Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:33, дипломная работа
Актуальность темы. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и стратегического мышления. С другой стороны, наличие старого парка оборудования, применение традиционных технологий производства, ориентация на привычные методы управления не позволяют предприятиям правильно позиционировать товар на рынке.
Все это неизбежно ведет к тяжелому финансовому положению, а в некоторых случаях и к банкротству.
Условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.
Стратегическая программа – это комплекс мер, направленный на реализацию выбранной стратегии или стратегической задачи, сбалансированный по срокам, исполнителям и ресурсам. Стратегические программы тесно связаны с операционным менеджментом. В качестве стержня выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное содержание программы. Порядок разработки стратегических программ: анализ внешней и внутренней среды организации; прогноз конъюнктуры рынка и ресурсных возможностей; постановка целей и выбор критериев их достижения; разработка стратегии предприятия; планирование тактических мероприятий; соотношение имеющихся и необходимых ресурсов; согласование и утверждение стратегической программы развития.
Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются эталонными стратегиями (роста (концентрированный, диверсифицированный, интегрированный) либо сокращения, также выделяют промежуточный вариант – стратегия сохранения). Существует и иная классификация стратегий развития, которые тесно связывают с конкурентными стратегиями (ценового лидерства, дифференциации, фокусирования). Методы построения стратегий основаны на процессах анализа, формирования миссии, выборе стратегии на основе базовых моделей, разработки целей, задач, планов и оценке эффективности. Для процесса выбора и конкретизации стратегии используется масса моделей стратегического анализа и выбора: SWOT-анализ, матрица БКГ, Анализ трех «К», Три ценностных критерия, Анализ отрасли по модели пяти сил Майкла Портера, Сеть ценностей, Матрица оценки возможностей, Матрица рисков, Стратегические группы и т.д.
Кризис в 2008-2009 годах очень сильно повлиял на рынок грузовых автомобилей, снизив спрос на этот вид транспорта. Рынок грузовых автомобилей успешно восстанавливается после кризиса, по итогам 2012 года прогнозируется достижение докризисного уровня. Отечественные производители стремятся удержать лидерство за счет повышения качества продукции и расширения сервисных услуг.
Рис. 2. 9 – Продажи новых грузовых а/м (массой выше 3,5 т.) в РФ
Так, по данным агентства «Автостат», реализация средних и тяжелых грузовиков в России выросла на 57% (до 75,5 тыс. штук). Это резко контрастирует с кризисным периодом, когда в 2009 году продажи обрушились в два с половиной раза (до 48 тыс. единиц).
Доля российский производителей на рынке грузовых автомобилей составляет более половины (рис. 10), имеется тенденция к росту объема рынка. Данный факт объясняется прежде всего ценой, которая ниже, нежели у иностранных производителей.
Рис. 2.10 – Доля российских производителей на рынке грузовых автомобилей
Развитие российского рынка грузовиков проходит под знаком противостояния отечественных и иностранных производителей. В отличие от сегмента легковых автомобилей здесь нашим маркам пока удается сохранять доминирующее положение. Более того, в кризис позиции российских грузовиков еще более упрочились. Если по итогам 2008-2009 гг. доля продаж грузовиков отечественных марок снизилась до 45%, то в кризис этот показатель увеличился до 55%. А по итогам 2011 года доля российских грузовых машин, по данным «Автостата», составила 56,7% от всего рынка.
Высокая популярность отечественных грузовиков прежде всего определяется их ценой: российский грузовой автомобиль в два-три раза дешевле грузовика известной зарубежной марки. И хотя по своей надежности и потребительским качествам российские грузовые машины уступают зарубежным.
Боле половины продаж российских грузовых а/м занимает «Камаз» (порядка 57%). На втором месте – автомобили ГАЗ (около 19%), на третьем – «Урал» (12%). Далее следуют САЗ (около 5%), ЗИл (около 4%) и прочие производители грузовых автомобилей (рис. 11).
К наиболее популярным российским грузовым маркам относится продукция «большой тройки», на долю которой приходится около 90% всего отечественного выпуска. Это КамАЗ (он в прошлом году продал 21,4 тыс. машин, то есть почти каждую третью грузовую машину на российском рынке, или 57% от всех грузовиков отечественного производства, ГАЗ (6,8 тыс.) и «Урал» (4,5 тыс.).
