Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа
Задачи:
Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).
Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.
Собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа.
Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме.
Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.
Спроектировать организационную структуру управления для заданного предприятия.
Определить эффективность спроектированной организационной структуры.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы организационных моделей и форм проектирования систем управления
1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием и ее
элементы ……………………………………………………………………5
1.2 Виды организационных структур управления ………………………9
1.3 Организационные модели ……………………………………………17
1.4 Формы проектирования систем управления ………………………..20
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на промышленном предприятии ОАО «Силикат»
2.1 Цель и задачи предприятия ………………………………………….22
2.2 Определение функциональных взаимосвязей ……………………...23
2.2.1 Штатное расписание ……………………………………………….23
2.2.2 Матрица функциональных взаимосвязей ………………………...24
2.2.3 Статус подразделений и связь между ними ………………………24
2.2.4 Положение об отделе информационных технологий и должностные
инструкции специалистов данного отдела……………………………...25
2.3 Проектирование организационной структуры ……………………….25
Глава 3 Анализ организационной структуры управления
3.1 Оценка взаимодействия внешних, внутренних и специальных факторов …………………………………………………………………………26
3 .1.2 Расчет показателей эффективности состава системы и
структуры связей …………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………35
Приложение А - задание на курсовой проект…………………………..36
Приложение Б - матрица функциональных взаимосвязей…………….38
Приложение В - положение об отделе информационных технологий..39
Приложение Г - организационная структура управления
ОАО «Силикат» ………………………………………………………………...55
Фд - количество дублируемых функций.
Этот показатель говорит о необходимости уменьшения дублируемых функций, что приведет к усовершенствованию управления.
7) Среднее количество сотрудников, приходящихся на одного руководителя
Ксотр = (ЧППП - Чр) / Чр
Ксотр = (135 - 24) / 24 = 4.625
ЧППП - численность персонала предприятия;
Чр - численность руководителей.
Среднее количество сотрудников на одного руководителя составляет 5 чел, что соответствует норме и означает эффективное руководство.
Уровень соответствия фактического диапазона управления i - го руководителя нормативному
Кдиап = Дупр / Дн упр
Кдиап= 5 /6 = 0.83
Дупр, Дн ynр - диапазон управления фактический и нормативный соответственно.
Значение коэффициента соответствует норме.
9) Удельный
вес исполнителей
Кисп = 1 - (Ч\ Р / ЧППП)
Кисп = 1- (5/111) = 0.95
Ч1 р - численность работников, подчиняющихся одному руководителю. Данный показатель говорит о нормальном распределении количества подчиненных и руководителей на предприятии.
10) Показатель обратный количеству уровней управления по i - му блоку
Куровней= l/Z
Куровней = 1 / 3 = 0.333
Z - среднее количество уровней управления по блокам.
Данный показатель говорит о совершенно идеальном распределении звеньев организационной структуры управления по уровням.
Заключение.
Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Предметом организационного проектирования на предприятии, в учреждении является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Целью организационного проектирования является разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом — комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы. Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта; алгоритма его функционирования; предвидения последствий, к которым приведет появление объекта; определение мер по реализации проекта.
Можно выделить четыре подхода к решению задачи проектирования организационных структур: нормативно-функциональный, организационного моделирования, функционально-технологический и системно-целевой.
Системно-целевой подход в настоящее время наиболее перспективен.
Далее мы ознакомились c процессом формирования организационной структуры. Он включает формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям: формирование общей структурной схемы аппарата управления; разработка состава основных подразделений и связей между ними; регламентация организационной структуры.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 1) аналогий; 2) экспертно-аналитического; 3) структуризации целей; 4) организационного моделирования. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования, определяемых наличием его методики, необходимой информации, а также квалификацией разработчиков системы и сроками представления рекомендаций.
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа се совершенствования.
Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. Можно назвать некоторые ситуации в отдельности или в комбинации, когда оправданы затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта: неудовлетворительное функционирование предприятия; перегрузка высшего руководства; отсутствие ориентации на перспективу; разногласия по организационным вопросам; рост масштаба деятельности; увеличение разнообразия; объединение хозяйствующих субъектов; изменение технологии управления; влияние технологии производственных процессов; внешняя экономическая обстановка.
Таким образом, в курсовой работе изложены основные положения, касающиеся понятия «организационное проектирование».
Рассмотрев основные понятия организационного проектирования; основные подходы и методологические принципы построения организационных структур; изучив основные этапы и методы организационного проектирования; остановившись на оценке эффективности организационных проектов и примерах ситуаций, когда оправдана корректировка организационных структур, можно сделать вывод, что поставленные в курсовой работе задачи решены.
Список использованной литературы.
Приложение А.
