Правовое регулирование организации биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать отдельные проблемы гражданско-правового регулирования деятельности товарных бирж и предложить пути (варианты) их решения путем внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство в связи с предстоящей реформой гражданского законодательства.
Объектом работы выступает международная товарная биржа как основное звено мировой экономики.
Предметом исследования является процесс функционирования товарных бирж на современном рынке.

Содержание

Введение 4 - 6
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа
товарных бирж и их деятельности
Эволюция форм оптовой торговли и 7 - 13
история возникновения товарных бирж в России
Понятие товарных бирж, их виды. 13 - 17
Нормативно- правовые основы биржевой деятельности 18 - 22
Характеристика биржевого товара и
порядок заключения сделок на товарной бирже 23 - 28
Глава 2. Организация биржи и ее управление
2.1 Учреждение биржи и лицензирование ее деятельности 29 - 33
2.2 Учредители и члены биржи, их управление 33 - 39
2.3 Особенности и правила биржевой торговли 39 - 44
Глава 3. Правовое регулирование организации биржевой торговли
3.1 Участники биржевой торговли, 45 - 50
как субъекты биржевой деятельности.
Ценообразование в биржевой торговле, 51 - 56
его правовое регулирование.
3.3. Понятие клиринговых расчетов 56 - 61
и виды биржевых правонарушений.
3.4. Порядок разрешения споров биржевой торговли 62 - 65
Заключение 66 - 69
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

     Рекламная информация о качестве продукции  в биржевой торговле играет важную роль, так как преследует цель: показать основные преимущества данного товара по сравнению с аналогичным или привлечь внимание широкого потребителя к новому товару. Однако в рекламной информации качество товара, как правило, выражено не количественной мерой свойств продукта, а словесными характеристиками. Поэтому рекламная информация о качестве товара не может быть полной.

     Наиболее  полную и достоверную информацию о качестве продукции содержат стандарты, большинство из которых (около 80%) регламентируют требования к продукции, их еще называют стандарты или технические условия. Назначение стандартов – законодательное установление перечня свойств продукции и количественного значения показателей этих свойств, а также наличие стандартных требований к качеству группы однородной продукции.

        Таким образом, из всех рассмотренных источников информации о качестве продукции по полноте, достоверности, доступности для понимания при осуществлении торговли на товарных биржах наилучшими являются стандарты вида технических условий.

     Тем не менее для снижения риска неисполнения биржевых операций информации о качестве продукции, содержащейся в стандартах, недостаточно, поскольку биржа несет ответственность перед клиентами не за информацию о товаре, а за сам товар, его количество и качество. Для того чтобы биржа была уверена в адекватности товара, необходимо проводить экспертизу этого товара. Одной из форм экспертизы, все более широко используемой во всем цивилизованном мире, является сертификация продукции и систем качества на предприятиях, производящих товар. В настоящее время сертификация продукции стала весьма действенным инструментом управления качеством и фактором, укрепляющим уверенность продавцов, покупателей и потребителей в качестве товара.

     Очень часто товары теряют свои качества и обесцениваются из-за нарушения правил упаковки, неправильного хранения, транспортирования, когда под воздействием различных внешних факторов - механических, климатических, биологических и других - происходят количественные и качественные изменения.

     Для определения качества биржевого  товара необходимы собственные структуры биржи - испытательные лаборатории, имеющие аккредитацию в Системе сертификации Госстандарта РФ. В Приложении данной дипломной работы 1 изображено распределение в рыночной среде информационных потоков о качестве и сертификации товара.

     Все сделки, которые совершаются на биржах, предполагают использование стандартных контрактов. Поскольку эти контракты не предполагают немедленную и обязательную поставку товара, они получили название фьючерсных контрактов (фьючерсов).

