Правовое регулирование организации биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - показать отдельные проблемы гражданско-правового регулирования деятельности товарных бирж и предложить пути (варианты) их решения путем внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство в связи с предстоящей реформой гражданского законодательства.
Объектом работы выступает международная товарная биржа как основное звено мировой экономики.
Предметом исследования является процесс функционирования товарных бирж на современном рынке.

Содержание

Введение 4 - 6
Глава 1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа
товарных бирж и их деятельности
Эволюция форм оптовой торговли и 7 - 13
история возникновения товарных бирж в России
Понятие товарных бирж, их виды. 13 - 17
Нормативно- правовые основы биржевой деятельности 18 - 22
Характеристика биржевого товара и
порядок заключения сделок на товарной бирже 23 - 28
Глава 2. Организация биржи и ее управление
2.1 Учреждение биржи и лицензирование ее деятельности 29 - 33
2.2 Учредители и члены биржи, их управление 33 - 39
2.3 Особенности и правила биржевой торговли 39 - 44
Глава 3. Правовое регулирование организации биржевой торговли
3.1 Участники биржевой торговли, 45 - 50
как субъекты биржевой деятельности.
Ценообразование в биржевой торговле, 51 - 56
его правовое регулирование.
3.3. Понятие клиринговых расчетов 56 - 61
и виды биржевых правонарушений.
3.4. Порядок разрешения споров биржевой торговли 62 - 65
Заключение 66 - 69
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

     К сожалению, действующий Гражданский  кодекс РФ не определяет правовой статус внутренних структурных подразделений, в связи с этим возникает вопрос, являются ли создаваемые на бирже  подразделения внутренними. Как отмечает И.В. Перевалова20, филиалы и представительства как обособленные структурные подразделения имеют определенные признаки, позволяющие их отличать от других подразделений юридического лица, это территориальная, организационная и имущественная обособленность. При этом помимо сочетания таких признаков, как территориальная, организационная и имущественная обособленность, для филиалов и представительств также характерна и функциональная обособленность.

     Для подразделений, создаваемых внутри юридического лица, характерно наличие следующих элементов:

    1) организационная обособленность;

    2) функциональная обособленность;

    3) имущественная обособленность.

    Создаваемые на товарной бирже структурные подразделения  могут находиться на одной территории с самой биржей. Поэтому признак территориальной обособленности также не является характерным признаком внутренних структурных подразделений товарной биржи, так как создаваемые на товарной бирже структурные подразделения наделены функциональной и организационной самостоятельностью и могут при этом не иметь таких признаков, как территориальная и имущественная обособленность.

    Следует отметить, что внутренние структурные  подразделения образуются на основании  соответствующего положения, т.е. имеется  нормативная основа их деятельности.

     Таким образом, правовой статус внутренних структурных  подразделений биржи следует  отличать от статуса филиалов и представительств. При этом в законодательстве следует  закрепить, что структурные подразделения, создаваемые на одной территории с биржей, не наделены правами филиалов (представительств) и являются внутренними структурными подразделениями.

     На  основе проведенного анализа предлагается впервые сформулировать определение  внутреннего структурного подразделения  товарной биржи - это составная часть биржи, создаваемая для выполнения функций в сфере организации и регулирования биржевой торговли, имеющая определенную организационную структуру и образуемая на основании соответствующего положения, утверждаемого биржевым советом.

     Товарная  биржа регистрируется в общем  порядке, предусмотренном для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Однако государственная регистрация сама по себе еще не дает права бирже на проведение торговли. Биржевая торговля может осуществляться только на основе специального разрешения — лицензии. Процедуры выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензий на организацию биржевой торговли определяются Положением21 «О порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации».

     Лицензия  выдается федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом в настоящее время является ФСФР России.

    Федеральный орган исполнительной власти в области  финансовых рынков вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Положения и возвратить указанные документы заявителю для переоформления.

    Повторное рассмотрение документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков в течение одного месяца со дня  получения нового заявления на выдачу лицензии.

    Товарная  биржа получает право на организацию  биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии.

     Биржи ликвидируются по их собственной  инициативе на основании решения высшего органа управления биржи, а также по решению суда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 

2.2. Учредители и члены  биржи, их управление. 

     Закон о товарных биржах ввел применительно  к учредителям товарных бирж ограничение. Доля каждого учредителя биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Отсюда следует, что менее десяти не может быть и число самих учредителей. Запрет направлен на предупреждение монополизации биржевой деятельности. Иное означало бы допустимость сосредоточения биржевой торговли в руках узкой группы лиц, которые как предприниматели могли бы злоупотреблять своим исключительным (преобладающим) положением в структуре товарной биржи.

     Учредителей необходимо отличать от других членов товарной биржи. Общее у них то, что членами биржи могут быть как юридические, так и физические лица. Для возможных членов биржи установлены те же самые запреты, что и для ее учредителей. Членами товарной биржи не вправе быть органы государственной власти и управления и должностные лица, доля одного члена биржи в ее уставном капитале не должна превышать 10% и т. д. Из этих запретов сделано лишь одно исключение. Банковские и иные кредитные организации, не имея права на членство в товарных биржах, вместе с тем могут быть членами фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных бирж.

     Помимо  запретов, которые в равной мере распространяются на учредителей и  членов товарной биржи, в отношении последних введены еще дополнительные запреты. Членами биржи не могут быть служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; предприятия, учреждения и организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи.

     Принципиальное  же отличие учредителей от членов товарных бирж состоит в том, что учредители проводят всю подготовительную работу по созданию биржи: разрабатывают учредительные документы, утверждают их, обеспечивают государственную регистрацию биржи. Члены же биржи приходят на все готовое, когда биржа уже учреждена и начала функционировать.

