Поведение в группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение форми-рования группового поведения.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие группы и динамики ее формирования;
- раскрыть ситуационные и личные компоненты в групповом поведении;
- определить значение роли, норм и статуса в групповом поведении;
- рассмотреть понятие эффективности групповой деятельности

Содержание

Введени嬬¬¬¬¬¬¬_____________________________________________________3
Глава 1. Природа и характеристика группы в организации_________5
1.1. Понятие групп и динамика их формирования_________________5
1.2. Ситуационные и личные компоненты в групповом поведении____9
1.3. Значение роли, норм и статуса в групповом поведении___________12
1.4. Эффективность групповой деятельности________________________16
Глава 2. Взаимодействие формальных и неформальных групп в органи-зации________________________________________________________20
2.1. Формальные группы______________________________________20
2.2. Неформальные группы____________________________________21
Глава 3. Управление влиянием групп в организации на примере МУП «Теплосети»_________________________________________________24
Заключение_________________________________________________33
Список литературы__________________________________________35

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ1.docx

— 81.21 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение_____________________________________________________3

Глава 1. Природа и характеристика группы в организации_________5

1.1. Понятие групп и динамика их формирования_________________5

1.2. Ситуационные и личные компоненты в групповом поведении____9

1.3. Значение роли, норм и статуса в групповом  поведении___________12

1.4. Эффективность  групповой деятельности________________________16

Глава 2. Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации________________________________________________________20

2.1. Формальные группы______________________________________20

2.2. Неформальные группы____________________________________21

Глава 3. Управление влиянием групп в организации на примере МУП «Теплосети»_________________________________________________24

Заключение_________________________________________________33

Список литературы__________________________________________35

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

Проблемы экономического кризиса привлекли внимание к организационным факторам в развитии национальной экономики. Эти факторы включают систему организационного поведения, совершенствования структуры управления экономическими связями. Кардинальное улучшение организационной работы – важнейшее условие выполнения разрабатываемых стратегий на различных уровнях управления экономикой.

Организационное поведение – область изучения, которая исследует воздействие личностей, групп и структур на поведение внутри организаций с целью улучшения эффективности их работы.

Система организационного поведения базируется на научных принципах концепций, с одной стороны, менеджмента, с другой – управления персоналом. Концепция менеджмента выделяет сферу психологии и человеческих отношений, управление с позиций рекомендаций науки об индивидуальном и групповом поведении. Управление персоналом включает целевые установки, задачи, методы и средства достижения поставленных целей на ближайшую и отдаленные перспективы.

Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей, то есть групп.

Целью написания данной курсовой работы является изучение формирования группового поведения.

Задачи курсовой работы:

  • дать понятие группы и динамики ее формирования;

  • раскрыть ситуационные и личные компоненты в групповом поведении;

  • определить значение роли, норм и статуса в групповом поведении;
  • рассмотреть понятие эффективности групповой деятельности;

  • раскрыть взаимодействие формальных и неформальных групп в организации, произвести их сравнение;

  • оценить групповые взаимоотношения на примере компании МУП «Теплосети».

 

 

1. ПРИРОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие групп и динамика их формирования

 

         Группу принято считать важной единицей анализа при изучении организационного поведения. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации.

Группа — союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели.

Термин “группа” можно трактовать по-разному в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены:

1)  имеют мотивацию для присоединения к группе;

2)  воспринимают группу как единый союз взаимодействия;

3)  в разной степени участвуют в групповых процессах (т. е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие);

4)  достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Как не существует единого определения для понятия “группа”, так нет и общего согласия относительно того, что означает термин “групповая динамика” (group dynamics). С одной нормативной точки зрения групповая динамика описывает, как должна быть организована группа и как ею управлять. Упор делается на демократическое лидерство, участие членов, всеобъемлющее сотрудничество. Представители другой точки зрения на групповую динамику считают, что она состоит из набора техник или методик.

Почему индивиды объединяются в группы? Основная теория, объясняющая это стремление — теория близости (propinquity). Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что служащие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга.

Теория образования групп, более полная, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим). Люди в группе взаимодействуют не только из-за ощущения пространственной близости, но также и для достижения групповых целей, таких как сотрудничество и разрешение проблем.

Существует много других теорий, которые пытаются объяснить формирование групп. Большинство из них объясняет данный процесс лишь частично, однако в целом они дополняют друг друга. Одной из наиболее полных теорий образования групп является теория равновесия (balance theory). Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. Индивид X будет взаимодействовать и создаст отношения (группу с индивидом Y) благодаря общим установкам и ценностям (Z).

