Понятия об управлении качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 08:57, реферат

Краткое описание

Роль качества продукции в современном обществе постоянно возрастает. Этому способствует постоянное совершенствование промышленных технологий, изменение потребностей человека. Все большее число потребителей на мировом рынке при выборе товара предпочитают качество цене.
Производство высококачественной продукции повышает конкурентоспособность предприятия, возможность кредитования и инвестиций. В некоторых европейских странах предусмотрены льготы предприятиям, выпускающим продукцию высокого качества. Некоторые виды товаров не допускаются на рынок без сертификата, подтверждающего соответствие их производства требованиям международных стандартов, другие же при отсутствии сертификата должны продаваться по более низкой цене , чем сертифицированные.

Содержание

Введение
1)Понятия об управлении качеством
2)Основные понятия квалиметрии
3)Номенклатура показателей качества
4)Методы определения значений показателей качества
5)Порядок оценки уровня качества продукции
6)Основные направления в области управления качеством
7)Принципы управления качеством
8)Статистическое регулирование технологических процессов
9)Принципы статистического регулирования
10)Понятие контрольной карты
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ассортименты качества продукции.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

Сохраняемость – свойство объекта сохранять работоспособное состояние в процессе хранения и транспортирования. Для характеристики сохраняемости используют такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости.

В зависимости от особенностей продукции при оценке ее надежности используют один или несколько из перечисленных показателей. К числу комплексных показателей надежности, характеризующих ее как сложное свойство относят рассмотренный выше коэффициент готовности Кг , коэффициент технического использования и др.

Показатели технологичности характеризуют оптимальное распределение труда, материалов, средств и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Показатели технологичности подразделяют на основные и дополнительные.

К числу основных показателей технологичности относят трудоемкость, материалоемкость и себестоимость. При этом различают общую (суммарную), структурную, удельную, сравнительную и относительную трудоемкость, материалоемкость или себестоимость.

Наряду с основными показателями технологичности используют также показатели технологической рациональности, конструктивной и технологической преемственности, которые прямо или косвенно отражают затраты труда, материалов и средств на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

Показатели унификации характеризуют насыщенность конструкции изделия стандартными, унифицированными и оригинальными узлами и деталями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Унифицированными считают составные части изделия, выпускаемые по стандартам и техническим условиям данного предприятия, если они используются хотя бы в двух различных изделиях, изготавливаемых этим предприятием; составные части изделия, получаемые предприятием со стороны в готовом виде, а также заимствованные детали и узлы, т.е. ранее спроектированные для конкретного изделия и применяемые в других изделиях. К оригинальным относят составные части, разработанные только для данного изделия.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту и патентную защищенность продукции. Эти показатели очень важны при определении конкурентоспособности новой продукции.

Показатель патентной защищенности отражает степень защиты продукции патентами в России, а также в странах предполагаемого экспорта и продажи лицензий. Он позволяет судить об использовании в продукции новых технических решений, признанных изобретениями в нашей стране и за рубежом.

Эргономические показатели характеризуют взаимоотношения в системе "человек – продукция". Они учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизиологических показателей.

Гигиенические показатели используют для оценки соответствия продукции условиям жизнедеятельности и работоспособности человека. К ним относятся показатели освещенности, температуры, влажности,

напряженности магнитного и электрического поля, запыленности, токсичности, излучения, шума, вибрации, перегрузок.

Антропометрические показатели характеризуют соответствие продукции форме, размерам и массе тела человека, взаимодействующего с продукцией.

Физиологические и психофизиологические показатели характеризуют соответствие продукции особенностям физиологии человека и функционирования его органов чувств (усилие на элементах управления, скорость выполнения операций, пороги слуха и зрения, возможность восприятия и переработки информации). Эстетические показатели характеризуют внешний вид, соответствие современному стилю и другие свойства, связанные с эмоциональным восприятием продукции. К ним относятся информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

4. Методы определения значений  показателей качества

В зависимости от источника и способа получения информации о качестве различают измерительный, регистрационный, расчетный, органолептический, экспертный и социологический методы определения значений показателей качества продукции.

Измерительный метод основан на информации, полученной с помощью технических средств измерения: весов, линеек, термометров, манометров и других приборов и измерительных устройств. Этот метод позволяет получить объективную информацию о значении показателя качества. С помощью измерительного метода определяют линейные размеры продукции, массу, потребляемую мощность и т.д.

Регистрационный метод основан на обнаружении и регистрации количества событий или предметов. При использовании этого метода не используют средства измерений, однако допускается использование усиливающих и регистрирующих приборов (микроскоп, автоматический счетчик, магнитофон и др.). Этот метод также позволяет получить объективную информацию о значении показателя. С помощью регистрационного метода определяют количество дефектов, число отказов изделия, количество частей сложного изделия и др.

Расчетный метод предусматривает определение показателей качества расчетом с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Эти методом пользуются при проектировании продукции, когда она еще не может быть объектом испытаний. Расчетный метод используют для определения значений показателей надежности, технологичности, патентно-правовых и др., а также при расчете комплексных показателей качества.

Органолептический метод основан на анализе восприятия органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, слуха. Этот метод, так же как и регистрационный, допускает использование усиливающих приборов, но не предусматривает подсчета объективных событий, явлений или предметов. Этот метод относится к группе субъективных, поскольку точность и достоверность полученной с его помощью информации зависит от квалификации, навыков и способностей оператора. Органолептический метод широко применяют для определения эстетических, и эргономических показателей.

Экспертный метод основан на решении принимаемом экспертами. Экспертом считается специалист, обладающий высокой компетентностью в определенной области, которая выражается в умении давать реалистические оценки в тех случаях, когда имеется неопределенность и велико влияние случайных факторов. Экспертные методы широко используются при определении значений эстетических и эргономических показателей.