     Этим  объясняется тот факт, что для  членов биржи, являющихся ее учредителями, уставом биржи могут предусматриваться особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли. Сказанное касается прав учредителей на участие в управлении биржей, размеров выплачиваемых им дивидендов и т. п. Указанные права предоставляются учредителям не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи, после чего они как члены биржи полностью уравниваются с остальными ее членами — неучредителями. Однако льготы учредителям не должны распространяться на биржевую торговлю. В биржевой торговле государство гарантирует равенство прав учредителей и других членов биржи.

     Членство  на бирже возникает в порядке  и на условиях, установленных учредительными документами биржи. Обычно прием новых членов осуществляют исполнительные органы биржи — советы, правления и др. Членство подтверждается соответствующим документом, выдаваемым биржей. Отказ биржи утвердить в членстве, равно как и решение об исключении члена биржи или о приостановке членства по основаниям, не предусмотренным уставом биржи, может быть обжалован в суд.

     Члены биржи имеют право: участвовать  в биржевой торговле; участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей — в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.

     Возможности членов биржи по участию в ее деятельности, в том числе торговле, нередко  дифференцируются. На товарных биржах допустимы две категории ее членов: полные членыс правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи; неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.

     Управление  биржами четко структурировано, строится по классической иерархической  схеме. Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи. Оно обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов. Так, согласно уставу Международной универсальной биржи вторичных ресурсов, учрежденной как акционерное общество открытого типа, к исключительной компетенции общего собрания было отнесено: изменение и дополнение устава биржи; избрание совета, ревизионной комиссии, дирекции, генерального директора биржи; изменение уставного капитала; создание и ликвидация дочерних предприятий и филиалов; утверждение балансов биржи, отчетов и заключений ревизионной комиссии; утверждение порядка распределения чистой прибыли; утверждение годовых результатов деятельности биржи; определение видов оплаты вкладов, а также установление порядка и сроков внесения вкладов в уставный капитал биржи; принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

     Собрания  могут быть очередными и внеочередными. Очередные собрания проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные созываются в порядке, установленном учредительными документами, например по инициативе исполнительных органов биржи, по требованию определенного числа ее членов.

     Структура, компетенция, порядок формирования и деятельности других органов управления определяются внутренними документами самой биржи. Как свидетельствует опыт, в промежутках между общими собраниями роль постоянного органа управления, ведающего всеми текущими делами биржи, играет избираемый общим собранием биржевой комитет, совет, совет директоров, правление и тому подобный орган. Каждая биржа имеет избираемую общим собранием ревизионную комиссию.

     Структура биржи состоит из нескольких подразделений, которые обслуживают брокеров в период их работы. Это:

  1. Информационно-справочный отдел – клиенты биржи и брокеры могут получить всю необходимую информацию.
  2. Отдел товарной экспертизы – рассматриваются документы, подтверждающие качество и количество товара. На западных биржах такого отдела нет, так как товар стандартизированный.
  3. Котировальная комиссия – она отслеживает конъюнктуру рынка, и дает информацию о динамике цен.
  4. Торговый отдел – организует проведение биржевых торгов.
  5. Регистрационное бюро – биржевые сделки регистрируются в течении трех дней.
  6. Расчетная палата – осуществляет взаиморасчеты брокерских контор биржи.
  7. Арбитраж – рассматривает случаи взаимных претензий брокеров друг к другу.

     Торговый отдел организует проведение биржевых торгов, которые проводятся в операционном зале – “биржевом кольце”, “ биржевой яме”. Операционный зал делится на несколько секций, в которых проводятся торги отдельными видами товаров. В секциях торги проводят маклеры биржи. Они играют роль аукционистов, которые зачитывают позиции биржевого бюллетеня с предлагаемым товаром. Брокеры, проявившие интерес к покупке товара, вступают в переговоры с брокерами, представляющими сторону продавца.

     Обширна информационная деятельность товарных бирж. Ограничимся одним примером. Отправной пункт в организации биржевой торговли — выставление биржевого товара на торги. Единственным основанием для этого является заявка участника биржевой торговли. Лишь по заявке товар с торгов снимается. По данным заявкам составляются бюллетени спроса и предложения и т. д. Поэтому целесообразно создание на товарной бирже информационно-издательского отдела. Необходимая составляющая нормальной работы биржи — материально-техническое и организационное обслуживание. Надо, в частности, иметь и содержать в образцовом порядке специально оборудованное для целей биржевой торговли помещение, современные средства связи, разнообразные справочные материалы. Как следствие, в структуру многих товарных бирж логично вписывается управление делами. Оно объединяет канцелярию, транспортно-экспедиционную часть, гостиницы, отделы товарных образцов, склады и иные объекты инфраструктуры.

     Особые  структуры создаются для производства расчетов между участниками биржевой торговли, рассмотрения споров, возникающих при заключении биржевых договоров, и совершения некоторых других операций — по усмотрению учредителей товарной биржи. Об этих структурах подробнее будет сказано в следующем параграфе настоящей темы — «Особенности биржевой торговли».

    Эффективность товарной биржи напрямую зависит от ее служащих, их квалификации, опыта, знаний. Ими являются физические лица, не входящие в состав членов или посетителей биржи. Они участвуют в деятельности товарной биржи на основе трудового договора (контракта). Последний по своему содержанию, как правило, нестандартен. В нем определяется своеобразие условий труда применительно к каждому отдельному служащему. Но в любом случае служащим биржи запрещено участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах. Участие служащего биржи в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм, а также незаконное использование служащим биржи служебной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей22.

Информация о работе Правовое регулирование организации биржевой торговли