Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 02:27, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение механизма разработки и принятия решений в условиях объективно существующей неопределенности и риска на примере деятельности ОАО «ЖБК-1».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности и риска;
2. Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
3. Проанализировать процесс принятия решений в условиях неопределенности и риска на примере ОАО «ЖБК-1»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию принятия решений на предприятии ОАО «ЖБК-1».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
1.1 Технология принятия решений в условиях неопределенности …….5
1.2. Сущность, содержание и виды рисков при реализации решений...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ЖБК-1»
2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «ЖБК-1»………………………..……………….…21
2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «ЖБК-1» ……………………………………………….……..…26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ОАО «ЖБК-1»……………………………………………………………………….…34
3.1 Матрица и граф проблем…………………………………………..…35
3.2 Принятие управленческого решения……………………………..….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………..….41
2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «ЖБК-1»
Для анализа процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на предприятие, рассмотрим факторы макро- и микросред, с влиянием которых неизбежно приходится сталкиваться любому хозяйствующему субъекту.
Факторы макросреды.
Таблица 6
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
1) Экономическая компонента. |
* Расширение и развитие *Появление благоприятного инвестиционного климата в стране. |
* Перенасыщение рынка * Высокая инфляция. * Повышение цен на энергоносители. * Рост курса национальной валюты по отношению к USD. |
2) Политическая компонента. |
* Заинтересованность * Граница с Украиной как фактор расширения рынка сбыта. |
* Планируемое вступление РФ в ВТО. |
3) Правовая компонента. |
* Планируемое снижение ставки НДС до 16%. * Принятие ФЗ «О таможенном тарифе» ограничивающих ввоз импортной продукции. |
* Ориентация производителей |
4) Социальная компонента. |
* Повышение уровня жизни * Приток в Белгородскую область из других областей * Развитие ипотечного кредитования. * Подготовка вузами страны
квалифицированных |
* Высокий уровень смертности населения в стране (убыль населения). |
5) НТП |
* Низкие таможенные пошлины и
отсутствие таковых при |
* Моральный износ основных * Недостаточное финансирование
науки и отсутствие связи |
Исходя из имеющихся факторов макросреды можно сделать вывод о том, что воздействие этой группы факторов в целом для ОАО «ЖБК-1» не носит деструктивного характера.
Влияние мезосреды гораздо более весомее, нежели макросреды. В связи с этим рассмотрим основные факторы непосредственного окружения, которые влияют на хозяйственную деятельность ОАО «ЖБК-1».
Факторы непосредственного окружения.
Таблица 7
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
1) Конкуренты. |
* Большой объем производства и экономия на масштабе производства. * Положительная репутация предприятия и уважение со стороны потребителей. * Большой удельный вес на рынке области. |
* Приобретение конкурентами * Появление в СМИ информации об основных конкурентах (БелАЦИ). |
2) Поставщики. |
* Долгие и отлаженные связи
с поставщиками основных * Наличие товарного кредита и скидок в отношениях с поставщиками. |
* Значительная кредиторская * Возможное удорожание сырья в связи с ростом цен на энергоносители. |
3) Потребители. |
* Относительно низкие цены на продукцию. * Система скидок для наиболее важных потребителей. * Уважение к предприятию со стороны потребителей и его всероссийская известность. |
* Непостоянство спроса со * Возможность переключения
ориентации потребителей на |
4) Органы местного |
* Поддержка предприятия со * Создание благоприятных
условий для увеличения |
* Наличие долгосрочной дебиторской задолженности за продукцию, реализованную органам местного самоуправления. |
5) Контактные аудитории. |
* Возможность получения * Привлечение клиентов через участие в выставках, рекламу и PR-компании. |
* Давление со стороны государственных санитарных учреждений и обществ «зеленых». * Необходимость делиться
стратегически важной |
Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками, органами местного самоуправления, контактными аудиториями и конкурентами.
Следующим уровнем, на котором происходит функционирование предприятия, является так называемая микросреда. Рассмотрим основные аспекты данной среды, исходя из имеющейся информации о производственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1».
Сильные и слабые стороны предприятия.
