Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является исследование вопросов повышения эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить систему управления персоналом.
2) Исследовать эффективность системы управления персоналом.
3) Изучить зарубежный опыт повышения эффективности работы персонала в малом и среднем бизнесе.
4) Проанализировать программы повышения эффективности работы персонала в малом и среднем бизнесе.
5) Обзор литературных источников по подходам к изучению и трактовке вопросов по управлению персоналом.
Введение.
I. Теоретические аспекты системы управления персоналом предприятия в малом и среднем бизнесе.
1.Система управления персоналом ………………………………….
1.1 Управление персоналом……………………………………..
1.2 Особенности организационной структуры системы управления персоналом.…………………………………….
1.3 Процесс эффективности управления и его основные этапы…………………………………………………………….
2. Малый и средний бизнес.
2.1 Экономические аспекты малого бизнеса……………………..
2.2 Роль малого среднего бизнеса в рыночной экономике……….
2.3 Управление персоналом в малом и среднем бизнесе……….
II. Сравнительный анализ концепций управления персоналом, применяемых в России и за рубежом.
1.Зарубежный опыт управления персоналом.
1.1 Япония…………………………………………………………..
1.2 США…………………………………………………………….
2.Программы, разработанные для повышения эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе.
Заключение……………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Стоит отметить, что границы малого бизнеса по критерию численности занятых работников для отдельных отраслей определены законодательно. Это было сделано для целей применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. Они колеблются по различным отраслям от 15 до 200 человек.
Границы крупного бизнеса никогда четко не определялись, но интуитивно все понимают, что если речь идет действительно о крупном бизнесе, то число занятых в нем может составлять тысячи и десятки тысяч человек, а в самом крупном, таком, как РЖД, РАО ЕЭС или «Газпром» - сотни тысяч работников.
Так что четко определить границы среднего бизнеса с точки зрения численности занятых не представляется возможным. В самом общем приближении речь может идти о границах между несколькими десятками и несколькими тысячами человек.
Оборот. По обороту средние компании отделить от крупных и малых не менее сложно. Здесь также имеется весьма существенная отраслевая специфика. Исследовательскую компанию с оборотом в 10-12 миллионов долларов в 2006-м году можно поздравить - она входит в пятерку крупнейших на нашем рынке, контролируя долю приблизительно в 6% этого рынка в масштабах всей страны. Продовольственная сеть (из 11 магазинов) с таким оборотом - микроскопический игрок даже на продовольственном рынке одного крупного города типа Омска или Екатеринбурга, доля которого не превышает 1% городского рынка розничной торговли; это один из первых кандидатов на поглощение или вылет с рынка.
И все же критерий оборота является весьма важным, и обойти его стороной не представляется возможным. Итак. В 2005-м году компании, чей оборот превышал 150 миллионов долларов, могли с полным основанием претендовать на вхождение в рейтинги 200-400-800 крупнейших по различным версиям: РА «Эксперт», «Интерфакс», ИД «КоммерсантЪ», «РБК». Вот она - условная граница крупного бизнеса.
С другой стороны. Сегодня (с 1 января 2006-го) претендовать на упрощенную систему отчетности и налогообложения могут компании, чей оборот не превышает 15 миллионов рублей. Это 557 тысяч долларов по курсу 2006-го года. Сами представители малого бизнеса просят увеличить «границу упрощенки» до 60 миллионов рублей (2,23 миллиона долларов). Эту цифру можно весьма условно считать границей, разделяющей малый и средний бизнес. Конечно, границы получились весьма обширными -в два порядка, как и по числу занятых.
Наверное, уже пора провести внутренние границы в среднем бизнесе, - точно так же как в свое время это было сделано при анализе среднего класса России. Будем считать «СРЕДНЕ-крупным» бизнес с оборотом от 50 до 150 миллионов долларов в год; «СРЕДНИМ» - с оборотом от 12 до 50 миллионов в год, или от одного до четырех миллионов долларов в месяц; и «СРЕДНЕ-малым» с оборотом от 2,5 до 12 миллионов долларов в год.
Малый бизнес - от 0,5 до 2,5 млн. дол. годового оборота. Менее $500 тысяч годового оборота - «микро-бизнес».
