Разработка стратегии антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.

Содержание

ВВедение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…5
Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства организации………………………………………………….…5
Сущность и основные черты антикризисного управления………………...9
Стратегия и тактика в антикризисном управлении………………………..12

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….16
2.1 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства………………………………………………………………………16
2.2 Разработка антикризисной стратегии организации ……………………....18
2.3 Организация осуществления антикризисной стратегии…………………..22

ГЛАВА 3. Методика разработки инвестиционной программы для вывода из кризиса ООО «Миан»……………………………………….…………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 172.78 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Сущность и основные  черты антикризисного управления

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним  понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии  банкротства, третьи же связывают понятие  антикризисное управление с деятельностью  антикризисных управляющих в  рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью  игнорируют диагностику угрозы банкротства  на ранних стадиях ее возникновения  и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают  подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин  Э.А. писал : "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер."

Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса  и механизмах банкротства и абсолютно  забывают про методы антикризисного управления.

По моему  мнению, верным является системный  подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий  от предварительной диагностики  кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение  антикризисного управления, данное профессором  А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный  менеджмент":

"Антикризисное  управление - такая система управления  предприятием, которая имеет комплексный,  системный характер и направлена  на предотвращение или устранение  неблагоприятных для бизнеса  явлений посредством использования  всего потенциала современного  менеджмента, разработки и реализации  на предприятии специальной программы,  имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные  затруднения, сохранить и преумножить  рыночные позиции при любых  обстоятельствах, при опоре в  основном на собственные ресурсы".

Рассмотрим  на каких принципах базируется система  антикризисного управления. К числу  основных принципов относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Вышеперечисленные принципы являются основой организации  антикризисного управления предприятием.

Теперь  коснемся вопроса какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном  управлении. Практически все вышеперечисленные  авторы сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом  антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание  стратегических и тактических элементов  финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными  потоками и находить оптимальные  решения. Усиление контроля за денежными  средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового  менеджмента и в диагностике  кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента  является анализ финансового состояния  предприятия. Анализируя финансовое состояние  предприятия возможно установит  зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика  выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики  и возможной защиты предприятия  от банкротства.

Итак, можно  сделать следующие выводы, что  антикризисное управление - это целый  комплекс взаимосвязанных мероприятий  от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное  управление базируется на некоторых  принципах, которые и отличают антикризисное  управление от обычного. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент.

Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях  жизненного цикла предприятия. Они  выражаются в колебаниях объемов  производства продукции, возникновения  сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым  платежам и т.д.

Реализация  всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью  предприятия.

Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

  • совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
  • осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
  • принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
  • приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников
  • создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная  служба по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению (ФСДН).

ФСДН  выполняет следующие функции:

  • анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
  • проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
  • выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

 

Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур – начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.

Основными этапами антикризисного управления являются:

в случае выявления фактов проблемности при  диагностике финансового состояния 

  • разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
  • регулирование процесса финансового оздоровления;
  • оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;
  • выбор и реализация антикризисных процедур.

 

 

1.3 Стратегия и тактика в антикризисном  управлении

 

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут  быть следующими: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и  сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление  и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т. д.

Стратегическое  и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое  планирование должно осуществляться в  рамках выбранной стратегии. Если оперативные  мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может  привести к кратковременному улучшению  финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины  кризисных явлений.

Деятельность  менеджеров при реализации выбранной  стратегии включает в себя выполнение следующих задач:

  • окончательное уяснение выработанной антикризисной стратегии и целей, их соответствие друг другу;
  • более широкое доведение идей новой стратегии и смысла целей до сотрудников с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации антикризисной стратегии;
  • приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
  • принятие решения по поводу организационной структуры.

При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут  восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить  до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.

На рис. 3 показано, что на стратегию предприятия  оказывают влияние и накладывают  определенные ограничения существующие структура и система управления; управленческая культура; навыки и  ресурсы.

 

Рис. 3. Структура, ресурсы и культура, ограничивающие стратегию

 

Действительность  для многих предприятий такова, что  они не достигают оптимального сочетания  структуры, культуры, навыков, необходимых  для успешной деятельности. Структура  предприятия во многом определяет его  способность реагировать на изменения  внешней среды. В случае если предприятие  имеет слишком жесткую организационную  структуру, она может стать преградой  на пути гибкого приспособления к  новым реальным условиям, тормозить  процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению  новых проблем и задач. В основном менеджеры стремятся избежать структурных  изменений, которые обычно сопровождаются неразберихой, недовольством со стороны  персонала. В результате реорганизация откладывается на максимально длительный период.

Системы управления способствуют или мешают реализации стратегии. С одной стороны, на предприятиях, где процветает бюрократический  стиль управления, даже самые несложные  решения и расходы персонала  нижних уровней должны быть одобрены менеджером более высокого звена. Если человек в течение длительного  времени работает в структуре  такого типа, едва ли он захочет взять  на себя дополнительную ответственность  и инициативу. В этих условиях защитой  от новых проблем и ответственности  будут отговорки, что это не входит в круг должностных обязанностей. С другой стороны, отсутствие систем и документации может привести к  дублированию уже проделанной работы или утрате информации, если работник увольняется или переходит на другое место работы внутри предприятия.

Информация о работе Разработка стратегии антикризисного управления