Разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «КеллоггРус-Вязьма»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы исследования:актуальность выбранной для выпускного исследования темы заключается в том, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 183.57 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Тема выпускной квалификационной работы - « Разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Келлогг Рус-Вязьма»)».

Актуальность  выбора темы исследования: актуальность выбранной для выпускного исследования темы заключается в том, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

В современной экономике  главным направлением финансово-экономической  и производственно-сбытовой стратегии  каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности  для закрепления его позиций  на рынке в целях получения  максимальной прибыли.

.

Цель исследования: провести анализ конкурентоспособности ООО «Келлогг Рус-Вязьма» и разработать конкретные практические предложения, направленные на повышение ее эффективности.

Задачи:

  • определить  роль конкурентоспособности   в работе современных организаций;
  • провести анализ организационной, производственной структуры ООО «Келлогг Рус-Вязьма»;
  • выявить проблемы, которые делают предприятие уязвимым по отношению к конкурентам.
  • разработать рекомендации по обеспечению конкурентоспособности ООО «Келлогг Рус-Вязьма»;

 

  • провести расчёт социально-экономической эффективности, которая может быть получена в случае успешной реализации данных мероприятий в его деловой практике.

Предмет исследования: является повышение конкурентоспособности организации.

Объект исследования: ООО «Келлогг Рус-Вязьма».

Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, SWOT-анализ,  статистические и математические методы обработки информации.

Анализ источников литературы.

К числу основной специализированной литературы следует отнести учебник  по менеджменту, подготовленный О.С. Виханским и А.И. Наумовым. В нем освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в деловой конкурентной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала предприятия.

В учебнике Р.А. Фатхутдинова излагается концепция стратегического менеджмента как методология обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений при разработке стратегии организации (фирмы, предприятия). В. Л. Белоусов в статье Маркетинг в России и за рубежом опубликованной еще в 2001 году  предлагается методику для анализа конкурентоспособности фирмы на основе системы показателей: по продукту и по доведению продукта до потребителя. 

В учебном пособии А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда «Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа» описываются ключевые факторы успеха на основе анализа отрасли.

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первой главе рассматриваются  теоретико-методологические основы  повышения конкурентоспособности.

Второй раздел посвящен анализу  конкурентоспособности ООО «Келлогг Рус-Вязьма», в ходе проведения которого были выявлены как сильные стороны организации, так и недостатки, препятствующие дальнейшему ее развитию.

В третьем разделе на основе проведённого анализа представлены конкретные практические предложения  по повышению конкурентоспособности  ООО «Келлогг Рус-Вязьма».

В Заключении подведены итоги  выпускного исследования, а также  кратко излагаются  полученные автором  выводы.

Научная новизна  исследования: заключается в комплексном исследовании факторов и возможностей, обуславливающих разработки стратегии по повышению конкурентоспособности применительно к предприятию конкретной отрасли национальной экономики, а практическая значимость – в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены в деловой практике ООО «Келлогг Рус-Вязьма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПО РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и  сущность конкурентоспособности  предприятия

С середины 70-х годов понятие  конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке хозяйственных позиций России. В  условиях жесткой конкуренции с  импортными товарами предприятиям необходимо осваивать методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности  предприятия должен стать показателем  экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности  предприятий, в дополнение к уже  существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для существования и развития отечественных предприятий.

 Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность», что приводит к многовариантности определений, относительности, а также различию подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.

Прежде всего необходимо отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими  уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависят от способности  конкретных производителей выпускать  конкурентоспособные товары. Таким  образом, в основе всех остальных  уровней конкурентоспособности  лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность  товара может рассматриваться как  степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований».

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия». Например, Константинова И. В. дает следующее  определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в  реальных условиях, проектировать, изготавливать  и сбывать товары, которые по ценовым  и неценовым характеристикам  более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить  конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким  примером такой ситуации является состояние  многих отечественных предприятий  военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие  основные отличия между понятиями  конкурентоспособности товара и  предприятия:

1) Оценка конкурентоспособности  товара применяется к каждому  конкретному его виду, а конкурентоспособность  предприятия охватывает всю номенклатуру  и ассортимент, а также все  виды производственно-экономической  деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность  и т.д.);

2) Признание конкурентоспособности  и товара, и предприятия осуществляется  на рынке. В то же время  в отличие от оценки конкурентоспособности  товара оценку конкурентоспособности  предприятия дает не только  потребитель, но и сам производитель.  Именно предприятие решает вопрос  о целесообразности выпуска данной  продукции в конкретных условиях;

3) Товар и предприятие  имеют разные временные периоды  своего жизненного цикла. Если  предметом исследования является  текущая оценка конкурентоспособности,  то фактор времени не имеет  определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.).

Проанализируем определения  категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:

Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке». [22, с 116].

 

Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность промышленного предприятия - это  комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного  рынка, отражающая превосходство перед  конкурентами по ряду определяющих показателей  – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность  субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к  изменяющимся условиям внешней среды». [ 12, c 3 ].

Эти авторы рассматривают  конкурентоспособность предприятия  как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или  иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности  предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:

- Выбор в качестве базы  сравнения одного или нескольких  конкурентов позволяет ранжировать  конкурентные позиции анализируемых  предприятий, но сужает возможность  обобщенной объективной оценки  отраслевой конъюнктуры;

- Основной акцент делается  на сопоставление показателей  конкурентов, в то время как  вне поля зрения остается проблема  современной адаптации предприятия  к изменяющимся условиям среды;

- Отсутствует системность  оценки конкурентоспособности: и  локальные, и интегральные параметры  работы предприятия сопоставляются  без учета сложных внутрисистемных  связей и динамики изменения;

Вышеприведенные определения  рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени  предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) - не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия - категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Принимая во внимание уже  существующие определения конкурентоспособности  предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

«Конкурентоспособность  предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее  определение: конкурентоспособность  предприятия - это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его  возможность в любой момент времени  обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

   1.2. Общая характеристика видов конкуренции

Конкуренция - борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

В экономической литературе можно  выделить ряд подходов и типологий  к конкуренции. По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что  создавать и в каких количествах, а также:

 

  • объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
  • реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
  • покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
  • продавцы действуют независимо друг от друга;

Информация о работе Разработка стратегии повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «КеллоггРус-Вязьма»)