Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:55, курсовая работа
Анализ функционирования организационной структуры управления любого среднего или крупного предприятия достаточно трудоемкий и длительный процесс. С целью его упрощения, в рамках теории организационных структур управления, рассматриваются два вида типовых организационных структур: основные и классические. Их изучение и анализ позволяют значительно упростить процесс анализа организационных структур реальных предприятий, так как дают возможность уже по их внешнему виду судить о том, какими преимуществами и недостатками они могут обладать.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Классификации организационных структур управления субъектов
предпринимательской деятельности и их характеристика……………………6
1.1 Классификация организационных структур управления по
внешнему виду иерархии…………………………………………………………6
1.2 Классификация организационных структур управления по видам
дробления при департаментализации организации……………………………6
1.2.1 Дробление без специализации……………………………………………7
1.2.2 Дробление по функциям………………………………………………….7
1.2.3 Дробление по видам продукции, по территориальному
местоположению и по группам клиентов……………………………………….7
1.3 Классификация организационных структур управления по
степени централизации………………………………………………………….8
1.4 Классификация организационных структур управления по
степени сложности………………………………………………………………9
1.4.1 Лента………………………………………………………………………..10
1.4.2 Круг……………………………………………………………………......11
1.4.3 Колесо……………………………………………………………………..13
1.4.4 Схемы "звезда" и "иерархическая"………………………………………15
1.5 Классификация организационных структур управления по степени
детализации…………………………………………………………………….15
1.6 Классификация организационных структур управления по степени
реагирования на окружающую среду………………………………………….16
2 Сравнительный анализ классических организационных структур
управления субъектов предпринимательской деятельности…………………17
2.1 Бюрократические организации……………………………………………17
2.1.1 Линейная ОСУ……………………………………………………………18
2.1.2 Функциональная ОСУ……………………………………………………18
2.2 Органические организации…………………………………………………19
2.2.1 Дивизионные………………………………………………………………20
2.2.2 Матричные………………………………………………………………..20
3. Исследование и сравнительный анализ подструктур………………………23
3.1 Штабные подструктуры……………………………………………………23
3.2 Коллегиальные подструктуры………………………………………………26
4 Характеристика предприятия по производству товаров народного
потребления ООО «Оплот»…………………………………………………….31
5 Проектирование организационной структуры
управления ООО «Оплот»………………………………………………………32
5.1 Анализ факторов, влияющих на формирование организационной
структуры управления…………………………………………………………32
5. 2 Матрица функциональных связей между подразделениями……………36
5.3 Организационная структура управления ООО «Оплот»………………….37
6 Положение об отделе труда и заработной платы………………………….42
6.1 Общие положения………………………………………………………….42
6.2 Основные задачи…………………………………………………………….44
6.3 Функции……………………………………………………………………...44
6.4 Права…………………………………………………………………………46
6.5 Взаимоотношения и связи…………………………………………………..48
6.6 Ответственность…………………………………………………………….49
6.7 Примечание………………………………………………………………….50
7 Анализ разработанной организационной структуры управления……….51
7.1 Оценка эффективности проектируемой организационной структуры…51
7.2 Выводы и рекомендации……………………………………………………53
8 Заключение…………………………………………………………………….57
9 Список литературы……………………………………………………………58
5.3 Организационная структура управления ООО «Оплот»
Организационная структура управления ООО «Оплот» представлена в Приложении А.
Высшим органом управления ООО «Оплот» является собрание управления, включающее в себя собрание акционеров и равносильно стоящего генерального директора, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия. Кроме того, в его подчинение входят финансовый и коммерческий директора, которые полностью отвечают за экономическую функцию фирмы (открывают в банках счета предприятия, распоряжаются имуществом предприятия др.).
Следующим по уровню идёт начальник производства, старший в функциональной подсистеме управления производством, входящий в производственный совет предприятия (ответственный за техническую и технологическую стороны производства, за соблюдение стандартов качества, принимающий окончательное решение в утверждении и применении плана производства, проекта и т.п.). Он имеет в подчинении для углубленного процесса разработки технологии, маркетингового проекта и несколько специалистов конкретного направления.
Производственно-
Отдел главного технолога осуществляет разработку и внедрение мероприятий по повышению уровня технологической подготовки и технического перевооружения производства, сокращению расходов сырья, материалов, затрат труда, улучшению качества продукции и роста производительности труда, а текже освоение в производстве прогрессивных технологических процессов, новейших материалов. Выявляет нарушения технологической дисциплины и принимает меры по их устранению. Проводит работы по организации и планировке новых цехов и участков, их специализации, освоению новой техники, новых высокопроизводительных технологических процессов, расчеты производственных мощностей и загрузки оборудования, обеспечивает длительность жизненного цикла выпускаемой продукции, а также усовершенствование технологии изготовления изделий.
Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, использование новейшей техники и технологии. В его подчинение входят такие отделы, как отдел главного инженера, который осуществляет совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии, а также совокупный отдел технического контроля.
