Правовое регулирование организации биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать отдельные проблемы гражданско-правового регулирования деятельности товарных бирж и предложить пути (варианты) их решения путем внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство в связи с предстоящей реформой гражданского законодательства.
Объектом работы выступает международная товарная биржа как основное звено мировой экономики.
Предметом исследования является процесс функционирования товарных бирж на современном рынке.

Содержание

Введение 4 - 6
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа
товарных бирж и их деятельности
Эволюция форм оптовой торговли и 7 - 13
история возникновения товарных бирж в России
Понятие товарных бирж, их виды. 13 - 17
Нормативно- правовые основы биржевой деятельности 18 - 22
Характеристика биржевого товара и
порядок заключения сделок на товарной бирже 23 - 28
Глава 2. Организация биржи и ее управление
2.1 Учреждение биржи и лицензирование ее деятельности 29 - 33
2.2 Учредители и члены биржи, их управление 33 - 39
2.3 Особенности и правила биржевой торговли 39 - 44
Глава 3. Правовое регулирование организации биржевой торговли
3.1 Участники биржевой торговли, 45 - 50
как субъекты биржевой деятельности.
Ценообразование в биржевой торговле, 51 - 56
его правовое регулирование.
3.3. Понятие клиринговых расчетов 56 - 61
и виды биржевых правонарушений.
3.4. Порядок разрешения споров биржевой торговли 62 - 65
Заключение 66 - 69
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

       
 
 
 

    1.3. Нормативно – правовые основы биржевой деятельности. 
 

     Нормативно-правовая основа становления и развития бирж формировалась на ходу, с заметным отставанием от потребностей рынка. Первый нормативный акт — Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР — был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 1611. Положение состояло из 13 небольших статей, а его текст занимал менее полутора страниц. В нем констатировалась необходимость создания товарных бирж, а государственные органы обязывались оказывать содействие их образованию. Учредителями бирж могли выступать предприятия, организации и отдельные граждане, а также органы государственного управления. Биржевая деятельность подлежала лицензированию.

     Ныне  нормативно-правовая основа деятельности товарных бирж представляет собой довольно-таки стабильную систему, состоящую из трех групп актов.

     Первая  — акты общего характера. Они распространяют свое действие на всех участников рыночных, предпринимательских отношений, в  том числе биржи. К ним относятся  Конституция РФ, земельное, налоговое, трудовое и другое законодательство.

     Вторую  группу составляют законы и иные нормативные  правовые акты, относящиеся только или преимущественно к биржам. Основополагающее значение здесь имеет Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» Некоторые нормативные акты, регулирующие статус бирж и биржевую торговлю, изданы Президентом РФ и Правительством РФ, а также министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

     В третью группу входят нормативные акты, принимаемые и вводимые в действие самими биржами. Биржам предоставлено право самостоятельно разрабатывать учредительные документы, правила биржевой торговли, типовые договоры, положения о своих структурных подразделениях и другие внутренние документы. Это — локальные акты, они обязательны для участников биржевой торговли и работников данной биржи.

     Несколько обособленное место в нормативно-правовой основе товарных бирж и биржевой торговли занимают обычаи делового оборота, которые в соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса РФ12 также участвуют в регулировании предпринимательской деятельности. Именно биржи в первую очередь имеют все необходимые условия для их формирования и деловой практической проверки. Складывающиеся и закрепляющиеся на бирже обычаи делового оборота в последующем фиксируются в различных локальных актах биржи, а наиболее удачные из них позднее получают всеобщее распространение в предпринимательстве.

    Товарные  биржи обладают статусом юридического лица со всеми присущими ему признаками начиная с наличия обособленного имущества. Однако биржи четко выделены из числа других юридических лиц. Сделано это путем введения ограничений при использовании слов «биржа» и «товарная биржа» в наименованиях коммерческих и некоммерческих организаций. Последние, а также их филиалы и иные подразделения, если они не отвечают требованиям, предъявляемым законом к правоспособности и содержанию деятельности товарной биржи, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «биржа» или «товарная биржа» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов «биржа» или «товарная биржа», а также образованных на их основе слов и словосочетаний влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 2 ст. 14.24 Кодекса РФ об административных нарушениях13.

    Вопрос являются ли биржи коммерческими или некоммерческими организациями, был в центре дискуссии при воссоздании бирж в современной России, споры продолжаются и поныне. К сожалению, четкого законодательного разрешения этот вопрос не получил. Закон о товарных биржах принят, как отмечалось, в феврале 1992 года. К тому времени уже более года действовал Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (№ 445-14 от 25 декабря 1990 года), установивший организационно-правовые формы предприятий. Закон о товарных биржах не содержит ориентиров на то, в каких организационно-правовых формах необходимо (желательно, возможно) создание бирж. Выбор оставлен на усмотрение самих учредителей. Никаких сведений на этот счет не содержит также Гражданский кодекс РФ.

    В принципе, по определению, сложившемуся в мировой практике, товарные биржи  должны относиться к некоммерческим организациям. Ведь биржи работают не ради своей собственной выгоды. Их создают лица, заинтересованные в организации высококонкурентной торговли, выявлении объективного соотношения между спросом и предложением на рынке. Другими словами, их призвание — обслуживать участников биржевой торговли, удовлетворять их потребности, возникающие в ходе подготовки и осуществления торговли, снижать затраты при заключении сделок. Поэтому вызывает возражение безоговорочное утверждение о том, что «биржевая деятельность представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли».

