Применение математического аппарата для реализации конкретных методов организационного и социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

При использовании правила оптимизации математических ожиданий, высчитываются математические ожидания для доходов или потерь и затем выбирается оптимальный вариант.
Так как значения вероятностей со временем изменяются, при применении правил второго типа обычно используется проверка правил на чувствительность к изменениям вероятностей исходов.
Кроме того, для определения отношения к риску используется понятие полезности. То есть для каждого возможного исхода кроме вероятности рассчитывается полезность данного исхода, которая также учитывается при принятии решений.
Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:
платежная матрица;
дерево решений;
методы прогнозирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 669.13 Кб (Скачать файл)

 

Выбранная рабочая стратегия  развития является основой для разработки стратегического плана, который  позволяет уточнить весь организационный  механизм реализации выбранной стратегии, ее отдельные структурные элементы, функции, методы и сроки. Разработка и реализация стратегии развития обычно начинается с осознания необходимости  развития, с создания органа стратегического  развития, разрабатывающего и принимающего заявление (декларацию), в которой: а) признается необходимость объединения  всех субъектов управления и населения  в решении проблем, определяющих будущее страны и благосостояние ее жителей; б) признаются основные принципы, генеральные технологии ускоренного  развития (укрепления конкретных позиций, достижения партнерства при разработке и реализации, развития социальной инфраструктуры, сочетания долгосрочности и конкретности оздоровления экономики  и культуры, всей духовно-нравственной атмосферы, социальных ценностей).

 

Инициатива в разработке концепции может принадлежать государству, политической власти, общественным институтам, но необходим механизм включения  всех заинтересованных партнеров, всего  населения, которые, в конечном счете, определяют приоритеты с учетом своих  коренных потребностей. Последние обязательно  координируются. В процессе публичного диалога заключается договор, который  позволяет всем увидеть в нем  свои долгосрочные интересы и понять механизм (по шагам) их реализации, создания социальных и экономических условий  для достойной жизни и эффективной  работы.

 

После выдвижения стратегических инициатив, их принципиального оформления в декларации определяется головной научный центр, которому предлагается в определенные сроки подготовить  концепцию стратегии развития с  применением возможных соразработчиков, комиссий и комитетов органов управления. В процессе обсуждения формируется система органов стратегического управления и планирования, которая и создает стратегический план развития, уточняет частные стратегии по отдельным направлениям.

 

Стратегический план обсуждается  экспертами и специалистами на научно-практических конференциях, в процессе социологических  опросов населения, СМИ. Затем план принимается законодательным собранием  и подписывается всеми субъектами управления, заинтересованными соисполнителями, которые берут на себя обязательства  по реализации закрепленных в нем  приоритетов. В рамках этого плана  обычно разрабатывается стратегический план действий органов исполнительной и законодательной власти, который  является концептуальной основой формирования бюджета, правового поля экономической, социальной и других политик. В нем  предусматривается механизм согласования текущих и перспективных целей  по управлению страной.

 

Главной целью стратегического  управления является постоянное улучшение  качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указания на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т. п. Понятие “качество жизни” обычно уточняется через основные критерии, показатели (работа, зарплата, экология, жилье, образование, безопасность, досуг и т. п.).

 

После уточнения целевого блока предлагаются основные стратегические направления, к числу которых  относятся:

 

·         формирование благоприятного хозяйственного климата и экономической политики;

 

·         взаимодействие с внешней средой, привлечение инвестиций;

 

·         улучшение социальной и духовной среды (защита отечественных ценностей, развитие образа жизни, физического  и духовного здоровья населения, зоны активных преобразований и т. п.).

 

По каждому из направлений  уточняются цели и задачи частной  стратегии, предлагаются меры их достижения. Они обязательно соотносятся  с генеральной целью, оценивается  их реалистичность, конкретность и  соотнесенность с отдельными проектами  и программами, учитывается наличие  реальных субъектов деятельности и  имеющихся ресурсов. Иначе говоря, происходит отбор только тех мер  по всем направлениям, которые имеют  перспективы выполнения, снабжены показателями эффективной реализации. В результате независимой экспертной оценки определяется по всем направлениям группа приоритетных мер, которые подлежат реализации.

