Разработка стратегии антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.

Содержание

ВВедение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…5
Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства организации………………………………………………….…5
Сущность и основные черты антикризисного управления………………...9
Стратегия и тактика в антикризисном управлении………………………..12

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….16
2.1 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства………………………………………………………………………16
2.2 Разработка антикризисной стратегии организации ……………………....18
2.3 Организация осуществления антикризисной стратегии…………………..22

ГЛАВА 3. Методика разработки инвестиционной программы для вывода из кризиса ООО «Миан»……………………………………….…………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...45

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 172.78 Кб (Скачать файл)

Текущая хозяйственная потребность в  оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый  период, с одной стороны, и объемом  производственных запасов предприятия  в пределах размеров, предусмотренных  сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья  А составляет 10 млн руб., тогда  как на складе его имеется лишь на 8 млн, то ТХП составляет 2 млн руб. Если же сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах  отсутствует ("отрицательной" потребности  при этом не возникает).

Определение порогового значения ТХП, невозможность  обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Например, в химии и металлургии  существует минимальный технологически допустимый объем производства, а  для металлообработки нет. Объем  постоянных (накладных) расходов также  не может служить однозначным  критерием порогового значения потребности  в оборотных средствах, поскольку  может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия).

Денежные  средства - собственно денежные и эквивалентные  им средства (в настоящее время  до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными  схемами). Я считаю, что сумма денежных средств является показательной  для определения кризисного состояния  предприятия.

Во-первых, каждая взаимозачетная операция может  быть достаточно легко приведена  к денежной оценке (с учетом стоимостных  и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская  задолженность может быть безнадежной  независимо от формальных сроков и  обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции - мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.

Уточню, упомянутый выше эквивалент денежных средств - это величина покрытия потребности  предприятия в оборотных средствах  за конкретный период времени неденежными  видами краткосрочных активов предприятия. Например, если партия готовой продукции  стоимостью 100 млн руб. будет в  течение месяца путем взаимозачета обменена на сырье для производства на сумму 90 млн, то она являются месячным эквивалентом денежных средств в  размере 90 млн руб.

Финансовая  стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации по следовательно  осуществляется по трем этапам:

  1. Устранение неплатежеспособности;
  2. Восстановление финансовой устойчивости;
  3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

1. Устранение неплатежеспособности. Устранение неплатежеспособности может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.

Наступление неплатежеспособности означает превышение расходования денежных средств над  их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, т.е. образуется "кризисная  яма". В этот момент чаще всего  и начинаются "проблемы" с кредиторами  предприятия. Кредиторы, пытаются вернуть  свои средства путем арестов имущества. Все средства поступающие на счет предприятия автоматически блокируются  и списываются в пользу кредиторов, деятельность предприятия замораживается, а штрафы и пени продолжают начисляться.

Сущность  данного этапа стабилизационной программы заключается в маневре  денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием  и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

Заполнение "кризисной ямы" может быть осуществлено и увеличением поступления  денежных средств (максимизацией), и  уменьшением текущей потребности  в оборотных средствах (экономией).

Рассмотрим  мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи.

Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Методы определения приемлемого уровня потерь (дисконта) в данной работе не рассматриваются, однако отметим, что потери неизбежны.

Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить.

Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. В некоторых случаях расчетный дисконт может составлять чуть менее 100%, что, как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, означает продажу по любой предлагаемой цене.

Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако, как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.

Продажа избыточных производственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось на одну неделю, а денег для его закупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать часть запасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то, что через некоторое время его опять придется закупать, вероятно, по более высокой цене. Это еще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.

Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству и ликвидации предприятия.

Продажа нерентабельных производств  и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации. Та же проблема присутствует и при мероприятиях по уменьшению ТХП.

Для того чтобы минимизировать риск от подобного  шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них  технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:

  • В первую очередь продаже подлежат объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам.
  • Во вторую очередь ликвидируются вспомогательные производства с уникальным оборудованием (цеха подготовки производства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах при необходимости.
  • В третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами.
  • В четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается на химических заводах.

Ликвидация  объектов основного производства в  жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима  только в качестве крайней меры. Продажу основных фондов скорее всего  придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

Рассмотрим  как этот шаг применяется на практике. Нижеследующий пример не совсем соответствует  нашей теме, т.к. предприятие все  таки будет ликвидировано в процедуре конкурсного управления, да и существующий собственник предприятия (51% акций передан трудовому коллективу, остальные - областным и федеральным структурам) не сильно заинтересован в сохранении его в своей собственности, а преследует другие цели. Однако шаги внешнего управляющего являются показательными.

Луховицкий  завод специальных конструкций - единственное в стране предприятие - производитель контейнеров шумо-глушения для испытания авиационных двигателей. Параллельно с выпуском шумоглушителей завод специализируется на деревообработке. В августе 1998 г. на предприятии введено  внешнее управление. Общая кредиторская задолженность без пеней 7,4 млн  руб. , с пенями 18 млн руб.

Судьба  завода типична для предприятия  оборонного комплекса. Неудачная конверсия  и диверсификация: выделенными на освоение производства мягкой мебели деньгами погасили задержанную зарплату, а на уникальном оборудовании (прессах  японского производства, на которых  можно производить фактически любую  металлообработку) было налажено производство гаражных ворот, оградок и лопат. Причем изготавливалось это все  из дорогостоящих металлов и спецсплавов, поэтому себестоимость ворот  могла намного превышать стоимость  всего гаража.

Профильная  продукция завода - контейнеры для  шумоглушения, используемые при испытании  авиационных двигателей, также не приносила прибыли. Спрос на контейнеры для шумоглушения со стороны авиапромышленности всегда был нерегулярным, при нынешнем ее состоянии потребность в шумопоглощающих  контейнерах может возникать  раз в 15 лет.

Параллельно на предприятии всегда велась деревообработка, рассчитанная на производство тары для  транспортировки самолетов. Деревообрабатывающее оборудование можно было бы использовать и для производства евровагонки, погонажных и столярных изделий, но его физический и моральный  износ делал продукцию неконкурентоспособной  из-за высокой себестоимости.

На момент введения внешнего управления завод  не имел ни грамотного менеджмента, ни заказов. Деревообработки как таковой  не было, оба металлообрабатывающих  пресса не работали. Большая часть  оборудования пришла в негодность - завод с 1994 г. не отапливался. С этого же времени люди не получали зарплату. Для запуска производства требовалось около $100 000, это без расходов на подведение газа (для отопления и запуска сушильных камер).

Чтобы начать деревообработку, необходимо было полностью  сменить оборудование. В этих условиях внешний управляющий принял решение  о создании на базе завода двух акционерных  обществ: в "Феррум" были переданы активы, задействованные в производстве шумоглушителей, в "ДОК" - связанные  с деревообработкой. В итоге "ДОК" был продан за 2,4 млн. руб.

Сейчас  на металлообрабатывающем предприятии  работают около 100 человек, сохранена  база для производства контейнеров  шумопонижения, был заключен контракт с "Рыбинскими моторами", что естественно  повышало привлекательность предприятия. "Феррум" был продан за 2,1 млн. руб.

Информация о работе Разработка стратегии антикризисного управления