Таблица 8
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Производство. |
* Применение зарубежных, прогрессивных технологий. * Высокая фондорентабельность. * Большой объем выпуска продукции. * Родственная и неродственная диверсификация производства. |
* Отрицательное влияние на * Увеличение удельного
веса затрат на топливо и
энергию на технологические |
2) Кадры. |
* Высокая (для российских условий)
квалификация управленческого * Относительно высокая производительность труда с потенциалом к увеличению. * Наличие учебного центра
по повышению квалификации |
* Необходимость платить высокую зарплату, в том числе и за вредность. * Текучесть кадров во многих сферах деятельности. |
3) Маркетинг. |
* Активное участие различных отделов предприятия в мероприятиях ФОССТИС. * Использование СМИ для рекламы товаров. * Работа над имиджем фирмы, создание торговых марок и поиск новых рынков сбыта. |
* Отсутствие на предприятии * Ограниченность географии
рынка сбыта основной |
4) Организация (менеджмент). |
* Осуществление мероприятий по
рационализации * Высокий уровень мотивации к труду работающего персонала. * Ревизионный контроль за деятельностью подразделений корпорации. |
* Отсутствие специалистов * Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельность. |
5) Финансы. |
* Удовлетворительное состояние структуры баланса. * Осуществление доходных вложений в финансовые активы. * Постоянные доходы от инвестиционной деятельности. * Гарантированные кредиты
областных банков и |
* Большой объем дебиторской * Отсутствие долгосрочных источников финансирования. |
Исходя из результатов данной таблицы, можно говорить о том, что ОАО «ЖБК-1», равно как и большинство предприятий его уровня, имеет достаточно неплохой запас прочности в плане наличия и состояния основных производственных фондов, финансовых показателей, рыночной позиции и организационной структуры.
Полученная информация о внешней и внутренней среде предприятия позволяет нам на данном этапе исследования определить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды и независящих от предприятия обстоятельств.
SWOT-таблица
Сильные стороны |
Возможности |
1) Использование прогрессивных 2) Большой удельный вес на рынке строительных материалов области. 3) Конкурентное преимущество проистекающее из экономии на масштабе. 4) Диверсифицированность производства. 5) Известность и надежность
в глазах партнеров и 6) Высокая квалификация менеджмента. 7) Стабильность и устойчивость финансового состояния предприятия. 8) Поддержка со стороны правительства области. 9) Участие предприятия
в благотворительной 10) Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества. |
1) Становление цивилизованных 2) Появление благоприятного
инвестиционного климата в 3) Экономический рост
в Белгородской области и 4) Развитие жилищного строительства в области. 5) Заинтересованность и
поддержка правительства 6) Соседство с зарубежными
странами и развитие 7) Увеличение доходов и уровня жизни населения. 8) Развитие ипотечного кредитования и долевого строительства. 9) Приток экономически
активного населения в 10). Заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области. |
Слабые стороны |
Угрозы |
1) Высокая энергоемкость 2) Текучесть кадров. 3) Отрицательное влияние
производства на экологию 4) Отсутствие долгосрочной кредиторской задолженности. 5)Отсутствие материальной базы к НИОКР. 6) Отсутствие на предприятии маркетинговой службы. |
1) Перенасыщение рынка области тротуарной плиткой и другими производимыми предприятием строительными материалами. 2) Высокая инфляция по стране. 3) Рост цен на нефть и энергоносители. 4) Рост курса рубля по отношению к USD как фактор стимулирования импорта. 5) Моральный износ основных производственных фондов в целом по стране. 6) Демографический спад по стране. 7) Высокие налоги на
результаты деятельности 8) Высокие проценты банков за предоставление кредита. 9) Отсутствие прочной связи между инновационной и производственной сферами народного хозяйства. |
Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:
1. Сила и возможности; 3. Слабости и возможности;
2. Сила и угрозы; 4. Слабости и угрозы.
Сила и возможности.
1). Предприятие ОАО «ЖБК-1»
2). Известность и надежность предприятия как делового партнера подкрепляется к тому же экономическим ростом в области и увеличением деловой активности.
3). Успешная деятельность
4). Поддержание предприятием
5). Предприятие способно
Слабости и возможности.
6). Текучесть кадров – одна
из животрепещущих проблем
7). Деятельность предприятия оказывает отрицательное влияние на экологию области, но, так как ее правительство заинтересовано в развитии среднего и мелкого бизнеса, то жестоких санкций ожидать не следует.
8). Отсутствие долгосрочных
9). Предприятие не осуществляет деятельность, связанную с НИОКР, но, возможно, появление благоприятного инвестиционного климата в стране сподвигнет ОАО «ЖБК-1» на создание подобных подразделений, а иначе многие из его конкурентных преимуществ будут упущены.
10). В настоящее время на
Сила и угрозы.
11). Известно, что рынок области
уже достаточно насыщен такими
строительными материалами как
Информация о работе Принятие решений в условиях неопределенности