 

Созданные организационные  структуры стратегического управления обычно прогнозируют ожидаемые результаты, учитывают не только прямой, непосредственный эффект, но и косвенный: влияние происходящих изменений на другие сферы и стороны  жизни. Проведенный анализ и экспертная оценка позволяют прогнозировать основные результаты в количественном и качественном выражении: улучшение основных экономических показателей, состояние окружающей среды и качество жизни людей, в частности, снижение загрязнений атмосферного воздуха до уровня мировых стандартов и нормативов, повышение доходной части бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на n%; увеличение реальных доходов населения не менее чем на n%; создание новых рабочих мест не менее “n”; увеличение средней продолжительности жизни на “n” лет и т. п.

 

Разработка и реализация стратегического плана может  стать основным концептуальным документом накопления потенциала развития, выделения  приоритетов, сведения всех программ в  рамки целостного управления страны, региона, местного сообщества как сложных  социальных систем. Не секрет, что богатство ресурсной базы (природных, научно-производственных, интеллектуальных, социальных, образовательных, кадровых и т. п. ресурсов) в их интегральном системном виденье — пока во многом закрытая зона, творческий потенциал населения используется явно недостаточно, хотя и является сегодня определяющим.

 

В основе решения этой задачи всегда лежит поиск современной  парадигмы общественного развития, в разработке которой решающая роль принадлежит науке. В результате комплексных междисциплинарных  исследований вырисовываются ее контуры, выявляются мировые тенденции будущего прогрессивного развития мира, что  и является прочным основанием для  оздоровления как общественного сознания, так и политической власти. Последняя сегодня как никогда нуждается в ясной стратегии своего поведения в обществе, в выработке, наконец, взвешенной политики и современной доктрины национальной безопасности страны.

 

В поиске ответов на непростые  вызовы времени наука вправе поставить  вопрос о концептуальности самой  власти, о ее восприимчивости к  тем глобальным переменам, которые  происходят сегодня в мире. Если политическая власть перестает быть интеллектуальным и организующим центром  общества, не отражает его коренных потребностей и интересов, отстает  в своих действиях от развития его духовного потенциала, то неизбежен  кризис политической власти. Вопрос только во времени и путях его развития.

 

Так сложилось в нашей  отечественной истории: вопрос о  политической власти, доктринах ее развития, о механизмах выработки  и реализации политики стал тайной “за семью печатями”. Политика делалась и делается за кулисами общественной жизни. Общество делегировало политикам  сферу управления общественными  делами, но забывало или не умело  осуществлять контроль за их работой. Как показал исторический опыт, безответственная власть слишком дорого обходится гражданам. Сегодня в центр внимания становятся критерии ответственности власти перед обществом, проблемы механизмов включения интеллектуального потенциала общественности, генерации концептуальных идей и стратегических разработок и их прохождения во власть, формирования государственной идеологии и т. п.

 

Политика должна базироваться и осуществляться на научной основе. Только при этом условии она становится профессиональной. Из “лукавой политики”, политики “за семью печатями”  она должна стать открытой обществу и, следовательно, быть объектом научного исследования и экспертных оценок. Кризис власти и кризис общественного  сознания — взаимосвязанные процессы.

 

Неконцептуальная власть, ее спонтанные непредсказуемые действия неизбежно порождают апатию общественного сознания, вызывают явления “культурошока”, снижают активность граждан в осуществлении необходимых перемен в обществе. Вялое общественное сознание и общественное настроение, падение чувства гражданской ответственности и духовности создают условия для функционирования бесконтрольной политической власти, подталкивают власть на решение общественных проблем силовыми методами, способствуют нарушению законов самой властью, исключают интеллектуальные диалоговые методы разрешения спорных вопросов в общественной жизни.

 

Одним словом, проблема взаимоотношений  политической власти и общества может  и должна стать объектом научного анализа. Изменяется общество, его общественное сознание, появляются новые парадигмы  общественного развития. Они проходят во власть, изменяют ее содержание и  функции, делают ее более цивилизованной, способной отражать коренные интересы общественной жизни. Если этого не происходит, то почему? Прежде всего потому, что стратегические инициативы власти либо ошибочны, несостоятельны, либо выработаны без участия всего населения, всех субъектов управления, не подключают их к реализации инициатив.

