Природа и сущность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 03:47, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является:
дать понятие «государственного управления»;
рассмотреть систему государственного управления;
определить роль государства в выполнении общественных целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..3
Понятие «государственное управление»……………………………5
Необходимость государственного управления……………………..9
Система государственного управления……………………….……15
Роль государства в выполнении выбранных обществом целей и контроль за их выполнением……………………………………..…………..…..22
Заключение…………………………………………….……………………..28
Список используемой литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

В ИНЕТ. Гос. управление. Природа и сущность государственного управления - копия.docx

— 59.56 Кб (Скачать файл)

Основными методами познания являются системный анализ, синтез, аналогия, сравнение, наблюдение, эксперимент. В процессе анализа исследуемое  явление расчленяется на составные  части, что позволяет вскрыть  существенное в нем. Синтез соединяет  родственные элементы, воссоздает из частей целое, позволяет видеть, в  каких формах проявляется существенное.

Система государственного управления первостепенное значение придает социологическому анализу общественных явлений, функционирования социальных систем, поведения людей. Социологические исследования являются необходимым звеном в принятии управленческих решений, так как позволяют вскрывать  социальную структуру общества, его  состояние в различных измерениях, мотивы к труду.

В социологическом исследовании на основе наблюдения, опросов, анализа  документов устанавливаются факты; для обеспечения достоверности  они перепроверяются контрольными наблюдениями, сочетанием разных способов сбора информации. При применении выборочного обследования информация должна быть достаточно представительной, чтобы правильно определить тенденции, относящиеся ко всей совокупности. Обработка данных завершается их классификацией, выявлением закономерностей.

В процессе анализа и синтеза  широко используются математические и  статистические методы. Чем выше уровень  обобществления, тем важнее всесторонний учет количественных величин общественных отношений.

Система — это множество  элементов, частей, подсистем, которые  образуют целостность, единство.

В системном исследовании акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющихся внутри объекта и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Элементы системы рассматриваются с учетом их места и функций внутри целого.

Свойства объекта как  целостной системы определяются свойствами не только отдельных элементов, но и всей его структуры.

Строение и поведение  системы характеризуются иерархичностью, многоуровневостью, отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. Любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка, а ее элементы — как системы более низкого порядка. Целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии.

Иерархическое строение и  функционирование систем обусловливает  необходимость координации низших уровней системы со стороны ее высшего уровня управления. В то же время деятельность высшего уровня определяется результатами функционирования всех остальных подсистем.

В государственном управлении общество, его структурные сферы, части, регионы, предприятия рассматриваются  в качестве сложной системы с  множеством уровней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет входные и выходные каналы, зависит от внешней среды.

Иерархически взаимодействующие  подсистемы устойчивы к сохранению своих состояний в условиях воздействия  внешних факторов, но не обладают способностью к полной самоорганизации, а потому нуждаются в постоянном совершенствовании. Возможности самоорганизации увеличиваются  по мере развития кибернетики —  науки об общих закономерностях  управления.

При изучении конкретных вопросов управления применяется ситуационный подход, проявляющийся в приложении научных выводов к конкретным условиям. При выборе ситуации определяются цель и пути ее достижения, разрабатываются  альтернативные комбинации и решения. Для проверки эффективности методов  управления предприятиями, отраслями, народнохозяйственными комплексами, территориями широко применяются эксперименты.

Критерием истины выступает  общественная практика, которая определяет истинность или ложность теоретических  построений, моделей, программ. Постоянное взаимодействие, сочетание теории и практики обеспечивают повышение истинности, объективности знаний и продвигают общество вперед.

Наибольшие дискуссии  вызывает определение роли государства  в рыночной экономике. Сложились  две крупные научные школы  и множество модификаций на их базе. Первая школа связана с именем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая — американского экономиста М. Фридмена (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают эти научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни.

Кейнсианство (государственный  дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества (стимулирование потребления), увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.

Сторонники другой школы, исходят из того, что рынок автоматически  достигает равновесия и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред (кроме фискальной политики, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т.е. инфляции, условием сбалансированности являются устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники этого направления выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.

Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях  хозяйствования, отличающихся долей  государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств  через бюджет. Среди них:

• саксонская (США, Канада, Великобритания) — большая свобода предпринимательства;

• западно-европейская (Франция, Италия, Испания, Португалия) — активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, большая доля государственного сектора;

• социально ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) — подчеркнуто  социальная направленность государства;

• скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) — паритетность государственного и частного капитала, ясно выраженная социальная направленность;

• патерналистская (Япония) — усиленное государственное  регулирование, использование традиций в современном производстве.

Тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и  другие сферы общества, отделение  капитала как собственности от функций  управления, сокращение доходов от собственности в национальном доходе, усиление роли менеджеров в управлении. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но демонстрируют общие  подходы к роли государства в  обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов. Развеян миф, что частный  капитал справляется с управлением  лучше, чем государственные органы, что он без государства в состоянии  поддерживать равновесие.