    К сожалению, в России с самого начала пошли по другому пути: подавляющее большинство бирж пожелали учредиться именно в качестве коммерческих организаций — товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерных обществ и т. п. В 1990—1992 гг. некоммерческими организациями были менее 3% бирж. После спада биржевого бума многие из коммерческих бирж начиная с 1993 г. сами, по собственной инициативе реорганизовывались в некоммерческие организации. Очевидна целесообразность введения дополнения в Закон о товарных биржах и установления для всех товарных бирж одинакового статуса некоммерческой организации. Но уже сейчас биржи не являются обычными коммерческими организациями. С одной стороны, Закон предусматривает возможность выплаты членам биржи дивидендов, если они предусмотрены ее учредительными документами. Распределение прибыли между учредителями (участниками) есть признак : коммерческой организации14. С другой стороны. действующим законодательством введены ограничения, которые не позволяют биржам отвлекаться от главного дела, ради которого они созданы, ставить свои предпринимательские интересы выше интересов обслуживаемых ими участников биржевой торговли. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржа не вправе также осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений  и организаций,   если  указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли. Это позволяет сделать вывод о том, что и теперь биржи, которые учреждены как коммерческие организации, наделены не общей, а специальной правоспособностью.

     Сами  товарные биржи по объему и содержанию деятельности неодинаковы. При их классификации на виды, кроме территориального признака (международные, всероссийские, региональные и т. п.), принимается во внимание номенклатура предметов биржевой торговли. Есть биржи универсальные, товарные, товарно-сырьевые, электронные, вторичных ресурсов, нефтяные, лесные, строительных материалов, аграрно-промышленные, аграрные, продовольственные, зерновые, военно-промышленные. Сначала преобладали универсальные биржи, которые вели торговлю по широкому кругу разнообразных товаров. К середине 1991 г. они в общем числе бирж достигли 85%. Так, на Московской товарной бирже действовали аграрно-промышленная, энерго-химическая, компьютерная секции, секция металлов, секция строительных материалов, секция приватизируемой собственности, фондовый отдел. В каждой из секций велась торговля по многим группам товаров.

    Сейчас  преобладает тенденция к специализации  бирж по группам однородных товаров. Президент РФ в Послании 2006 г.15 указал на необходимость организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом с расчетом рублями. Названным Постановлением принято предложение о размещении заказов на поставку нефти и нефтепродуктов с 1 августа 2007 г. на товарные биржи, выбранные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на конкурсной основе. Такой биржей стала биржа "Санкт-Петербург". В апреле 2008 г. с участием названной биржи была учреждена Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа - закрытое акционерное общество, созданное в соответствии с действующим законодательством16. Кроме того, была определена номенклатура нефти и нефтепродуктов, закупаемых на товарной бирже.

     Вместе  с тем законодательство, отражая  антимонопольную направленность формируемой  российской рыночной экономики, предупреждает возникновение на товарных биржах могущественных конгломератов, которые представляли бы опасность для развития рынка на принципах конкуренции, свободной состязательности его участников. Запрещаются создание биржевых объединений, заключение соглашений и действия бирж, если это противоречит требованиям антимонопольного законодательства, влечет за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле. 
 

              1.4 Характеристика биржевого товара

           и порядок заключения сделок на товарной бирже.

     Объектом  торговли на товарных биржах являются вещественные или собственно товары.

     Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»  определяет биржевой товар как «не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевым торгам»17.

     Согласно  Закону о товарных биржах не могут  быть биржевым товаром недвижимое имущество  и объекты интеллектуальной собственности, что значительно затруднило работу многих российских бирж, специализировавшихся на торговле такого рода товарами.

     В мировой практике на товарных биржах обращаются примерно 70 видов товаров. Это - товары, прошедшие лишь первичную переработку, т.е. сырье и полуфабрикаты. Они делятся на две крупные группы:

  а) сельскохозяйственные и лесные товары и продукты их переработки (порядка 50 видов):

  • зерновые (пшеница, кукуруза, овес, ячмень, рожь);
  • маслосемена (льняное, хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, шрот);
  • живые животные и мясо (крупный рогатый скот, свиньи, мясо окорока);
  • текстильные товары (хлопок, джут, шерсть, натуральный и искусственный шелк, пряжа, лен);
  • пищевкусовые товары (сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, картофель, перец, яйца, арахис, концентрат апельсинового сока);
  • лесные товары (пиломатериалы, фанера);
  • натуральный каучук;

    б) минеральное  сырье и полуфабрикаты (порядка 15-20 видов):

  • цветные металлы (медь, олово, цинк, свинец, никель, алюминий и др.);
  • драгоценные металлы (серебро, золото, платина и др.);
  • товары нефтяного комплекса (нефть, газ, бензин, мазут и др.).

     К отличительным свойствам товара, продаваемого на товарных биржах, наряду с массовым характером его производства и потребления, свободным установлением цен, относится его качество. К качеству биржевого товара предъявляются особые требования.

     Как известно, качество продукции - это  совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности.

     Качество  товара зависит от физических, химических и биологических свойств, а также от соответствия товара функциональным, эстетическим, эргономическим, экономическим и другим требованиям. Каждый вид товара можно характеризовать с точки зрения его свойств, качества и показателей качества. Однако товар может обладать полезными свойствами, но не иметь высокого качества. В связи с этим биржевая торговля предъявляет жесткие требования к информации о качестве товара. Такими требованиями являются:

  • полнота информации;
  • ее достоверность;

     •   единство в оценке качества товара всех участников биржевой торговли.

      В настоящее время существует множество  источников информации о качестве продукции, но наиболее употребляемые для биржевой торговли следующие: рекламные данные о товаре, экспертные заключения обществ и союзов потребителей, стандарты.

Информация о работе Правовое регулирование организации биржевой торговли