Разработка стратегического плана развития предприятия на примере ООО «Транс-экспресс-экспедиция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:33, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и стратегического мышления. С другой стороны, наличие старого парка оборудования, применение традиционных технологий производства, ориентация на привычные методы управления не позволяют предприятиям правильно позиционировать товар на рынке.
Все это неизбежно ведет к тяжелому финансовому положению, а в некоторых случаях и к банкротству.
Условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.77 Мб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Высший экономико-гуманитарный институт»

 

                                              Допущено к защите:

  зав. кафедрой _________________   

                                                                          «____» _______________2013 год     

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Разработка стратегического плана развития предприятия на примере ООО «Транс-экспресс-экспедиция»

 

 

                                                                             Выполнила студентка  5 курса

                                                             Экономического факультета

                                                                             Фамилия Никитенко__________

                                                                             Имя Анастасия_______________

                                                                   Отчество Владимировна______

 

                                                            

                                                                    Подпись___________________

 

 

                                           Руководитель:

                                                                   __________________________

                                                                               (звание, должность)

 

                                                                                                    ___________________________________

                                                                                                        (Ф.И.О.)

 

                                                                                                    ___________________________________

 

 

                                                                   Подпись __________________

 

 

 

                                                       Москва 2013

 

Оглавление

 

                                                                                                                            стр.

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и стратегического мышления. С другой стороны, наличие старого парка оборудования, применение традиционных технологий производства, ориентация на привычные методы управления не позволяют предприятиям правильно позиционировать товар на рынке.

Все это неизбежно ведет к тяжелому финансовому положению, а в некоторых случаях и к банкротству.

Условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.

Решение этой актуальной задачи возможно только на пути создания действенной системы стратегического менеджмента, которая позволит определить приоритетное направление развития предприятий, максимально эффективно использовать их потенциал, умело реализовать разработанную стратегию.

Инструментов стратегического анализа очень много. Более того, для разработки стратегии может понадобиться более детальная информация как о внешней среде (рынки, конкуренты, поставщики и т. д.), так и о компании (продукты, бизнес-процессы компании, менеджмент, ресурсы и т. д.). К сожалению, на сегодня не существует универсального набора методик, который бы гарантировал компании получение информации требуемого качества и в нужном объеме для разработки эффективной стратегии. Необходимо понимать, что проведение анализа не является самоцелью - его конечным результатом становятся проекты решений, в данном случае - стратегический план.

Разработка стратегического плана представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Стратегические планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций.

Существует устойчивая положительная корреляция между формальным планированием и успехом организации.

Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.  Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Если всем руководителям следует в той или иной степени заниматься формальным стратегическим планированием, то составление стратегических планов для всей организации является, в первую очередь, обязанностью высшего руководства.  Руководители среднего и низшего звена участвуют в этой работе, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.

Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Транс-экспресс-экспедиция».

Предмет исследования – стратегическое развитие хозяйствующего субъекта.

Цель работы – исследовать процесс разработки стратегического плана.

Задачи работы:

1. Исследовать теоретические аспекты сущности плана развития предприятия;

2. Провести анализ деятельности ООО «Транс-экспресс-экспедиция» на рынке;

3. Предложить мероприятия по разработке стратегического плана, направленного на повышение экономического потенциала предприятия ООО «Транс-экспресс-экспедиция».

При написании дипломной работы использовались труды таких авторов как: Ансофф И., Зуб А.Т., Кныш М.И., Портер М., Радаев В.В., Томпсон А., Фатхутдинов Р.А., Чайников В.Н. и других.

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты сущности плана развития

                                        предприятия

 

1.1. Сущность разработки стратегического плана, этапы и принципы

 

Современная концепция стратегического планирования основана на следующих предпосылках:

1) организация является динамической  системой – на поведение влияют как детерминированные факторы, так и вероятностные, связанные главным образом с действиями отдельных личностей и непредсказуемыми влияниями внешнего окружения;

2) организация наделена возможностью  целеобразования;

3) организация может изменять  свою структуру в соответствии  с поставленными целями;

4) процесс планирования должен быть непрерывным, что характеризуется немедленным реагированием на любые изменения. [11, c. 17]

Стратегическое планирование – это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия организации на рынке.

Стратегическое планирование представляет собой непрерывный и динамичный процесс управления изменениями [6, c. 11]

Содержание стратегического планирования включает в себя: проведение диагностики внешней и внутренней среды; системный стратегический анализ ситуации; формулирование миссии, дерева стратегических целей и системы стратегических целевых приоритетов компании; разработка стратегий подсистем компании; установление полной системы стратегических приоритетов; формирование целостной программы действий на перспективу (анализ портфеля диверсифицированной компании); реализацию общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы, в том числе проектирование организационной структуры, выбор степени интеграции и систем управления; стратегический контроллинг, как комплексная координация всех процессов и элементов системы стратегического управления (обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании) [6, c. 10]

Приведем модель стратегического планирования.