Отдел технического контроля осуществляет контроль над комплексностью и качеством готовой продукции, разрабатывает предложение по предупреждению и уменьшению брака, организует контроль над качеством поступающего на предприятие сырья, материалов, инструментов и др. Качество продукции является определяющим в общей оценке результатов деятельности трудового коллектива. А также следит за исправностью оборудования на предприятии.
На следующем уровне в совокупности находятся бюро программирования и автоматизации, бюро оборудования и контрольно-испытательная станция.
Все процессы на предприятии автоматизированы, кроме того, с открытостью предприятия к инновациям в технологиях, оно использует всяческие возможные и необходимые новейшие способы производства и техники, идей и возможностей.
Все имеющиеся и разрабатываемые технологии, оборудование проходят исследование в центральной заводской лаборатории и далее выпускаются на производство или реализуются в установленном порядке в соответствии с разработанным проектом заказчика.
Полное обеспечение всего хода производства оборудованием, материалами, инструментами, подготовленным сырьём производит складское хозяйство предпрятия.
Вместе с начальником производства на одном уровне находится начальник отдела кадров, старший в функциональной подсистеме управления. В его подчинении находится соответствующий отдел, в компетенции которого находится штат сотрудников (его количество, качество и др.).
Главный экономист является непосредственным участником экономический функции (вместе с главным маркетологом и главным бухгалтером).
Бухгалтер находится в курсе всех дел предприятия, так как он должен отразить в учете финансово-хозяйственные операции и, правильно воспользовавшись льготами, минимизировать налоги. От его работы зависит, сколько будет перечислено в бюджет и не придется ли предприятию уплачивать штрафы. Поэтому многие руководители с уважением относятся к бухгалтерам и доверяют им.
Коммерческий отдел в совокупности с отделом маркетинга разрабатывают планы и перспективы развития организации, учитывая факторы внешней и внутренней среды (конкуренцию, потребности рынка, социально-экономическую ситуацию).
Отдел маркетинга и коммерческий отдел занимаются анализом и прогнозированием рынков сбыта выпускаемой продукции, исследованием потребительских свойств производимой продукции и сбором информации об удовлетворенности ими покупателей, анализом конкурентоспособности продукции предприятия. Сбором, систематизацией и анализом всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре рынков сбыта продукции предприятия, созданием информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по заявке на поставку продукции, ее производству наличию запасов, использование этих данных для ускорения сбыта продукции. Разрабатывает стратегии рекламы по каждому изделию и плана проведения рекламных мероприятий, также осуществляет организацию рекламы при помощи средств массовой информации, организацию и подготовку статей для журналов, газет, радио.
Планово-экономический отдел осуществляет формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли , формирование и определение экономической стратегии развития предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям, руководство подготовкой проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами контрагентов и заключенными договорами.
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Юридический отдел осуществляет контролирование соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Разрабатывает мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
Отдел пожарной безопасности является главной службой обеспечения пригодности предъявляемой продукции, её безопасного использования. Кроме того он отвечает за проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности на предприятии, организацию и проведение пожарно-тактических занятий и учений в условиях чрезвычайной ситуации, обеспечение индивидуальными средствами защиты, модернизацию системы пожарной сигнализации и прочее.
6 Положение об отделе труда и заработной платы
6.1 Общие положения
1. Отдел
организации труда и
2. Отдел
организации труда и
3. Отдел
организации труда и
4. Отдел
организации труда и
5. Начальник
отдела организации труда и
заработной платы осуществляет
непосредственное руководство
6. На
должность начальника отдела
организации труда и
7. Должностные
обязанности, права и ответственность
каждого работника отдела
8. Отдел
организации труда и
- нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами по вопросам организации и оплаты труда;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- Уставом организации;
- приказами,
распоряжениями руководителя
- настоящим положением.
9. Изменения
структуры и штата отдела
10. В состав
отдела организации труда и
заработной платы входят
11. Обязанности
между структурными
______________________
* Самостоятельным
можно считать такое
начальника отдела организации труда и заработной платы) согласно должностным инструкциям. Положения о структурных подразделениях, входящих в состав отдела организации труда и заработной платы, утверждаются начальником отдела организации труда и заработной платы.
6.2 Основные задачи
Основными задачами отдела организации труда и заработной платы являются:
1. Организация
процессов труда и управления,
оплаты, стимулирования и мотивации
труда, применения научно
2. Контролирование
соблюдения трудового
3. Методическое
обеспечение вопросов
4. Учет показателей по труду, представление установленной отчетности.
6.3 Функции
В соответствии с основными задачами на отдел организации труда и заработной платы возлагаются следующие функции:
1. Подготовка
проектов перспективных и
2. Анализ
прогрессивных показателей, достигнутых
аналогичными организациями, с учетом
ситуации на рынке труда, внешних
и внутренних факторов. Анализ
фактической трудоемкости
3. Разработка
заданий по снижению
4. Анализ
эффективности применения