Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:34, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса Брянской области, как наиболее зависящего от государства и нуждающегося в поддержке и государственном регулировании.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса Брянской области.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и задачи государственного регулирования, промышленную политику государства и способы государственного регулирования промышленных предприятий.
Введение
Глава 1 Государственное регулирование развития материального производства товаров и услуг
1.1 Сущность и задачи государственного регулирования материального производства
1.2. Государственный заказ и сфера его применения
1.3 Государственная промышленная политика
Глава 2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
2.2 Способы финансового оздоровления предприятий
2.3 Инвестиционный налоговый кредит, как наиболее перспективный способ государственного регулирования
Глава 3 Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
3.2 Краткая экономическая характеристика растениеводства Брянской области
- фонд оплаты
труда и нормативов его
- лимит численности работников;
- объем и
условия предоставления
Казенное предприятие разрабатывает по согласованию с уполномоченным органом план развития, предусматривающий: мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности; задания по вводу в действие производственных мощностей, по созданию и освоению новых видов продукции, по подготовке и переподготовке кадров, а также условия реализации плана развития, в том числе финансовые затраты и источник их покрытия.
За счет доходов от реализации продукции осуществляется финансирование плана-заказа и плана развития. При нехватке финансовых средств предприятию выделяются средства из федерального бюджета, однако лишь после предоставления уполномоченным органом сведений в Минэконмразвития России и Минфин России о расходовании бюджетных средств и результатах деятельности предприятия за предыдущий год. Решение о выделении средств из бюджета принимает Правительство РФ по представлению Минэкономразвития и Минфина.
Статус казенного предприятия не может быть данным раз и навсегда. Потребность государства в том или ином виде продукции (работ, услуг) может отпасть. Поэтому госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Кроме этого, количество казенных предприятий зависит от размера средств, которые могут быть выделены из федерального бюджета на поддержку их деятельности.
2.3 Инвестиционный
налоговый кредит, как наиболее
перспективный способ
Регулирующее
воздействие налогов на хозяйственную
жизнь имеет многосторонний характер.
Налоговое регулирование
Налоговое регулирование - один из наиболее мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового менеджмента. Стержень налогового регулирования составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. Методы налогового регулирования являются составным элементом научно обоснованной налоговой концепции, принимающей при утверждении парламентом страны характер законодательной нормы, обязательной для исполнения.
Принципиальные
подходы к регулированию
Российская
налоговая практика нуждается в
интегрированных правилах решения
проблем правового регулировани
Содержание и цели налогового регулирования предопределены регулирующей функцией системы налогообложения. Следовательно, этот процесс объективно необходим, и его результат зависит от адекватности применяемых методов состоянию реальной экономики. Использование методов налогового регулирования сопряжено с рядом противоречий, вытекающих из фискальных традиций налогообложения. Поэтому с экономико-правовых и технических позиций максимальная реализация регулирующих возможностей налога как такового - задача крайне сложная. Еще больше затруднено налоговое регулирование в условиях экономических кризисов. В России налоговое регулирование доходов бюджета до 1997 г. осуществлялось различными методами, преследуя цель сбалансировать доходы и расходы бюджетов. Различия методов налогового регулирования предопределены свойствами конкретного налога, а также задачами, стоящими перед разработчиками бюджета. В зависимости от целей и сферы приложения методов налогового регулирования они могут быть подразделены на три взаимодействующие сферы: систему налоговых льгот (преференций), меры санкционного действия и методы бюджетно-налогового балансирования. Последние занимают особое место в системе налогового регулирования, поскольку они могут осуществляться как за счет особых преференций регионам, так и за счет применения мер, ужесточающих бюджетно-налоговый режим (например, приостановление движения бюджетных кредитов, ограничение коммерческого кредитования региональной собственности под гарантии Правительства РФ и др.). отведение особого места в системе налогового регулирования методам бюджетно-налогового балансирования объясняется их методическими свойствами. Посредством трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций, правительственных бюджетных кредитов и других способов достигается баланс между доходами и расходами региональных бюджетов. Эти методы относятся уже к сфере бюджетного финансирования, т.е. к расходам государства.
Наиболее перспективным методом налогового регулирования считается инвестиционный налоговый кредит. Это единственный законодательно утвержденный метод. Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в тоже время позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы [31 стр. 360 - 390].
Успешное использование налоговых кредитов для создания благоприятного инвестиционного климата предопределено сбалансированным бюджетом государства, совершенством методических основ законодательных актов, регламентирующих практику применения таких кредитов. В России за 1993 - 1997 годы эти проблемы не были решены [14 стр. 37 - 96]. Не был создан механизм правового обеспечения условий договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Эксперты полагают, что налоговый кредит и любые другие налоговые преференции должны предоставляться в первую очередь для экспортных производств и под социально ориентированные инвестиционные программы государства. Такая направленность методов налогового стимулирования еще в большей степени требует наличия специальных правовых гарантий для их практической реализации со стороны центральной власти. Причем эти гарантии должны носить долговременный и устойчивый характер.
Положения Закона РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» содержат специальный механизм индексации инвестиционных средств, указанных в договоре с налоговой администрацией. Возвращение через два года налогового кредита, выданного как возмещение задолженности по налоговым платежам, происходит при глубоких изменениях рыночной конъюнктуры, соотношения валют, внешних и внутренних цен (тарифов), кредитных ставок. Эти объективные факторы делают налоговый кредит обременительным для несбалансированного бюджета государства.
