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Выбыло по итогам тестирований |
5 |
6 |
4 |
7 |
22 |
Итого допущено к практической части |
7 |
4 |
8 |
5 |
24 |
Примечание – Источник: [собственная разработка по данным предприятия]
Исходя из данных таблицы 3.1, можно сделать вывод о том, что при действующей системе обучения выбытие кандидатов носит повторяющийся, постоянный характер (как по причине ухода по собственному желанию так и по итогам тестирования). При этом большинство, как мы видим, не проходят итоговый тест на освоение изученного материала. 43 % кандидатов не способны эффективно запомнить предлагаемый материал, возможно недостаточна их заинтересованность в получении работы. То есть средства на данных кандидатов компания затрачивает «впустую».
Соответственно нужно несколько пересмотреть методы отбора кандидатов, т.к. если уже на данном этапе с максимальной точностью понять правильного ли человека мы подобрали, возможно, в дальнейшем не нужно будет проводить отбор новых сотрудников столь часто, т.к. в первую очередь сократится число выбывших кандидатов.
Наибольшее
внимание стоит обратить на отбор
кандидатов по фактору способности
к запоминанию больших объёмов
информации. На собеседовании кандидату
можно предложить пройти один из тестов
из категории «На память»: «Хорошая
ли у вас память?», методика «Заучивание
десяти слов», «Внимательный или
невнимательный?», методика определения
нервно-психической
Вот, например, простейший тест, который не займет много времени, но даст глубокое понимание способностей кандидата. Упражнения выполняются для исследования долговременной памяти и определения скорости запоминания и воспроизведения не связанных по смыслу слов. Скорость запоминания не связанных по смыслу слов определяется по объему заученных слов за фиксированное время. Испытуемому предъявляются 20, не связанных друг с другом, слов в течение 40 сек. Слова следует запомнить. После сигнала необходимо записать либо повторить то, что запомнено в любой последовательности.
Методика
определения нервно-
Таблица 3.2—Результаты теста «Прогноз»
Группа |
Прогноз |
|
Благоприятный |
|
Благоприятный |
|
Относительно благоприятный |
|
Неблагоприятный |
Согласно данных таблицы 3.2 по итогам теста дальнейшее сотрудничество продолжаем с кандидатами группы один и два [8].
Этап набора и обучение претендентов включает в себя подэтапы:
Размещение информации о вакансии на сайте компании и сайтах TYT.by
Отбор соискателей по средствам полученных резюме
Проведение собеседований
Обработка полученной информации о кандидатах
Выбор 12-16 претендентов
Теоретическое обучение работниками группы Оценки и развития
Практическое обучение — наставничество
Итоговое тестирование
По стоимости данные этапы, кроме седьмого, не несут для компании дополнительных затрат. Размещение информации о вакансиях на приведенных выше сайтах является бесплатным. Мероприятия, проводимые на этапах со второго по шестой и восьмом, являются прямыми должностными обязанностями соответствующих специалистов компании. Этап семь будет для компании затратным: так наставник за данную работу получает доплату к часовой тарифной ставке десять процентов. Наставничество занимает 12 часов в день, 11 рабочих дней. Если до практического обучения будет допущено 14 стажеров, это значит необходимо 14 наставников, и часовая тарифная ставка равна 8 600 рублей, то:
860 руб./час. ·12часов=10 320 р./день
10 320·11дней·14наставников=1 589 280 р./период
По итогам расчета делаем вывод, что при более тщательном отборе кандидатов компания сможет сэкономить на дополнительных наборах минимально 1 589 280 р.
Таким образом,
при введении предложенных нами методов
тестирования на этапе отбора новых
сотрудников, в компании можно будет
реализовать программу
Экономический
эффект от сокращения срока обучения
будет выражаться для компании в
следующем: в то время как идет
теоретическое и практическое обучение
кандидатов компания только вкладывает
в это денежные средства, ничего
не получая взамен. При этом при
практическом обучении также не повышается
производительность наставника, тем
самым несколько снижается
Предлагается
также сократить сроки
В таблице
3.3 приведены данные, отражающие среднюю
прибыль, которую приносит компании
сотрудник сравочно-
Таблица 3.3 — Средняя прибыль, которую
приносит компании сотрудник сравочно-
Наименование показателя |
Статус сотрудника |
Отклонение от плана | |
Наставник |
Наставник со стажером | ||
Количество принятых звонков в день, чел. |
286 |
202 |
-84 |
Средняя возможная прибыль от звонка, р. |
763 | ||
Итого прибыль, приносимая 1 сотрудником в день, р. |
218 218 |
154 126 |
-64 092 |
Прибыль, приносимая 14 сотрудниками в день, р. |
3 055 052 |
2 157 764 |
-897 288 |
Итого, по истечении 11 дней, р. |
33 055 572 |
23 735 404 |
-9 870 168 |
Примечание – Источник: [собственная разработка по данным предприятия]
По данным таблицы 3.3 рассматривается 14 наставников, т.к. за каждым стажером закреплен один наставник (предполагаемое количество допущенных кандидатов — 14). 11 дней — средний срок обучения: три недели по графику два дня рабочих, два дня выходных. Проанализировав данные, делаем вывод, что при работе наставника со стажером, компания теряет в день 64 092 р. прибыли. Учитывая то, что на линии работает 14 наставников, упущенная выгода в день составит 897 288 р. Таким образом, по истечении 11 рабочих дней компания может потерять до 9 870 168 р.
Если за счет сокращения теоретического обучения практический этап сократится примерно на два-четыре дня, то возможные потери компании соответственно сократятся на: 897 288∙3= 2 691 600 р.
Помимо сокращения потерь компания также начнет получать прибыль от новых сотрудников (таблица 3.4).
Таблица 3.4 — Средняя прибыль, приносимая компании новыми сотрудниками
Наименование показателя |
Полученный итог |
Количество новых сотрудников на линии, чел. |
14 |
Количество принятых звонков за три дня, шт. |
196∙3=588 |
Средняя возможная прибыль от 1 звонка, р. |
763 |
Итого прибыль, приносимая сотрудником за день, р. |
149 548 |
Итого прибыль за 3 дня |
149 548∙3∙14=6 281 016 |
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Исходя из расчетов, приведенных в таблице 3.4, прибыль за три дня, принесенная новыми сотрудниками составит 6 281 016 р.
Итого при
сокращении сроков теоретического обучения,
за счет правильного подбора кандидатов
и передачи некоторых тем для
домашнего изучения, сократится срок
практического обучения, что повлечет
за собой повышение прибыли
Общий экономический эффект составит:
6 281 016+2 691 864=8 972 880 р.
Наставник — это высокопрофессиональный работник, способный передавать свои знания без отрыва от основной деятельности. При практическом обучении за каждым кандидатом закрепляется один наставник. Его задача не только обучить новичка основам работы, но и ввести его в коллектив, повести адаптационные мероприятия на месте, в отделе.
Однако оценка наставников носит довольно поверхностный характер и проходит несколько формально. Как было сказано ранее, за кандидатом закрепляется только один наставник и новый сотрудник может оценить работу только с ним, значит, в большинстве случаев, он и является для новичка самым лучшим и компетентным. Поэтому в анкете Обратной связи, которую новые сотрудники заполняют после прохождения обучения каждый из наставников будет упомянут по одному разу, а значит не может идти и речи об объективном выборе наставника года, либо об объективной оценке работы данных специалистов.
Информация о работе Отбор и адаптация персонала в ОАО «Элема»