Принятие решений в условиях неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение механизма разработки и принятия решений в условиях объективно существующей неопределенности и риска на примере деятельности ОАО «ЖБК-1».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы принятия решений в условиях неопределенности и риска;
2. Описать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны;
3. Проанализировать процесс принятия решений в условиях неопределенности и риска на примере ОАО «ЖБК-1»;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию принятия решений на предприятии ОАО «ЖБК-1».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
1.1 Технология принятия решений в условиях неопределенности …….5
1.2. Сущность, содержание и виды рисков при реализации решений...15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ЖБК-1»
2.1 Краткая характеристика, маркетинг, стратегия развития и оценка платежеспособности ОАО «ЖБК-1»………………………..……………….…21
2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «ЖБК-1» ……………………………………………….……..…26
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА НА ОАО «ЖБК-1»……………………………………………………………………….…34
3.1 Матрица и граф проблем…………………………………………..…35
3.2 Принятие управленческого решения……………………………..….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………..….41

Вложенные файлы: 1 файл

Принятие решений в условиях неопределенности и риска.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2.2 Анализ процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на ОАО «ЖБК-1»

 

 

Для анализа процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска на предприятие, рассмотрим факторы макро- и микросред, с влиянием которых неизбежно приходится сталкиваться любому хозяйствующему субъекту.

Факторы макросреды.

Таблица 6

Фактор

Возможности

Угрозы

1) Экономическая компонента.

* Расширение и развитие жилищного  строительства в Белгородской  области.

*Появление благоприятного инвестиционного климата в стране.

* Перенасыщение рынка Белгородской  области.

* Высокая инфляция.

* Повышение цен на энергоносители.

* Рост курса национальной  валюты по отношению к USD.

2) Политическая компонента.

* Заинтересованность правительства  области в развитии малого  предпринимательства.

* Граница с Украиной  как фактор расширения рынка  сбыта.

* Планируемое вступление РФ в ВТО.

3) Правовая компонента.

* Планируемое снижение ставки  НДС до 16%.

* Принятие ФЗ «О таможенном тарифе» ограничивающих ввоз импортной продукции.

* Ориентация производителей страны  на международные стандарты ISO 9000.

4) Социальная компонента.

* Повышение уровня жизни населения.

* Приток в Белгородскую  область из других областей 

* Развитие ипотечного  кредитования.

* Подготовка вузами страны  квалифицированных специалистов.

* Высокий уровень смертности  населения в стране (убыль населения).

5) НТП

* Низкие таможенные пошлины и  отсутствие таковых при импорте  прогрессивного промышленного оборудования.

* Моральный износ основных производственных  фондов по стране.

* Недостаточное финансирование  науки и отсутствие связи между  наукой и промышленностью.


 

Исходя из имеющихся факторов макросреды можно сделать вывод о том, что воздействие этой группы факторов в целом для ОАО «ЖБК-1» не носит деструктивного характера.

Влияние мезосреды гораздо более весомее, нежели макросреды. В связи с этим рассмотрим основные факторы непосредственного окружения, которые влияют на хозяйственную деятельность ОАО «ЖБК-1».

Факторы непосредственного окружения.

          Таблица 7

Фактор

Возможности

Угрозы

1) Конкуренты.

* Большой объем производства  и экономия на масштабе производства.

* Положительная репутация  предприятия и уважение со  стороны потребителей.

* Большой удельный вес  на рынке области.

* Приобретение конкурентами зарубежной  техники.

* Появление в СМИ информации  об основных конкурентах (БелАЦИ).

2) Поставщики.

* Долгие и отлаженные связи  с поставщиками основных материалов.

* Наличие товарного кредита  и скидок в отношениях с  поставщиками.

* Значительная кредиторская задолженность  перед поставщиками.

* Возможное удорожание  сырья в связи с ростом цен  на энергоносители.

3) Потребители.

* Относительно низкие цены на  продукцию.

* Система скидок для  наиболее важных потребителей.

* Уважение к предприятию  со стороны потребителей и  его всероссийская известность.