     В целом правовая природа биржевых сделок та же, что и сделок, заключаемых вне товарных бирж. На них распространяются нормы права о сделках, содержащиеся в части первой ГК РФ. Суть же особенностей сводится к следующему. Биржевые сделки не бывают односторонними, а во всех случаях имеют форму гражданско-правового договора (соглашения). Биржевой договор типовой, сродни договору присоединения, разрабатывается самой товарной биржей. В нем заранее изложено большинство условий. Остаются незаполненными всего несколько пунктов: имя (наименование) покупателя, количество проданного товара и его цена. На оформление такого договора хватает нескольких десятков секунд.

     Заключаются сделки только на биржевых собраниях в ходе биржевых торгов. Биржевое собрание — организованная встреча членов биржи, на которой выявляются спрос и предложение на биржевые товары и заключаются сделки между участниками собрания непосредственно или через посредников. Предметом сделки является биржевой товар. Сторонами ее могут выступать лишь участники биржевой торговли. Биржевые сделки нельзя совершать от имени и за счет биржи. Введена обязательная регистрация биржевых сделок. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливает биржа.

     Итак, сделки на товарный бирже первоначально делятся на сделки с реальным товаром и сделки без реального товара (фьючерсные и опционные).

     Виды  сделок на товарной бирже регламентируются Законом «О товарной бирже и биржевой торговле»18. В числе сделок с реальным товаром на товарной бирже можно выделить сделки с немедленным и отсроченным сроком поставки, а также прочие сделки. Виды сделок с реальным товаром показаны в Приложении 2.

     Сделки  с немедленным сроком поставки совершаются  на товар, который имеется в наличии на складе биржи (продавца) или в пути. Поэтому их часто называют наличными. Такие сделки оформляются договором купли-продажи. Их цель - физический переход товара от продавца к покупателю.

      Сделки  с отсроченным сроком поставки отличаются от первых тем, что:

  • могут совершаться как на товар, который имеется в наличии, так и на товар, который будет произведен к сроку поставки;
  • срок исполнения не совпадает с моментом заключения, как правило, такие сделки заключаются на срок не более одного года;
  • оформляются договором поставки, т.е. продавец принимает на себя обязательство поставить товар покупателю к установленному сроку, а покупатель - принять товар и оплатить его по условиям договора.

     В российской практике к прочим сделкам  в первые годы работы биржи относили бартерные сделки, при которых товар обменивался на товар или товар на товар плюс деньги. Бартерные сделки не соответствуют характеру биржевой торговли, поэтому они запрещались, тогда их сменили сделки с условием. При таких сделках посредник брал обязательство продать товар, представленный клиентом, а на вырученные деньги приобрести другой товар по заказу клиента.

     Сделки  с отсроченным сроком поставки или  форвардные сделки считаются рискованными, так как возможны убытки как у продавца, так и у покупателя из-за неисполнения сделки или задержки ее исполнения одной из сторон. Чтобы снизить риск, связанный с этой сделкой, биржевая практика предлагает разновидности форвардных сделок.

     Первоначально появились сделки с залогом, выступающим  в качестве гарантии исполнения сделки. Залог уплачивался одной из сторон, чтобы гарантировать выполнение обязательств перед другой. Поэтому при сделке с залогом на покупку плательщиком выступает покупатель, а при сделке с залогом на продажу - продавец.

      Другой разновидностью форвардных сделок являются сделки с премией. Премия выступает в качестве отступного и дает возможность плательщику требовать либо исполнения сделки, либо отказа от сделки. Плательщиком премии может выступать как продавец так и покупатель. Отличие сделок с премией от сделок с залогом в том, что первые можно отнести к разряду условных, так как они могут и не исполняться, а вторые - к разряд} твердых, обязательных к исполнению. Сделки с премией могут быть двойными (когда плательщик уплачивает ее в двойном размере и получает право выбора между позицией продавца или покупателя). Такие сделки выгодны дилерам. Сделки с премией могут быть сложными, при которых плательщик соединяет две противоположные сделки, т.е. уплачивает премию двум своим контрагентам, с одним из которых заключает сделку на покупку, а с другим - сделку на продажу. Кратные сделки с премией - это договоры, при которых один из контрагентов получает право (за определенную премию в пользу другой стороны) увеличить во столько-то раз количество товара, подлежащего в соответствии с существом сделки к передаче или приему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Организация биржи  и ее управление. 

