Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 03:47, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является:
дать понятие «государственного управления»;
рассмотреть систему государственного управления;
определить роль государства в выполнении общественных целей.
Введение…………………………………………………………….………..3
Понятие «государственное управление»……………………………5
Необходимость государственного управления……………………..9
Система государственного управления……………………….……15
Роль государства в выполнении выбранных обществом целей и контроль за их выполнением……………………………………..…………..…..22
Заключение…………………………………………….……………………..28
Список используемой литературы………………………………………….30
Основными методами познания являются системный анализ, синтез, аналогия, сравнение, наблюдение, эксперимент. В процессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части, что позволяет вскрыть существенное в нем. Синтез соединяет родственные элементы, воссоздает из частей целое, позволяет видеть, в каких формах проявляется существенное.
Система государственного управления
первостепенное значение придает социологическому
анализу общественных явлений, функционирования
социальных систем, поведения людей.
Социологические исследования являются
необходимым звеном в принятии управленческих
решений, так как позволяют вскрывать
социальную структуру общества, его
состояние в различных
В социологическом исследовании
на основе наблюдения, опросов, анализа
документов устанавливаются факты;
для обеспечения достоверности
они перепроверяются
В процессе анализа и синтеза широко используются математические и статистические методы. Чем выше уровень обобществления, тем важнее всесторонний учет количественных величин общественных отношений.
Система — это множество элементов, частей, подсистем, которые образуют целостность, единство.
В системном исследовании
акцент делается на выявлении многообразия
связей и отношений, имеющихся внутри
объекта и в его
Свойства объекта как целостной системы определяются свойствами не только отдельных элементов, но и всей его структуры.
Строение и поведение
системы характеризуются
Иерархическое строение и
функционирование систем обусловливает
необходимость координации
В государственном управлении общество, его структурные сферы, части, регионы, предприятия рассматриваются в качестве сложной системы с множеством уровней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет входные и выходные каналы, зависит от внешней среды.
Иерархически
При изучении конкретных вопросов
управления применяется ситуационный
подход, проявляющийся в приложении
научных выводов к конкретным
условиям. При выборе ситуации определяются
цель и пути ее достижения, разрабатываются
альтернативные комбинации и решения.
Для проверки эффективности методов
управления предприятиями, отраслями,
народнохозяйственными
Критерием истины выступает общественная практика, которая определяет истинность или ложность теоретических построений, моделей, программ. Постоянное взаимодействие, сочетание теории и практики обеспечивают повышение истинности, объективности знаний и продвигают общество вперед.
Наибольшие дискуссии вызывает определение роли государства в рыночной экономике. Сложились две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая школа связана с именем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая — американского экономиста М. Фридмена (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают эти научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни.
Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества (стимулирование потребления), увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.
Сторонники другой школы, исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред (кроме фискальной политики, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т.е. инфляции, условием сбалансированности являются устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники этого направления выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.
Принципы научных школ
реализуются в той или иной
степени в различных моделях
хозяйствования, отличающихся долей
государственного участия в экономике,
размерами перераспределения
• саксонская (США, Канада, Великобритания)
— большая свобода
• западно-европейская (Франция, Италия, Испания, Португалия) — активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, большая доля государственного сектора;
• социально ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) — подчеркнуто социальная направленность государства;
• скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) — паритетность государственного и частного капитала, ясно выраженная социальная направленность;
• патерналистская (Япония) — усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.
Тенденцией мирового развития
стало расширение государственного
вмешательства в экономику и
другие сферы общества, отделение
капитала как собственности от функций
управления, сокращение доходов от
собственности в национальном доходе,
усиление роли менеджеров в управлении.
Развитые страны различаются по политическим
институтам, моделям хозяйствования
и управления, но демонстрируют общие
подходы к роли государства в
обществе. Государство повсюду
Процесс государственного управления
представляет собой сознательную и
целенаправленную деятельность, связанную
с реализацией государственно-
Такой подход к управлению означает, во-первых, необходимость и правообеспеченность намечаемых действий; во-вторых, согласованность масштабов предполагаемых мер с объемами реальных ресурсов; в-третьих, выбор мер воздействия, адекватных конкретной ситуации; в-четвертых, объективный контроль выполнения намеченных действий исключительно с точки зрения достижения предполагаемых результатов. Отсюда сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль.
Изучение социальной среды, в которой происходит осуществление государственного управления, на которую оно влияет и которая также оказывает на него обратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы основные характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властноуправленческую деятельность государства. Фактически это проблема соотношения публичной власти, государственной администрации (бюрократии), гражданского общества и взаимодействия политических институтов в процессах формирования и реализации государственного управления.
Гражданское общество
- не что иное, как свободная
и относительно независимая от
государства общественная
Выявление и изучение потребностей общества в значительной степени осуществляется через сеть групп общих интересов. Эта сеть является одним из важнейших социальных институтов, оказывающих влияние на систему и процесс государственного управления. С ее помощью происходит постоянное и оперативное взаимодействие в процессе подготовки государственными органами конкретных решений с теми, чьи интересы эти решения затрагивают и кто располагает наиболее ценной информацией, имеющей отношение к данным решениям. Кроме того, окружающая социальная среда включает публичные обсуждения с помощью средств массовой информации. Роль СМИ в значительной степени определяется тем, что называют “формированием повестки дня”. Другими словами, именно от СМИ зависит, какие проблемы попадают в фокус общественного внимания и являются предметом широких обсуждений. Среди чиновников популярна поговорка: “Всякая проблема становится событием, когда о ней заговорили СМИ”. Важнейший элемент окружающей социальной среды - правовое оформление организационных структур, механизмов и процедур принятия решений и согласования интересов субъектов политики. Здесь важны и такие элементы, как информационно-аналитическое и прогнозно-оценочное обеспечение принятия соответствующих решений.
На основе этого можно формировать цели, общесоциальные параметры и пропорции государственного управления, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования государственных ресурсов для достижения выбранных целей. При недостаточности или игнорирования этих оснований государственное управление неизбежно превратится в набор чисто политических акций. В пределах окружающей социальной среды не появляются ни ресурсы, ни конкретные управленческие решения, ни какие-либо конкретно-объектные действия. Ее задача - обосновать логику данных действий и придать им законную силу, что и происходит в сфере законодательной власти.
Ресурсы государственного
управления включают
Информация о работе Природа и сущность государственного управления