Российская практика применения инвестиционного налогового кредита не получает широкого распространения не только из-за бюджетного кризиса, но и по причине отсутствия рациональных инвестиционных государственных программ, выполнение которых возможно и в пределах имеющихся финансовых ресурсов в федеральном бюджете. Направление инвестиций, по которым предоставляется налоговый кредит (импортозамещение, оборудование для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-экспериментальных разработок, оборудование для экологических нужд, промышленные работы и технические информационные системы), слабо согласуется с возможностями адресата данного кредита - предприятий малого и среднего бизнеса. При этом ограничение размеров кредита 10% от суммы цен заменяемого оборудования дополняется общим пределом льготирования. В Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. №2116-1 сказано, что общая система льгот не должна уменьшать сумму налоговых изъятий более чем на 50%. Серьезным ограничением по инвестиционному кредиту является предоставленное налоговым администрациям право устанавливать любую ставку процента по нему, не превышающую сложный процент инфляции. Существующим законодательством предусмотрены налоговые льготы только по прямым инвестициям и инвестициям в собственное производство. Тем самым созданы препятствия для перелива капитала и развития конкуренции [12 стр. 123 - 157].
Из-за неотработанности механизмов реализации положений Закона РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» налоговое кредитование инвестиционных проектов в России ограничено, в отличие от промышленно развитых стран, где инвестиционное налоговое льготирование - приоритетный элемент механизма налогового регулирования. Поэтому данный элемент налогового механизма требует серьезного внимания законодателей и ученых России для методологической и методической проработки этой особой сферы налогового стимулирования.
Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется 2/3 потребительских товаров.
Центральное звено аграрной реформы - изменение отношений аграрной собственности формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора экономики страны.
Государственное
регулирование
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с помощью целого ряда экономических инструментов (рычагов). Среди них особенное значение имеют цены. Одним из объектов государственного регулирования является финансовое состояние (платежеспособность) предприятий и применение к ним процедуры банкротства (несостоятельности). Государство стремится предотвратить ухудшение финансового состояния предприятий, не допустить их банкротства, оживить производство.
Наиболее перспективным методом государственного налогового регулирования считается инвестиционный налоговый кредит. Это единственный законодательно утвержденный метод. Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в тоже время позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы.
Мировой опыт свидетельствует, что сельское хозяйство эффективно функционирует лишь при всесторонней поддержке его государством. Финансовая поддержка сельского хозяйства осуществляется путем выделения из федерального бюджета РФ денежных средств для кредитования агропромышленных предприятий.
Глава 3. Проблемы развития и финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса Брянской области
3.1 Характеристика агропромышленного комплекса Брянской области
АПК представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителя. К АПК относят обычно три группы отраслей и производств: 1) собственно сельскохозяйственное производство, которое состоит двух подотраслей - земледелия и животноводства; 2) отрасли, обслуживающие сельское хозяйство - это производство тракторов, комбайнов, минеральных удобрений и других средств производства для сельского хозяйства; 3) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье - пищевая, легкая промышленность, сельхозкооперация и другие организации, занятые доведением сельскохозяйственного сырья и продукции до конечного потребителя.
В АПК Брянской области производится 1/3 ВВП и более 70% потребительских товаров, сосредоточено I/4 основных фондов и около 30% численности работников, занятых в материальной сфере.
Экономические реформы, проводимые в России и Брянской области, позволили создать на селе основы многоукладной экономики, осуществить земельные преобразования Большая часть сельскохозяйственных :и перерабатывающих предприятий области приобрела новые организационно-правовые формы. В первый период реформирования основное внимание обращалось на институциональные преобразования на селе, всемерное внедрение частной собственности и замену колхозов и совхозов другими типами предприятий (ТОО, ЗАО, ООО, АОА, СПК, фермерские хозяйства и др.) В настоящее время (2001 - 2003 г.г.) в Брянской области осуществляют свою деятельность около 500 сельхозпредприятий различных форм собственности, 74 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 249 организаций агросервиса, 985 крестьянско-фермерских и 253 тысячи личных подсобных хозяйств [5].
В ходе проведения экономических преобразований на селе большинство колхозов и совхозов в 1992-1993 гг. были реорганизованы в акционерные общества и товарищества всех видов (33%), кооперативы (23%), коллективные предприятия (15%) и лишь около четверти из них сохранили свой прежний статус (см. табл. 1 стр.84 приложений).
Продолжается сокращение числа крестьянских (фермерских) хозяйств. На 1 января 2002 года насчитывалось 923 фермерских хозяйств. Всего фермерам предоставлено 33,2 тыс. га сельхозугодий, в том числе пашни - 28,1 тыс. га. В среднем на каждое хозяйство приходилось 36 га земли. На продовольственное обеспечение области фермерские хозяйства по-прежнему не оказывают ощутимого влияния. Они производят от 1 до 4 процентов основной растениеводческой и от 0,1 до 0,7 процента животноводческой продукции области.
Основные направления государственной аграрной политики отражены в федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства, утвержденной Указом Президента РФ от 18 июня 1996 года Она направлена на улучшение снабжения населения продовольствием и обеспечение продовольственной безопасности страны, повышение покупательского спроса, создание необходимых резервов сельскохозяйственной продукции и сырья Программа осуществляется на основе комплексного решения проблем производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях, наращивание ресурсного потенциала АПК и, в первую очередь плодородия земли, племенного животноводства, прогрессивных технологий, развития инфраструктуры в сельской местности Ее главными рычагами становятся формирование рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, финансирование кредитование, страхование, налогообложение в интересах сельских товаропроизводителей развитие социальной сферы брянского села [16 стр. 54 - 105, 149 - 163].