2.1. Учреждение биржи  и лицензирование  ее деятельности.

     На  товарную биржу распространяется общий  порядок учреждения юридических лиц с особенностями, присущими ей как организации, формирующей оптовый рынок. Учредителями товарной биржи могут быть юридические и (или) физические лица. Упоминавшееся выше Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР не содержало никаких ограничений, касающихся возможных учредителей бирж. Более того, оно, в частности, как бы побуждало органы государственного управления выступать учредителями этих новых экономических структур.

     Закон о товарных биржах19 внес существенные коррективы, установив некоторые запреты. Теперь в учреждении биржи не могут участвовать органы государственной власти и управления. Запрет обусловлен причинами, выявившимися уже в самые первые месяцы функционирования товарных бирж с участием органов государственной власти и управления. Слияние последних с отдельно взятыми хозяйствующими субъектами приводило к тому, что в биржевых операциях таких товарных бирж нередко использовались финансы соответствующих государственных бюджетов, т. е. средства налогоплательщиков. Далее, к «своим» биржам органы государственной власти и управления часто принимали протекционистские меры, предоставляя им разного рода преимущества. Наконец, внутри самих товарных бирж права учредителей — негосударственных организаций фактически оказывались ограниченными по сравнению с учредителями — органами государственной власти и управления. Все это вместе взятое вело к нарушению исходного принципа рыночной экономики о равенстве участников предпринимательских отношений.

     Сходными  причинами объясняется и запрет на участие в учреждении товарных бирж физических лиц, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. К числу таких лиц относятся, например, должностные лица органов государственной власти и управления.

     В учреждении товарных бирж не могут  участвовать банки и иные кредитные  организации, получившие в установленном  порядке лицензию на осуществление  банковских операций; страховые и  инвестиционные компании и фонды. Этот запрет вызван тем, что учреждение биржи  кредитными организациями и другими крупными финансовыми субъектами способно привести к их монополии в биржевой торговле, превращению товарных бирж в центры монополизации экономики.

     Не  могут быть учредителями товарных бирж общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды. Запрет обусловлен тем, что цели и характер деятельности данных организаций и фондов чужды деятельности товарных бирж и биржевой торговле.

     Набор учредительных документов, необходимых  для представления при государственной регистрации товарных бирж, зависит от организационно-правовой формы биржи. Если в качестве организационно-правовой формы избрано общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, то создатели биржи обязаны заключить учредительный договор и подготовить устав, который сами же и утверждают. Учредительным документом биржи в форме акционерного общества служит устав.

     Устав же является учредительным документом при создании бирж в любых организационно-правовых формах, относящихся к некоммерческим организациям. Для бирж — некоммерческих организаций наиболее подходящи три организационно-правовые формы: объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), для создания которых необходимы учредительный договор и устав, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, для создания которых ;   достаточно одного устава. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить и учредительный договор. Соответствующие документы и представляются при государственной регистрации бирж.

     Таким образом, учредительным документом, обязательным для бирж всех организационно-правовых форм, является устав. Основные параметры  содержания устава, независимо от организационно-правовой формы, унифицированы и предписаны статьей 17 Закона о товарных биржах. В уставе товарной биржи должны быть определены: структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;    размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

     Правоспособность  структурных подразделений товарной биржи законом специально не оговаривается, правовой статус и компетенция устанавливаются  самой биржей. При этом не следует структурные подразделения биржи отождествлять с обособленными подразделениями, поскольку филиалы и представительства юридического лица всегда создаются вне места его нахождения. А структурные подразделения биржи преимущественно создаются и осуществляют свою деятельность внутри самой биржи.

Информация о работе Правовое регулирование организации биржевой торговли