* Непостоянство спроса со стороны  многих потребителей.

* Возможность переключения  ориентации потребителей на других  производителей.

4) Органы местного самоуправления.

* Поддержка предприятия со стороны  правительства области.

* Создание благоприятных  условий для увеличения объемов  сбыта продукции.

* Наличие долгосрочной дебиторской задолженности за продукцию, реализованную органам местного самоуправления.

5) Контактные аудитории.

* Возможность получения банковских  кредитов.

* Привлечение клиентов  через участие в выставках, рекламу  и PR-компании.

* Давление со стороны государственных санитарных учреждений и обществ «зеленых».

* Необходимость делиться  стратегически важной информацией  со студентами-практикантами областных  вузов.


 

Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками, органами местного самоуправления, контактными аудиториями и конкурентами.

Следующим уровнем, на котором происходит функционирование предприятия, является так называемая микросреда. Рассмотрим основные аспекты данной среды, исходя из имеющейся информации о производственной и финансовой деятельности ОАО «ЖБК-1».

Сильные и слабые стороны предприятия.

Таблица 8

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1) Производство.

* Применение зарубежных, прогрессивных  технологий.

* Высокая фондорентабельность.

* Большой объем выпуска  продукции.

* Родственная и неродственная  диверсификация производства.

* Отрицательное влияние на состояние  окружающей среды.

* Увеличение удельного  веса затрат на топливо и  энергию на технологические нужды  в общей структуре себестоимости  товарной продукции.

2) Кадры.

* Высокая (для российских условий) квалификация управленческого персонала.

* Относительно высокая  производительность труда с потенциалом к увеличению.

* Наличие учебного центра  по повышению квалификации работников.

* Необходимость платить высокую  зарплату, в том числе и за  вредность.

* Текучесть кадров во  многих сферах деятельности.

3) Маркетинг.

* Активное участие различных отделов предприятия в мероприятиях ФОССТИС.

* Использование СМИ для  рекламы товаров.

* Работа над имиджем  фирмы, создание торговых марок  и поиск новых рынков сбыта.

* Отсутствие на предприятии специализированного  маркетингового подразделения.

* Ограниченность географии  рынка сбыта основной продукции  предприятия.

4) Организация (менеджмент).

* Осуществление мероприятий по  рационализации организационной  структуры предприятия.

* Высокий уровень мотивации  к труду работающего персонала.

* Ревизионный контроль за деятельностью подразделений корпорации.

* Отсутствие специалистов международного  уровня МВА.

* Отсутствие отделов, занимающихся  инновационной деятельность.

5) Финансы.

* Удовлетворительное состояние  структуры баланса.

* Осуществление доходных вложений в финансовые активы.

* Постоянные доходы от  инвестиционной деятельности.

* Гарантированные кредиты  областных банков и правительства.

* Большой объем дебиторской задолженности.

* Отсутствие долгосрочных  источников финансирования.


 

Исходя из результатов данной таблицы, можно говорить о том, что ОАО «ЖБК-1», равно как и большинство предприятий его уровня, имеет достаточно неплохой запас прочности в плане наличия и состояния основных производственных фондов, финансовых показателей, рыночной позиции и организационной структуры.

Полученная информация о внешней и внутренней среде предприятия позволяет нам на данном этапе исследования определить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы со стороны внешней среды и независящих от предприятия обстоятельств.

SWOT-таблица

                                                                                                        Таблица 9

Сильные стороны

Возможности

1) Использование прогрессивных технологий.

2) Большой удельный вес  на рынке строительных материалов области.

3) Конкурентное преимущество  проистекающее из экономии на  масштабе.

4) Диверсифицированность  производства.

5) Известность и надежность  в глазах партнеров и потребителей.

6) Высокая квалификация  менеджмента.

7) Стабильность и устойчивость финансового состояния предприятия.

8) Поддержка со стороны  правительства области.

9) Участие предприятия  в благотворительной деятельности  и в социальных программах  как элемент PR.

10) Возможность производить  продукцию на уровне мировых  стандартов качества.

