Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Российские власти удовлетворены экономической ситуацией в стране. Важнейшие показатели развития растут, инфляция находится в допустимых пределах, в стране увеличивается население. Одновременно с этим цены на нефть удерживаются выше отметки в 120 долл. за баррель, несмотря на всеобщий вопль аналитиков, что справедливая стоимость черного золота должна быть ниже текущей. Однако картина не столь радужна, как это может показаться на первый взгляд, и, по мнению экспертов, разрушиться идиллия может моментально, если экономическая конъюнктура станет подвержена резким колебаниям цен на нефть, а также давлению налогового бремени на субъекты российской экономики.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..…..3
2. Глава I.Менеджмент как организация управления предприятиями
нефтегазохимического комплекса…………………....……………………..5
3. Глава II.Основные стратегии диверсификационного роста на
предприятиях химического и нефтехимического профиля.......................32
4. Глава III.Обоснование организационной структуры управления при
организации нового производства на предприятие……......................…..36
5. Заключение…………………...…………………………………………..61
6. Список литературы………………………………………………………63
7. Приложение………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_menedzhment.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

 

Кафедра экономики и  менеджмента

в нефтегазохимическом  комплексе

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

МЕНЕДЖМЕНТ

 

Тема:  Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса

 

 

Выполнил: _Канивцев Д.О.       

(Фамилия И.О.)

Студент ____   3   курса ___ 4 г. 10 мес. спец.__080502/н 

      (срок обучения)

группа 2602                       № зачет. книжки __11201/10__________________

Подпись:            

 

Преподаватель: Куцына С.Б.       

(Фамилия И.О.)

Должность:__канд. экон. наук, доц.___________________________________ 

уч. степень, уч. звание

Оценка: __________________ Дата:       

Подпись: ____________________________________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2012 г.

Содержание

   1.  Введение……………………………………………………………..…..3

2. Глава I.Менеджмент как организация управления предприятиями                                             

нефтегазохимического комплекса…………………....……………………..5

3. Глава II.Основные стратегии диверсификационного роста на

предприятиях химического и нефтехимического профиля.......................32

4. Глава III.Обоснование организационной структуры управления при

организации нового производства на предприятие……......................…..36

5. Заключение…………………...…………………………………………..61

6. Список литературы………………………………………………………63

7. Приложение………………………………………………………………64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российские власти удовлетворены  экономической ситуацией в стране. Важнейшие показатели развития растут, инфляция находится в допустимых пределах, в стране увеличивается  население. Одновременно с этим цены на нефть удерживаются выше отметки в 120 долл. за баррель, несмотря на всеобщий вопль аналитиков, что справедливая стоимость черного золота должна быть ниже текущей. Однако картина не столь радужна, как это может показаться на первый взгляд, и, по мнению экспертов, разрушиться идиллия может моментально, если экономическая конъюнктура станет подвержена резким колебаниям цен на нефть, а также давлению налогового бремени на субъекты российской экономики. Кроме того, немаловажным фактором влияния на экономическую стабильность в стране сохраняется опасность экологических катастроф.

Владимир Путин в своем итоговом выступлении в качестве премьер-министра РФ выразил удовлетворенность текущей  экономической ситуацией в России. "У нас хороший результат", - заявил он, выступая с отчетом о  работе правительства в 2011г. в Государственной думе. Свое мнение В.Путин подкрепил реальными статистическими фактами. В начале 2012г., как и планировалось, российский ВВП превысил докризисный уровень и составил 41 трлн 421 млрд руб. (по итогам 2008г. - 41 трлн 277 млрд руб.). В стране выросли зарплаты и пенсии, увеличиваются реальные доходы граждан, полным ходом идет ремонт многоквартирных домов, строятся больницы, все больше людей занимаются спортом. После тяжелой засухи 2010-2011гг. в России полностью восстановлено сельское хозяйство. В результате роста качества жизни постепенно стали решаться и демографические проблемы.