Рис. 2.11 –Доля продаж российских грузовых автомобилей в РФ (2011 г)
Примечательно, что по итогам прошлого года всем этим производителям удалось существенно нарастить реализацию своей продукции: КамАЗ и «Урал» увеличили продажи примерно на треть (34%), а ГАЗ и вовсе на 85%. А вот более мелким российским автомобилестроителям зачастую не удается выжить в конкурентной борьбе. Так, предприятие АМО ЗИЛ, которое в советское время носило имя лидера отечественного грузового автопрома, уже третий год показывает падение производства. В 2008 г. предприятие выпустило 1,2 тыс. машин, что на 43% меньше, чем в 2009 г.
Среди иностранных грузовиков наибольшим спросом в России пользуются белорусские и корейские автомобили (рис. 12).
Основными зарубежными конкурентами отечественных грузовиков являются белорусские МАЗы. Эти машины, также за счет привлекательной цены, по итогам прошлого года (продано 6,4 тыс. штук) стали чуть ли не вторыми по популярности грузовиками после КамАЗов (ГАЗ по итогам продаж обогнал МАЗ всего на несколько сотен автомобилей).
Далее идет корейская марка Hyundai, которая за счет продаж своих популярных и недорогих грузовиков серии HD достигла результата в 3,7 тыс. автомобилей, увеличив свои продажи в прошлом году аж на 240%. Третья по популярности иностранная марка – МАN (3,3 тыс.) – также демонстрирует существенное – на 182% – увеличение объемов реализации. Более чем на 100% расширили свои продажи идущие следом Volvo (2,6 тыс.) и Scania (2,2 тыс.). Другие активно продающиеся иностранные грузовики в России – Mercedes-Benz, Howo, Renault, FAW, Iveco.
Рис. 2.12 – Доля продаж иностранных грузовых автомобилей в РФ в 2011 г.
Грузовые а/м MAN занимают порядка 13% рынка грузовых автомобилей иностранного производства и следуют сразу на а/м MAZ (22% рынка продаж иностранных грузовых а/м), Hyundai (14%).
В ближайшее время иностранные производители грузовиков рассчитывают упрочить свое положение на российском рынке используя две стратегии – открытие собственных заводов и создание совместных предприятий. (Обе стратегии помогут достичь главной цели – постепенно снизить цены на свою продукцию.) Первой в начале 2009 года производство под Калугой запустила компания Volvo Trucks. Годовая мощность этого предприятия составляет 15 тыс. автомобилей, однако в прошлом году Volvo продала в России чуть более 2,5 тыс. грузовиков, заняв только 3,5% рынка.
Весной 2010 года под Санкт-Петербургом запустила свой завод и шведская Scania. Мощность предприятия – 5 тыс. грузовиков в год план предприятия на текущий год составляет выпуск 1,5 тыс. машин. Самые значимые совместные предприятия в России созданы при участии КамАЗа и немецкой компании Daimler, которые сейчас уже выпускают грузовики Mercedes-Benz Actros и Axor, а также Mitsubishi Fuso Cantor (японский производитель Fuso Trucks принадлежит компании Daimler).
Помимо этого в Елабуге развивается совместное предприятие Sollers и Isuzu по производству среднетоннажных грузовиков японской марки. В Челябинской области свою продукцию выпускает совместное предприятие «Ивеко-АМТ», в сотрудничестве с известным мировым производителем Iveco.
О планах развития своих заводов в России говорят и другие известные зарубежные производители – MAN, Hyundai, Renault Trucks. Доля иностранных брендов, произведенных в России, составит в 2012 году около 10 процентов от общего рынка тяжелых грузовых автомобилей в России. В ближайшие два года эта цифра может удвоиться.
Увеличение доли иностранных производителей связано с тем, что для российских клиентов все более важным становится минимизация операционных расходов, а это возможно только при использовании надежных и современных транспортных средств.
В 2013 году ожидается, что рынок грузовиков в России превысит 100 тысяч единиц. А в долгосрочной перспективе Россия станет крупнейшим рынком грузовых автомобилей в Европе и пятым в мире
Две трети рынка легкого коммерческого транспорта занимают российские производители. На первом месте – а/м ГАЗ (45%). С заметным отрывом следуют УАЗ (16%), Fiat (10%), Peugeot (7%), Volkswagen (4,6%), Ford (3,3%). На долю прочих производителей приходится от 10% до 20% рынка (рис. 13).