Доля рынка. Еще один возможный подход разделения компаний на крупные, средние и малые - по доле рынка, которую они занимают. Например - компании, чья рыночная доля превышает 5% будем считать крупными; те, чья доля на рынке менее 0,5% - малыми, и компании с рыночной долей от 0,5 до 5% - средними. Опять-таки можно выделить три группы: «СРЕДНЕ-малые» - 0,5-1%, «СРЕДНИЕ» - 1-2,4%, «СРЕДНЕ-крупные» - 2,5-5% рынка.
Такой подход позволит нам решить проблему несопоставимости различных отраслей по совокупному объему продаж и числу занятых. Ведь мы оперируем относительными показателями. И наша исследовательская компания с оборотом в 10-12 миллионов долларов в год - «СРЕДНЕ-малая» по критерию оборота становится «крупной» по критерию рыночной доли в 5-6%.
Но здесь возникает
другая проблема - различные рынки
имеют различную степень
Законы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий.
В российской практике существование
малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. В этот период к числу малых
отнесли государственные
- в промышленности – 100 человек;
- в строительстве – 100 человек;
- на транспорте – 100 человек;
- в научно технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле
и бытовом обслуживании
- в сельском хозяйстве – 60 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[8]
Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».
Наиболее «свежим» законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года Постановление N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.[8]
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
Спектр видов деятельности, которыми вправе заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.
В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомиться, обратившись к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством РФ предусмотрены различные формы административного и уголовного наказания.[9]
Управление персоналом в малом бизнесе.
В настоящее время в России малый бизнес начинает активно развиваться. Множество людей пытаются открыть свое дело, но не у всех это получается. Безусловно, государство оказывает определенную помощь. Однако правительство устанавливает лишь законодательную основу, а функционирование самой организации зависит от взаимодействия руководства с работниками. Ведь главное, что нужно для успеха, – это сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь между персоналом и руководителем фирмы.
Поэтому основной задачей является наиболее эффективное использование сотрудников в соответствии с целями организации и общества, для чего необходима продуктивная система управления персоналом.
Бывает, что на начальном
этапе, глава фирмы сосредотачивает
в своих руках все
В малых фирмах многие рабочие места и специальности единичны, следовательно, в процессе введения в должность участвуют практически все члены коллектива во главе с директором, а детали работник определяет самостоятельно в процессе работы. Но возможен вариант, что введение в должность нового работника – обязательность увольняемого работника.
Профессиональное образование сотрудников не всегда соответствует реальной работе. Можно сказать, что современный Российский малый бизнес – дело непрофессионалов. Специалисты слишком много запрашивают за свою квалификацию.
Фактически обучение за приделами фирмы практикуются редко. Причины:
◦недооценка необходимости обучения со стороны самих руководителей;
◦неопределенность будущего фирмы, а потому некоторая неясность - чему обучать;
◦нехватка средств;
◦опасения, что обучаемый уйдет;
◦отсутствие необходимых курсов или информации о тех структурах, которые проводят обучение;
◦низкая оценка существующих курсов, уровня преподавания.
Карьеры в малых фирмах в традиционном понимании нет.
Особенности управления персоналом в малом бизнесе
•предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. Поэтому работа с кадрами имеет особо важное значение.
•более высокая скорость прохождения информации. Менеджер малой организации может позволить себе подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь. Для этого, безусловно, необходимо обеспечение информационной безопасности, что достигается при помощи современных информационных технологий.
•сотрудники предприятия на виду, их работа происходит на глазах всей организации, что стимулирует персонал на непрерывные поиски улучшений. Однако это даст свой результат только тогда, когда работники будут преданы своей фирме. [22]
Итак, проблема управления персоналом, особенно в малом бизнесе, сегодня является актуальной и волнует многих руководителей, предпринимателей, экономистов. Поэтому основной задачей является наиболее эффективное использование сотрудников в соответствии с целями организации и общества, для чего необходима продуктивная система управления персоналом.
2.2
Управление персоналом в среднем бизнесе.
Не секрет, что, вводя должность менеджера по персоналу, далеко не все руководители четко себе представляют, чем же должен заниматься этот сотрудник. И в итоге вся его работа нередко сводится исключительно к подбору персонала. Функция эта, несомненно, важная и нужная, без нее обойтись никак нельзя, но это все-таки не единственная задача, которая должна стоять перед менеджером по персоналу средней компании в нынешних условиях развития рынка.
Информация о работе Повышение эффективности системы управления персоналом в малом и среднем бизнесе