 

  1. Роль государственного управления в выполнении выбранных обществом целей и контроль за их выполнением.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и  целенаправленную деятельность, связанную  с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий  и явлений. Тем самым выполняется  известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой  высшей публичной властью, и связан, прежде всего, с формированием и осуществлением необходимых государственных программ. Например, министерство финансов выделяет деньги на трансферты регионам или на конкретные государственные программы согласно утвержденному парламентом бюджету. Или правительство провозгласило политику приватизации и чиновники министерства государственного имущества, и его территориальные органы проводят аукционы по продаже государственной собственности.

 Такой подход к управлению  означает, во-первых, необходимость  и правообеспеченность намечаемых действий; во-вторых, согласованность масштабов предполагаемых мер с объемами реальных ресурсов; в-третьих, выбор мер воздействия, адекватных конкретной ситуации; в-четвертых, объективный контроль выполнения намеченных действий исключительно с точки зрения достижения предполагаемых результатов. Отсюда сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль.

 Изучение социальной среды, в которой происходит осуществление государственного управления, на которую оно влияет и которая также оказывает на него обратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы основные характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властноуправленческую деятельность государства. Фактически это проблема соотношения публичной власти, государственной администрации (бюрократии), гражданского общества и взаимодействия политических институтов в процессах формирования и реализации государственного управления.

 Гражданское общество - не что иное, как свободная  и относительно независимая от  государства общественная жизнь,  включающая не только экономическую  сферу, но и источники культурной  и самодеятельной инициативы  людей. Демократизация является  классическим шагом по пути  к автономии гражданского общества  относительно государственного  аппарата. Различные течения общественной  мысли доказывают, что не может  быть демократии, если гражданское  общество неавтономно по отношению  к государственному аппарату. Однако  это хотя и необходимое, но  само по себе еще не достаточное  условие демократии. При этом  полная автономия гражданского  общества относительно государства  практически невозможна, по крайней  мере, как на данном этапе, так и в обозримом будущем социальной эволюции. Более того, гражданское общество в современном понимании - это не набор институтов, находящихся за пределами государства, а форма их соединения в единый способ гражданской жизни, и прежде всего связи между общественностью и практиками хозяйствования. В современных условиях устанавливаются качественно новое переплетение и взаимообусловливание структурных и функциональных характеристик гражданского общества, создается новая конфигурация его отношений с государством, не укладывающаяся в ложе старых представлений о совокупности независимых от государства социальных субъектов и каналов коммуникации. Власть исходит не только от государства и основана не только на принуждении. Она имеет множество корней, когда переплетаются государственные и негосударственные институты, и действует не только сверху - вниз, но и снизу - вверх.

Выявление и изучение потребностей общества в значительной степени  осуществляется через сеть групп  общих интересов. Эта сеть является одним из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние на систему и процесс государственного управления. С ее помощью происходит постоянное и оперативное взаимодействие в процессе подготовки государственными органами конкретных решений с теми, чьи интересы эти решения затрагивают и кто располагает наиболее ценной информацией, имеющей отношение к данным решениям. Кроме того, окружающая социальная среда включает публичные обсуждения с помощью средств массовой информации. Роль СМИ в значительной степени определяется тем, что называют “формированием повестки дня”. Другими словами, именно от СМИ зависит, какие проблемы попадают в фокус общественного внимания и являются предметом широких обсуждений. Среди чиновников популярна поговорка: “Всякая проблема становится событием, когда о ней заговорили СМИ”. Важнейший элемент окружающей социальной среды - правовое оформление организационных структур, механизмов и процедур принятия решений и согласования интересов субъектов политики. Здесь важны и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-оценочное обеспечение принятия соответствующих решений.

 На основе этого  можно формировать цели, общесоциальные параметры и пропорции государственного управления, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования государственных ресурсов для достижения выбранных целей. При недостаточности или игнорирования этих оснований государственное управление неизбежно превратится в набор чисто политических акций. В пределах окружающей социальной среды не появляются ни ресурсы, ни конкретные управленческие решения, ни какие-либо конкретно-объектные действия. Ее задача - обосновать логику данных действий и придать им законную силу, что и происходит в сфере законодательной власти.

 Ресурсы государственного  управления включают финансовые, имущественные, природные и иные  ресурсы государства, которые  можно выделить на целевое  решение соответствующих задач,  а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ. Качество распоряжения ресурсами предстает наиболее надежным показателем учета общенациональных интересов в процессе государственного управления. В свою очередь параметрами этого показателя являются, соразмерность объявленных мер и имеющихся ресурсов, социально-приоритетное, целевое и подконтрольное их использование в процессе взаимоотношений представительных и исполнительных структур на общегосударственном, региональном и местном уровнях государственной власти.

Информация о работе Природа и сущность государственного управления