Группу экспертов рекомендуется формировать из 7 – 12 человек. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованности их мнений.

Тестирование состоит в решении экспертами задач с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами и проверке гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной генеральной совокупности по критерию Фишера.

Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты и после анализа ответов получает балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходим опыт совместной работы и доверительная обстановка.

Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Сбор мнений производится путем устных опросов или путем распространения специальных анкет, проведения конференций, выставок, аукционов. Так же как экспертный и органолептический методы, социологический метод относится к числу субъективных, однако возможности получения объективной информации у него значительно шире.

5. Порядок оценки уровня качества  продукции

Оценка уровня качества продукции представляет собой комплекс мероприятий, которые проводят с целью обоснования наилучших решений по управлению качеством.

В общем виде процесс оценки включает определение цели оценки, выбор номенклатуры показателей качества, определение значений показателей качества, выбор базовых показателей, выбор метода оценки уровня качества, оценку уровня качества.

От цели оценки уровня качества, как будет показано ниже, зависит перечень и последовательность мероприятий этого процесса, выбор номенклатуры показателей качества, она также определяет выбор численных значений базовых показателей качества.

Номенклатура показателей качества должна быть определена для каждого вида продукции. При выборе номенклатуры стремятся к тому, чтобы она была необходимой и достаточной для достижения заданной цели оценки. Важный этап оценки уровня качества продукции – выбор базового образца и значений базовых показателей.

За базовый образец может быть принята как реально существующая, так и гипотетическая продукция, для которой установлены требования, содержащие значения необходимых показателей. Базовые образцы при этом могут быть заданы в виде конкретной продукции, нормативной документации или условной продукции. Условный базовый образец обычно используют для оценки качества проектируемой продукции. Выбор базового образца и значений базовых показателей определяется целью оценки.

Для оценки уровня качества используют дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Дифференциальный метод заключается в раздельном сопоставлении единичных показателей качества продукции с базовыми. Для этого вычисляют значения относительных показателей качества по формулам:

qi = Pi / Pi б ,(1)

qi = Pi б / Pi ,(2)

где Pi б – значение i – го показателя качества оцениваемой продукции;

Pi б – значение соответствующего базового показателя.

Из формул (1) и (2) выбирают ту, в которой увеличение относительного показателя соответствует улучшению качества продукции. Например, относительный показатель прочности вычисляют по формуле (1), так как при этом увеличение показателя указывает на улучшение качества, а относительный показатель выделения токсичных веществ или материалоемкости определяют по формуле (2).

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя:

V = ∑ mi qi , (3)

где mi - параметр весомости i – го показателя качества, входящего в обобщенный показатель.

Смешанный метод заключается в сопоставлении единичных и комплексных показателей с базовыми. Этот метод используют, когда обобщающий показатель недостаточно полно учитывает все важные свойства продукции, совокупность единичных показателей обширна и анализ дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов.

При смешанном методе единичные показатели объединяют в группы по видам и для каждой группы определяют комплексный показатель. Отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а рассматривают индивидуально. Затем совокупность единичных и комплексных показателей оценивают дифференциальным методом.

6. Основные направления в области  управления качеством

В результате изучения положительного опыта улучшения деятельности в организациях и на предприятиях развитых стран, а также передовых отечественных предприятий можно сформулировать десять основных направлений в области управления качеством.

Эти направления таковы:

1) Достижение заинтересованности  высшего руководства.

2) Создание руководящего совета  по улучшению качества.

3) Вовлечение всего руководящего  состава.

4) Коллективное участие в повышении  качества.

5) Индивидуальное участие в повышении  качества.

6) Создание групп совершенствования  систем и процессов.

7) Вовлечение поставщиков в борьбу  за качество.

8) Обеспечение качества функционирования  системы управления.

9) Формирование стратегии и краткосрочных  планов улучшения работы.

10) Создание системы признания  заслуг.

1) Достижение заинтересованности  высшего руководства. Процесс улучшения  работы начинается по инициативе  высшего руководства, развивается  по мере проявляемой им заинтересованности  и прекращается при потере  к нему интереса со стороны  руководителей. 2) Создание руководящего  совета по улучшению качества. Руководящий совет или комиссия  по улучшению качества представляет  собой группу из высших руководителей, а также служащих и рабочих. Совет изучает процесс улучшения  деятельности и приспосабливает  его к конкретным условиям  своего предприятия.

3) Вовлечение всего руководящего  состава. Весь руководящий состав  должен нести ответственность  за внедрение системы качества Это требует активного участия каждого руководителя высшего и среднего звена. Каждому руководителю требуется особая подготовка для понимания новых требований к стандартам деятельности и методов улучшения деятельности.

4) Коллективное участие в повышении  качества . Привлечение рабочих и служащих к процессу улучшения деятельности осуществляется руководством каждого подразделения, формирующим "группу улучшения работы".Задачи группы улучшения работы – определение результатов деятельности своего подразделения и внедрение системы совершенствования этой деятельности.

5) Индивидуальное участие в повышении  качества. Должна быть разработана  система, способствующая такому  участию, оценке и признанию результатов  участия и вклада, вносимого каждым  членом коллектива в повышение  эффективности и качества.

6) Создание групп совершенствования  систем и процессов .

Группа по совершенствованию систем состоит из отдельных представителей каждого участвующего в процессе подразделения. Такая группа обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие подразделений, а также такое совершенствование отдельных операций процесса, которое не ухудшало бы процесс в целом.

7) Вовлечение поставщиков в борьбу  за качество . В современных условиях практически все предприятия хотя бы частично зависят от поставщиков. Ни один процесс улучшения деятельности не может быть успешным без участия и содействия поставщиков.

Информация о работе Понятия об управлении качеством