Рис. 1.1 - Модель стратегического менеджмента

 

По мнению Альтшулера И.Г., этапы стратегического планирования включают в себя:

1. Стратегический анализ

2. Стратегический диагноз

3. Поле стратегических действий

4. Стратегический выбор, утверждение

5. Стратегическое планирование

6. Реализация стратегии, учет

7. Стратегический контроллинг [2, c. 198]

Рассмотрим задачи стратегического планирования. [2, c. 57]

Рис.1.2 – Задачи стратегического планирования

 

Рассмотрим принципы стратегического планирования.

Первый принцип можно сформулировать так: высший менеджмент должен искренне желать использовать принципы стратегического планирования и превращать это желание в позитивные действия. Это желание должно быть очевидно не только самим топ-менеджерам, команда менеджеров среднего уровня также должна поддерживать его.

Второй принцип. Не менее важна заинтересованность всех менеджеров в долгосрочных результатах. Состояние организации в будущем напрямую зависит от тех решений, которые принимаются сегодня. Организация, занимающаяся планированием, во главу угла ставит то, что менеджеры смотрят дальше, чем простираются некие краткосрочные результаты их решений.

Третий принцип звучит так: если оценка проводится должным образом, результаты должны быть зафиксированы. Ожидаемый эффект от принятия решения должен измеряться количественно везде, где только это возможно, чтобы можно было создать простую модель, относительно которой измерять проделанную работу.

Четвертым принципом является планирование процесса коммуникации. Старшие менеджеры должны проводить соответствующие беседы, чтобы вовлечь в создание плана ответственных за его выполнение людей и чтобы получить одобрение того, чьей обязанностью является определение общих темпов развития организации. Отсюда следует, что если используется командный подход к менеджменту, то благоприятная для обсуждения проблем и выработки идей атмосфера будет создана естественным образом.

Пятый принцип можно сформулировать следующим образом: распространение подходов планирования в рамках компании должно быть всеобъемлющим. Нельзя сказать, что эта техника менеджмента охватывает всех, кроме некоего Билла Смита, или кроме отдела управления персоналом, или производственного отдела, или любой другой части организации.

 

1.2. Процесс разработки стратегической программы (плана)

 

Прежде, чем рассмотреть состав, структуру и порядок разработки стратегических программ, необходимо определить место данного понятия в процессе стратегического управления, для чего необходимо рассмотреть сущность и этапы разработки стратегии.

Бизнес-стратегия, которую иногда еще называют конкурентной стратегией или просто стратегией, определяется четырьмя элементами или направлениями: стратегия товарно-рыночного инвестирования, предложение потребительской ценности (или ценности для покупателя), активы и компетенции, функциональные стратегии и программы. Первый элемент определяет то, где должна конкурировать фирма, а оставшиеся три указывают на то, как это следует делать, чтобы добиться победы. [1, c. 21]

Рассмотрим принципы оценки бизнес-стратегии. [2, c. 218]

  • Последовательность (отсутствие несовместимых целей)
  • Гармоничность (обеспечение адаптивной реакции на внешнюю среду и ее изменения)
  • Преимущества (стратегия дает возможность приобрести или поддержать УКП в избранной сфере)
  • Осуществимость (стратегия не должна предъявлять чрезмерные требования к ресурсам или порождать неразрешимые проблемы)

Рассмотрим алгоритм оценки готовности к реализации стратегии [2, c. 119]

Рис. 1.3 - Оценка готовности к реализации стратегии

 

Любая бизнес-стратегия состоит из множества элементов, организованных в соответствии с четырьмя названными нами направлениями (стратегия товарно-рыночного инвестирования; предложение потребительской ценности; активы и компетенции; функциональные стратегии и программы). Сложность и видимое количество альтернативных стратегий могут стать безграничными. Однако, как правило, в основе бизнес-стратегии лежит ограниченное число стратегических направлений.

Стратегическое направление – это определенное предложение ценности для конкретного товарного рынка, поддерживаемое активами и компетенциями, а также функциональными стратегиями и программами. [1, c. 27]

Концептуализация и маркирование стратегических направлений помогают сформулировать и описать альтернативные бизнес-стратегии. Это также дает возможность рассказать о выбранной стратегии сотрудникам, партнерам, инвесторам и потребителям.

Стратегия может включать в себя более одного стратегического направления, что в действительности является особенностью наиболее успешных стратегий. Некоторые из наиболее распространенных и важных стратегических направлений: качество, ценность, инновационность, фокус и глобальность.

Информация о работе Разработка стратегического плана развития предприятия на примере ООО «Транс-экспресс-экспедиция»