Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ и оценка отраслевых особенностей управления персоналом в организации в современных рыночных условиях и составление рекомендаций по их совершенствованию для ООО "Грант".
Задачи исследования дипломной работы:
-раскрыть теоретико-методологические основы управления персоналом организации;
-раскрыть понятие, принципы, методы, концепцию управления персоналом в организациях;
-проанализировать отраслевые особенности управления персоналом организации (на примере ООО "Грант");
-раскрыть особенности управления персоналом на предприятии ООО ""Грант";
-разработать рекомендации по совершенствованию отраслевых особенностей управления персонала;
- дать оценку предложенным мероприятиям.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы отраслевых особенностей управления персоналом организации
1.1. Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях 8
1.2. Жизненный цикл организации 28
1.3. Основные направления рационального управления персоналом организации 36
2. Анализ управления персоналом ООО "Грант"
2.1. Анализ отраслевых особенностей управления персоналом организации (на примере ООО "Грант") 47
2.2. Анализ эффективности использования ресурсов предприятия 59
2.3. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия 67
3. Рекомендации по совершенствованию службы управления персоналом
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в ООО "Грант" 70
3.2. Обоснование введения новых направлений и расширение персонала ООО "Грант" 78
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю или 3-ю компоненту).
Балансовый метод позволяет
произвести балансовые сопоставления,
увязки, например, при сравнении
результатов обработки
Корреляционный и регрессивный
анализ – установление линейной зависимости
и тесноты связи между
Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы.
Наибольшее развитие в деле совершенствования управления персоналом получил метод аналогий. Он основан на применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения.
Эффективным методом использования
типовых решений при
Метод творческих совещаний
предполагает коллективное обсуждение
направлений развития системы управления
персоналом группой специалистов и
руководителей. Эффективность метода
состоит в том, что идея, высказанная
одним человеком, вызывает у других
участников совещания новые идеи,
а те, в свою очередь, порождают
следующие идеи, в результате чего
возникает поток идей. Цель творческого
совещания – выявить как можно
больше вариантов путей
Метод коллективного блокнота
(банка идей) позволяет сочетать
независимое выдвижение идей каждым
экспертом с последующей их коллективной
оценкой на совещании при поиске
путей совершенствования
Метод контрольных вопросов
заключается в активизации
Наибольший эффект и наиболее
высокое качество системы управлений
персоналом получаются в том случае,
когда используется вся система
методов в комплексе. Применение
системы методов позволяет
Необходимость учета отраслевой
специфики деятельности работодателя
является одним из базовых методических
требований в системе персонального
менеджмента. Труд основной части сотрудников
организаций, представляющих различные
сферы профессиональной деятельности
человека, имеет выраженные особенности,
игнорирование которых резко
снижает эффективность
Итак, главным элементом организации являются ее сотрудники. Именно персонал в наибольшей степени определяет различие между организациями.
Процесс управления представляет
собой совокупность отдельных видов
деятельности, направленных на упорядочение
и координацию функционирования
и развития организации и ее элементов
в интересах достижения стоящих
перед ними целей. Он решает две задачи:
тактическая заключается в
1.2. Жизненный цикл организации
Когда идет речь о жизненном
цикле организации, то речь должна идти
об обретении экономическим
Именно динамический характер равновесия делает такую организационную структуру, как фирма, устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние, это может означать только одно – процесс разрушения фирмы и ее последующую ликвидацию.
Фирма – это реально существующее, но преходящее и "смертное" образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут "сжиматься" и "растягиваться" в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).
Согласно органическому подходу к управлению функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность.
Полный жизненный цикл
организации обязательно
Вполне возможным считается и вариант ее "возрождения" или "преображения" (рис. 1.2.).
Рис. 1.2. Жизненные циклы организации
1 – формирование организации, 2 – интенсивный рост, 3 – стабилизация, 4 – кризис.
В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одна фирма (предприятие) не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности.
Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть – стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, – циклами развития.
Первая стадия развития организации – ее формирование.
На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю.
Если организации удается
найти свое место на рынке, свой товар,
то она может перейти в следующую
стадию – интенсивный рост. На второй
стадии развития организация растет,
увеличивается объем
Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии – стабилизации.
На этой стадии для организации
важно максимально
После стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию – кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации.
Организация может сохраниться
и перейти вновь к следующему
циклу развития только в том случае,
если она сможет найти новый, привлекательный
для потребителя товар, занять новое
место на рынке. Если это удалось,
то она уже в превращенном виде
может вновь пережить стадии формирования,
интенсивного роста и стабилизации,
которые неизбежно будут
В развитии организации кризисы неизбежны.
Анализ позволяет выделить следующие основные особенности целевой ориентации организации на различных стадиях ее развития.
1. Стадия формирования
– в условиях рыночных
2. Стадия закрепления на
рынке с ориентацией на поиск
и производство других (помимо
зарекомендовавших себя с
3. Стадия стабилизации
представляется, на первый взгляд,
той самой заветной мечтой, к
которой организация и
4. Стадия кризиса организации
– самый трудный этап ее
существования, поскольку это
– сопротивление кризису и
поиск путей выхода из
На каждой стадии организация
реализует специфическую
Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические установки и ориентации.
Более того, возникает возможность определить, в какой степени они адекватны внутренней ситуации в организации (табл. 1.2).
Однако если мы сравним
особенности внутрифирменных
Таблица 1.1
Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенностей персонала
Стадия. Цель |
Тип стратегии. Краткое описание |
Краткая характеристика стратегии |
Характеристика особенностей персонала |
Формирование. "Заявка" на рынке товаров/услуг |
Предпринимательская. Привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента |
Принимаются проекты с
высокой степенью финансового риска,
минимальным количеством |
Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников |
Интенсивный рост. "Размножение систем" |
Динамический рост. Нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур |
Степень риска – меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы и основных процедур |
Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала |
Стабилизация. Закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности |
Прибыльность. Поддержание системы в равновесии |
В центре внимания – сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила |
Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска |
Спад. Прекращение нерентабельного, затратного производства Возрождение |
Ликвидация. Ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой, так и психологической |
Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем – сокращение работающих |
Работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные |
Предпринима-тельская/ |
Основное – спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу |
Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда |
Информация о работе Понятие, принципы, методы, концепция управления персоналом в организациях