Происходящее в России В.Путин сравнил с ситуацией  в других странах. В частности, в  пример была приведена Испания, сраженная  проблемой безработицы. И даже по сравнению с бывшим СССР, на хорошую жизнь в котором часто указывает оппозиция, жизнь в нашей стране улучшилась.

Естественно, что на достигнутом  В.Путин не собирается останавливаться. В планах уже избранного президента новые улучшения. Например, В.Путин планирует реализовать значительный блок своих предвыборных общений, размер которых составляет 1,5% от ВВП страны, в числе прочего среди них и важные социальные инициативы. В частности, ввод в действие пособия на третьего ребенка в депрессивных регионах в размере 7 тыс. руб. или стипендии нуждающимся студентам на уровне 5 тыс. руб.

По мнению экспертов, причиной оптимистических планов главы  государства в очередной раз  становятся заоблачные цены на нефть. Они уже давно держатся на уровне выше 120 долл. за баррель, а недавно Минэкономразвития повысил прогноз по средней цене на нефть на 2012г. со 100 до 115 долл., прогноз на 2013г. уже достиг 125 долл. Насколько хватит "нефтяного заряда", пока неизвестно. Некоторые аналитики считают, что стоимость барреля продолжит расти на фоне новостей из Ближнего Востока. Вполне возможно, что при особо неблагоприятном развитии событий в регионе и началом войны стоимость барреля может достигнуть 300 долл. При этом другие уже несколько лет предрекают снижение цены на нефтяное сырье.

Как полагают аналитики  агентство S&P, если нефть сильно подешевеет, это серьезно затронет Россию. Снижение цен на нефть на 10 долл./барр. и  прямо, и косвенно приведет к сокращению бюджетных доходов РФ на 1,4% ВВП. В  стрессовом сценарии при среднегодовой цене нефти Urals на уровне 60 долл./барр., дефицит федерального бюджета РФ превысит 8% ВВП, что может привести к снижению долгосрочных рейтингов РФ на три ступени. По оценкам Всемирного банка, в России снижение цен на нефть может привести к увеличению бюджетного дефицита и оттока капитала, ухудшению состояния счета текущих операций, несмотря на снижение валютного курса, и, как следствие, замедлению роста всей экономики в целом.

Правда, по мнению российских властей, у страны есть ресурсы, чтобы пережить период низких цен на энергоносители на мировом рынке. "Все инициативы, которые я излагал, по-разному можно считать, сколько они стоят, они не связаны с нефтегазовыми доходами, с большими нефтегазовыми доходами, вот что главное", - уже успел заявить В.Путин. По его словам, даже если цена на нефть упадет до 70 долл. за баррель, власти будут в состоянии выполнять свои обязательства.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Менеджмент как организация управления предприятиями                                                   нефтегазохимического комплекса

1.1 Понятие организационной структуры управления предприятием.

      "Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

       Под структурой  управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

      Ключевыми понятиями  структур управления являются  элементы, связи (отношения), уровни  и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.      Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

      При двухуровневой  структуре создаются верхние  звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

      В структуре  управления организацией различаются  линейные и функциональные связи.  Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

      Увеличение  количества элементов и уровней  в ОСУ неизбежно приводит к  многократному росту числа и  сложности связей, возникающих в  процессе принятия управленческих  решений; следствием этого нередко  является замедление процесса  управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

       К  структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих  ее ключевое для менеджмента  значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

      1. Организационная  структура управления должна  прежде всего отражать цели  и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

      2. Следует  предусматривать оптимальное разделение  труда между органами управления  и отдельными работниками, обеспечивающее  творческий характер работы и  нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

      3. Формирование  структуры управления надлежит  связывать с определением полномочий  и ответственности каждого работника  и органа управления, с установлением  системы вертикальных и горизонтальных  связей между ними.

      4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

      5. Организационная  структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

     Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

     Главный  фактор, "задающий" возможные контуры  и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что  организации различаются по многим  критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

      Важно  обратить внимание на сопряжение  структуры управления с фазами  жизненного цикла организации,  о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

Информация о работе Реструктуризация управления предприятием нефтегазохимического комплекса