Еще одним теоретическим подходом к образованию групп, заслуживающих пристального внимания, является теория обмена. Чтобы возникло взаимодействие или стремление установить связь, в перспективе должен иметь место хотя бы минимальный положительный результат (вознаграждение должно превышать затраты).

Кроме официально утвердившихся психологических объяснений процесса образования групп существуют также несколько общепринятых выделяемых этапов развития группы:

1. Формирование. Эта начальная  стадия отмечена неопределенностью  и даже недоразумениями. Члены  группы еще не уверены в  целях, структуре, заданиях и лидерстве.

2. Бурление. Этот этап  развития, как показывает его  название, характеризуется конфликтами и конфронтацией.

3. Становление.

4. Становление норм. На  этом этапе члены группы наконец кооперируются и начинают сотрудничать.

5. Действие. Это этап, на  котором группа функционирует  в полную силу и посвящает себя эффективному выполнению задач, согласованных на предыдущем этапе.

6. Распад. Это конец существования  группы, которого постоянные группы  никогда не достигают.

Кроме концептуальных объяснений по образованию и развитию групп имеются и практические мотивы для присоединения к группе и (или) ее создания. Например, работники в организации могут сформировать группу по экономическим, социальным причинам или ради безопасности. Экономической причиной для создания группы может послужить работа над проектом, предполагающим групповое вознаграждение; по этой же причине может быть образован профсоюз для борьбы за повышение заработной платы.

Однако наиболее важной практической причиной, заставляющей индивидов присоединяться к группе или создавать ее, является то, что группа может удовлетворить очень острые социальные потребности у большинства людей.

Типы групп. Существует множество типов групп. Каждый тип имеет различные характеристики и оказывает различное влияние на своих членов.

Первичные группы. Термины “малая группа” и “первичная группа” часто используют как взаимозаменяемые. Но все же разница между ними существует. Малая группа должна соответствовать только одному критерию—иметь малую численность, причем настолько, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.

Двумя примерами первичной группы могут служить семья и группа сверстников.

Коалиции. Им присущи следующие характеристики.

1.  Взаимодействующая группа индивидов.

2.  Намеренное создание ее самими участниками для решения определенных задач.

3.  Независимость от формальной структуры организации.

4.  Отсутствие внутренней формальной структуры.

5.  Общее ощущение принадлежности к группе.

6.   Ориентация членов на достижение конкретных целей.

7. Согласованные действия членов, групповые действия.

Другие типы групп. Кроме первичных групп и коалиций существуют другие классификации групп, важные для изучения организационного поведения, например, деление на группы принадлежности и референтные группы. Группы принадлежности — это группы, к которым индивид действительно принадлежит. Примером может быть членство в отраслевом профсоюзе. Рефератные группы — это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет. Примером является престижная социальная группа. Однако самым популярным является деление групп на формальные и неформальные.

 

 

1.2. Ситуационные и личные компоненты в групповом поведении

 

Существует большое количество факторов, влияющих на поведение группы. Среди них территориальные факторы, характеристики задания и контрольные системы организации.

Важное место в групповой структуре занимают территориальность (territoriality) и физическое место. Замечено, что индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, которые в действительности не являются их собственностью. Данный объект или территория занимаются и используются так, как будто принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изгоняются, а если данная территория потеряна, то ее стремятся как можно скорее вернуть.

Личное место — то пространство вокруг индивидуума, которое является его собственным, в которое никто другой не имеет доступа. Люди всячески отражают вторжения в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто такое вторжение предпринимает.

Пространственные расположения. То, как располагаются люди в процессе взаимодействия друг с другом, во многом оказывает влияние на их отношения. Например, люди, стремящиеся к сотрудничеству, садятся обычно рядом, тогда как оппоненты предпочитают сидеть друг напротив друга.

Еще одна ситуационная переменная, оказывающая сильное влияние на структуру группы и ее деятельность, — это тип задания, которое выполняет группа. Задания различаются по степени взаимодействия между членами группы, требующегося для их выполнения. Ситуация, которая требует тесного взаимодействия, называется обоюдной взаимозависимостью (reciprocal inter-dependence).

Гораздо меньшего взаимодействия требует последовательная взаимозависимость (sequential interdependence). Заметим, что при такой ситуации общая производительность группы не превышает производительности самого медленного ее члена. Существуют также задания, вообще не требующие никакого взаимодействия. В таких случаях говорят, что имеет место объединенная взаимозависимость (pooled interdependence). При таком положении увеличение взаимодействия ведет даже к снижению производительности.

Информация о работе Поведение в группах