Предприятие ОАО "Силикат".
ОАО «Силикат» - юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности, имеет на праве собственности имущество, обособленное от имущества своих акционеров.
Финансовая и производственная деятельность Общества осуществляется на основе хозяйственной самостоятельности.
Главной целью деятельности общества, является извлечение чистого дохода и использование его в интересах акционерах, для развития производства, решение социальных задач коллективов прёдприятии и организаций, входящих в общество.
Во главе предприятия стоит президент, которому непосредственно подчинены директора структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.
К основным обязанностям планового и расчетного отдела относятся: руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения максимальной эффективности в работе предприятия; организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия, его финансового состояния и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства; руководство работой по обеспечению нормального функционирования финансового механизма предприятия: оптимизация потоков денежных средств и их рациональное распределение для возмещения затрат предприятия и получения прибыли.
Основными обязанностями отдела маркетинга являются: заключение договоров с потребителями на поставку продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятий по рекламе продукции …
К основным обязанностям материального и снабженческого отдела относятся: своевременное обеспечение материальными ресурсами производства; осуществление связи с поставщиками по вопросу заключения договоров на поставку материалов; разработка плана горных работ и производственной программы; определение необходимых производственных мощностей и трудовых ресурсов; уточнение нормативной базы расходования производственных ресурсов; координация работ по подготовке производства.
Среднесписочная численность работников - 400 человек. Инженерно-технический и управленческий персонал это специалисты, имеющие высшее, среднетехническое и специальное образование, в основном отработавшие на производстве 10 и более лет с большим опытом работы.
На сегодняшний день, руководство ОАО «Силикат» стремится создать строго налаженный механизм управления, направленный на перспективное развитие предприятия и его финансовое укрепление.
Приложение Б.
Матрица функциональных взаимосвязей.
Наименование функций управления |
Плановый отдел |
Отдел маркетинга |
Материальный отдел |
Снабженческий отдел | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |
Составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом |
Р |
П |
С |
У |
||||||||||
Принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кадров |
Р |
О |
И |
У |
||||||||||
Совершенствование организации замещения кадров |
О |
Р |
У |
П |
||||||||||
Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей |
Р |
О |
У |
И |
||||||||||
Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв |
Р |
О |
У |
И |
И | |||||||||
Оформление в резерв и перемещение по должностям |
Р |
О |
И |
У |
||||||||||
Организация учета по управлению деловой карьерой и резервом |
О |
У |
И |
|||||||||||
Изучение расстановки и использования специалистов, а также деловых качеств работников |
Р |
О |
П |
И |
||||||||||
Создание резервов кадров на выдвижение |
Р |
У |
О |
|||||||||||
Контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом |
Р |
У |
У |
|||||||||||
Изучение движения кадров |
Р |
П |
С |
И |
У | |||||||||
Обеспечение составления отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом |
Р |
П |
У |
И |
||||||||||
Проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры |
Р |
О |
У |
И | ||||||||||
Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров |
Р |
О |
П |
У |
И |
|||||||||
Выполнение программы работы с кадровым резервом |
Р |
О |
У |
И |
Приложение В.
Положение об отделе маркетинга и должностная инструкция начальника отдела маркетинга.
Положение об отделе маркетинга.
1. Общие положения отдела
1.1. Отдел маркетинга является
самостоятельным структурным
1.2. Отдел создается и
1.3. Отдел подчиняется
1.4. Руководство отдела маркетинга:
1.4.1. Отдел возглавляет начальник
отдела маркетинга, назначаемый
на должность приказом
1.4.2 Начальник отдела маркетинга имеет ____ заместителя (ей).
1.4.3 Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) начальником отдела маркетинга.
1.4.4. Заместитель(и) и руководители
структурных подразделений в
составе отдела маркетинга, другие
работники отдела назначаются
на должности и освобождаются
от должностей приказом
2. Структура отдела маркетинга
2.1. Состав и штатную численность
отдела маркетинга утверждает
директор предприятия исходя
из условий и особенностей
деятельности предприятия по
представлению начальника
(отделом маркетинга; отделом организации и оплаты труда)
2.2. В состав отдела входят
(структурные подразделения, группы специалистов и пр.)
2.3. Начальник отдела маркетинга
распределяет обязанности
3. Задачи и функции подразделения
№ п/п Задачи Функции
3.1 Разработка маркетинговой
- определение проблемы, связанной со сбытом продукции;
- получение первичной информации (внешней и внутренней);
- проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);
- проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;
- формирование рекомендаций по
результатам проведенного
- использование результатов
- ...
Поиск и систематизация информации о:
- показателях экономического
- существующем уровне
Информация о работе Проектирование организационной структуры управления