1) Становление цивилизованных рыночных  отношений в РФ.

2) Появление благоприятного  инвестиционного климата в стране.

3) Экономический рост  в Белгородской области и увеличение  деловой активности.

4) Развитие жилищного  строительства в области.

5) Заинтересованность и  поддержка правительства области  в развитии мелкого и среднего  бизнеса.

6) Соседство с зарубежными  странами и развитие международных  экономических отношений.

7) Увеличение доходов и уровня  жизни населения.

8) Развитие ипотечного кредитования и долевого строительства.

9) Приток экономически  активного населения в Белгородскую  область.

10). Заинтересованность зарубежных  партнеров в инвестициях в  экономику области.

Слабые стороны

Угрозы

1) Высокая энергоемкость производства.

2) Текучесть кадров.

3) Отрицательное влияние  производства на экологию области.

4) Отсутствие долгосрочной  кредиторской задолженности.

5)Отсутствие материальной  базы к НИОКР.

6) Отсутствие на предприятии  маркетинговой службы.

1) Перенасыщение рынка области  тротуарной плиткой и другими производимыми предприятием строительными материалами.

2) Высокая инфляция по  стране.

3) Рост цен на нефть  и энергоносители.

4) Рост курса рубля  по отношению к USD как фактор стимулирования импорта.

5) Моральный износ основных  производственных фондов в целом по стране.

6) Демографический спад  по стране.

7) Высокие налоги на  результаты деятельности хозяйствующих  субъектов.

8) Высокие проценты банков  за предоставление кредита.

9) Отсутствие прочной  связи между инновационной и  производственной сферами народного хозяйства.


 

Из имеющихся в SWOT-таблице данных, составим четыре блока стратегий, характеризующих взаимоувязку факторов внешней и внутренней среды предприятия:

1. Сила и возможности;  3. Слабости и возможности;

2. Сила и угрозы;   4. Слабости и угрозы.

Сила и возможности.

1). Предприятие ОАО «ЖБК-1» занимает  большой удельный вес на рынке  строительных материалов области, где к тому же идет успешное  развитие жилищного строительства.

2). Известность и надежность  предприятия как делового партнера подкрепляется к тому же экономическим ростом в области и увеличением деловой активности.

3). Успешная деятельность высококвалифицированного  менеджмента предприятия во многом  обусловлена к тому же установившимися  цивилизованными рыночными отношениями в стране.

4). Поддержание предприятием тесных  связей с общественностью стратегически  выгодно, растущей к тому же  численности населения области.

5). Предприятие способно производить  продукцию на уровне мировых  стандартов, к тому же существует  реальная заинтересованность зарубежных партнеров в инвестициях в экономику области.

Слабости и возможности.

6). Текучесть кадров – одна  из животрепещущих проблем предприятия, но ее пагубное воздействие  нивелируется притоком населения  в область.

7). Деятельность предприятия оказывает отрицательное влияние на экологию области, но, так как ее правительство заинтересовано в развитии среднего и мелкого бизнеса, то жестоких санкций ожидать не следует.

8). Отсутствие долгосрочных источников  финансирования вынуждает предприятие быстро и наверняка реализовывать производственные программы, что сопряжено с риском, но рост экономики и деловой активности в области помогают предприятию избежать неплатежеспособности.

9). Предприятие не осуществляет  деятельность, связанную с НИОКР, но, возможно, появление благоприятного инвестиционного климата в стране сподвигнет ОАО «ЖБК-1» на создание подобных подразделений, а иначе многие из его конкурентных преимуществ будут упущены.

10). В настоящее время на предприятии  отсутствует отдел маркетинга, но соседство с зарубежными странами как фактор расширения географии продаж неизбежно приведет к потребности в квалифицированных маркетологах.

Сила и угрозы.

11). Известно, что рынок области  уже достаточно насыщен такими  строительными материалами как тротуарная плитка, железо-бетонные изделия, однако диверсификация производства на ОАО «ЖБК-1» позволяет предприятию работать не на одном, а сразу на нескольких рынках.

Информация о работе Принятие решений в условиях неопределенности