 

Если политическая власть сегодня является организующим центром  общества, органом управления общественными  делами, то обществу необходимо понять, каков вектор развития самой власти, каковы ее концептуальные и стратегические основы и в какой мере они отвечают как мировым традициям, так и  интересам национальной безопасности. Без ответов на эти вопросы ни о какой легитимности власти, ее демократичности и ответственности перед обществом не может быть и речи.

 

Либо политическая власть ведет общество по выверенному курсу, отвечающему требованию мировых  общественных закономерностей, национальной безопасности, либо толкает на путь тупикового развития, устаревших представлений, сформированных не в интеллектуальном диалоге с обществом, а в коридорах  самой власти.

 

В последнем случае курс на реформы оказывается без стратегических и тактических ориентиров, не способен привлечь симпатии граждан, без чего, как известно, не может быть не только прорыва, но и слабого движения вперед.

 

Генеральной линией, следует  подчеркнуть еще раз, является социальная стратегия.

 

Такое положение дел, во-первых, соответствует требованиям мировой  тенденции — не экономика определяет цель развития общества, а социальные параметры, улучшение которых является главным источником повышения качества самих экономических показателей, эффективности, надежности, конкурентоспособности, во-вторых, меняет всю систему выдвижения и построения стратегических целей. Например, в муниципальном образовании (далее по тексту — МО) в качестве приоритетов социального целеполагания выступают:

 

— увеличение доходов МО, создание условий, когда нет нищих  и бедных, а есть население с  высоким уровнем достатка;

 

— укрепление здоровья, обеспечение  условий, при которых средняя  продолжительность жизни МО возрастает до мирового стандарта — 85 лет, а  заболеваемость снижается до 1 дня  в год в расчете на работающего;

 

— социальная безопасность.

 

Достижению этих целей  и служит корпоративный метод  организации хозяйственной жизни, когда решаются следующие задачи:

 

— достижение высокой продолжительности  жизни без заболеваний, продление  творческой и социальной активности;

 

— обеспечение высоких  доходов населения;

 

— через развитие сервиса  и комфортности жизни обеспечение  полноценных условий для самосовершенствования  и творческого развития человека как личности;

 

— гарантирование подрастающему  поколению, согласно принятым муниципалитетами (городами и районами) правилам, прав полноправного собственника наряду с работающим населением и пенсионерами;

 

— предоставление населению  прав хозяина и собственника территории, на которой оно проживает.

 

Наукой разработана универсальная  технология реализации этих целей, которая  меняет привычный механизм распределения  и поступления финансовых средств  на социальные нужды населения МО только “сверху”. Выявляются источники  их обеспечения на местном уровне. Если доходы населения растут быстро, то это позволяет использовать сбережения граждан на нужды развития местной  промышленности, сельского хозяйства, всего хозяйственного комплекса. Последний перестраивается под социальное обустройство граждан, создание необходимых рабочих мест использование муниципальной собственности для нужд местного сообщества, которое определяет не только стратегию собственного развития, но и принципиальные механизмы ее реализации.

 

С этой целью в МО изучаются  предпосылки для их стратегического  планирования хозяйственного развития. В основу кладутся ценностные ориентации и установки на повышение качества жизни населения, укрепление его  физического и нравственного  здоровья; вся структура местного хозяйства развивается под указанные  ориентиры. В рамках стратегии разрабатываются  технологии вовлечения разных категорий  населения МО (через ряд программ) в решение первоочередных задач  территории, реализуются процедуры  демократического принятия решения  вопросов на местном уровне.

 

На первом этапе осуществляется диагностика социально-экономического положения МО, определяются позиции  — где мы находимся сейчас, кто  мы (численность, состав, занятость, доходы, структура местного хозяйства, потребности  и возможности роста и т. п.).

 

На втором этапе выбирается технология реализации стратегии развития, отвечающего коренным интересам  жителей. Технологически решаются следующие  вопросы:

 

а) как ускорить развитие местной экономики с учетом имеющейся  ресурсной базы конкретного общества;

Информация о работе Применение математического аппарата для реализации конкретных методов организационного и социального управления