Наряду с рынком средних и тяжелых грузовиков в России активно развиваются продажи легкого коммерческого транспорта (общей массой до 3,5 т). Причем опять же российским маркам здесь пока удается сохранять лидирующие позиции. Их доля даже больше, чем в секторе тяжелых грузовиков: почти две трети (65,5%) продаж легкого коммерческого транспорта (так называемых LCV) составляют отечественные машины. При этом сам рынок за последний год вырос на 33% (до 147 тыс. единиц), хотя падение продаж в кризисном 2009-м составляло более 50%. Бессменным лидером на российском рынке LCV остается ГАЗ со своей популярной «Газелью». Продажи этой машины по итогам прошлого года составили свыше 71 тыс. штук, почти на треть больше, чем в 2009-м: ГАЗ занимает сейчас 45% всего российского рынка легкого коммерческого транспорта
Рис. 2.13 – Доля продаж на рынке коммерческих а/м (массой до 3,5 т.) в РФ (2011г.)
Остаются сильны позиции УАЗа: в прошлом году ульяновское предприятие продало более 24 тыс. автомобилей, заняв 16% всего рынка. А вот далее следуют иностранные бренды: третье место принадлежит FIAT (почти 10%), затем идут Peugeot (7%), Volkswagen (4,6%), Ford (3,3%).
Третьей ступенькой в списке самых популярных легких коммерческих машин FIAT сейчас обязан налаженной еще в 2008 году сборке моделей FIAT Ducato, которую итальянцы осуществляют совместно с российской компанией Sollers. Благодаря местной сборке FIAT предлагает привлекательные цены на свои легкие коммерческие машины: они стоят дороже газовских и уазовских машин, однако при этом дешевле продукции других зарубежных брендов. Примеру FIAT начинают следовать и другие производители: совместную сборку легких коммерческих машин совместно с ГАЗом начинает Mercedes-Benz. Возможности начала сборки LCV в России также обсуждают Renault, Peugeot и Volkswagen.
По мнению маркетологов, эти и другие иностранные марки будут продолжать завоевывать долю на российском рынке LCV, постепенно тесня российских производителей.
Важный фактор роста продаж – это еще и отложенный спрос. Из-за кризиса в течение последних лет транспортные компании практически не обновляли свои парки.
ООО «Транс-экспресс-экспедиция» входит в группу компаний «Транс-экспресс». Компания Транс-экспресс-экспедиция – занимается продажей грузовых автомобилей MAN, Hyundai, AVIA, IVECO. Также занимается реализацией полуприцепной и складской техники, оказывает полный спектр услуг автосервиса грузовых автомобилей и запчастей для указанных марок. Закуп грузовых автомобилей осуществляется у официального представительства в России.
Рис. 2.14 – Логотип компании
Компания Транс-экспресс-экспедиция занимается диагностикой, ремонтом и обслуживанием проданных грузовых автомобилей MAN, Hyundai, HINO, IVECO и AVIA. Автосервис проводит все виды ремонтных работ для автомобилей MAN, Hyundai, HINO, IVECO и AVIA, ТО-1,ТО-2. Для клиентов, которые ранее приобретали автомобили - дополнительные услуги. Миссия: «Лучший продукт в виде качественной техники с уникальным сервисом - лучшему пользователю (подготовленному к эффективной эксплуатации автомобилей и извлечении максимальной выгоды от работы с минимизацией затрат)». Цель: «Создание единого центра коммерческого транспорта на территории Москвы с предоставлением услуг по продаже техники, ее обслуживанию, и информативному обеспечению».
ООО «Транс-экспресс-экспедиция» является дилером нескольких организаций. Основные поставщики представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Основные поставщики
Наименование |
Логотип |
1. ООО «МАНАК-АВТО» |
|
2. BPW |
|
3. Wielton |
|
4. Schmitz Cargobull AG |
|
5. SAF-Holland |
|
6. Kogel |
|
7. WABCO Vehicle Control Systems |
|
8. Bernard KRONE GmbH |
|
9. Humbaur |
Тесное сотрудничество с ведущими компаниями позволяет поддерживать конкурентный уровень цен, а наличие дополнительных услуг, предоставляемых покупателям, обеспечивает стабильно высокий уровень продаж грузовых а/м и запасных частей. Ежемесячно компания реализуется порядка 50 грузовых автомобилей во все точки России.
Также ООО «Транс-экспресс-экспедиция» реализует запасные части для грузовых а/м MAN HYUNDAI.
Динамика продаж услуг автосервиса положительна, но его доля в выручке составляет менее 2%. Данный вид деятельности не является основным для организации, но его наличие оказывает существенное влияние на принятие положительного решения о покупке грузовых автомобилей клиентами компании.
Рис. 2.15 – Динамика физического объема продаж грузовых а/м MAN HYUNDAI