Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается влияние финансово-промышленных групп на структурный кризис экономики Южной Кореи. Южная Корея с 1962 по 1997 гг. достигла очень больших результатов в реализации экспортоориентированной политики развития, произошли перемены в структуре экономики. Но в 1997 г. в Южной Корее наступает финансовый кризис.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовый кризис в Южной Корее.…………………………………...4
Глава 2. Основные этапы развития ФПГ.………………………………………..7
Глава 3. Краткая характеристика ведущих чеболь.………………………….14
Глава 4. Меры правительства по оздоровлению экономики.………………..27
Глава 5. Реорганизация чеболь и банковской системы.………………………39
Заключение.…………………………………………………………………………….49
Список используемой литературы.……………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Глава 4. Меры правительства по оздоровлению экономики

В начале 1999 г. Министерство финансов и экономики Республики Корея анонсировало новый пакет мер, направленных на преодоление кризисных явлений и стимулирование экономического развития страны путем поощрения потребления и инвестиций, стимулирование развития экспорта и др. Указанные цели предполагается осуществить за счет следующих мер:

  • путем целенаправленного дополнительного инвестирования в «проблемные» сектора экономики, объем которых к концу 1999 г. должен составить более 25,6 трлн. вон;
  • осуществлять наряду с совершенствованием процедуры гарантий по кредитам, что поможет национальным финансовым институтам избежать рисков, связанных с их кредитными операциями;
  • орентироваться на последовательное снижение банковских процентных ставок и использование резервных средств на финансирование реального сектора [5; 8].

Важнейшими текущими задачами правительство Республики Корея считает создание благоприятных условий для иностранных инвестиций. Льготный режим кредитования будет предоставлен в основном средним и малым компаниям. Действующие правила и законы, препятствующие развитию экономической активности таких предприятий, будут отменены. Для оказания помощи в создании новых рабочих мест правительство намерено упростить процедуру регистрации предприятий в таких секторах экономики как транспорт, строительство, финансовый сектор и др.

Одной из основных мер по выходу из кризиса может стать стимулирование внутреннего спроса. Для реализации этой цели планируется выделение кредитов на общую сумму до 7,2 трлн. вон на финансирование сделок по приобретению недвижимости, товаров длительного пользования, а также обязательств финансовых институтов (облигаций и т.п.).

За счет льготной налоговой и финансовой политики планируется стимулировать внутренние инвестиции в автоматизацию, информатизацию и связь, туризм, культуру и «рисковый» бизнес. Всего на поддержку и развитие наукоемких отраслей запланировано направить 1 трлн. вон кредитных средств. Что касается долговременной финансовой кредитной поддержки и инвестиций в средства производства, то в этих целях будут использоваться заемные средства Банка для экономического развития Кореи («КDВ»), привлекаемые в форме связанных кредитов на закупку машин и оборудования у «Эксимбанка» США, «Эксимбанка» Японии германского банка, осуществляющего аналогичные функции.

Кроме того, в 1999 г. планируется создать взаимные фонды инвестирования в объекты инфраструктуры, куда будут допущены как местные внутренние, так и зарубежные инвесторы. Первоначальный размер этих фондов может составить 500 млрд. вон.

Предусмотрен ряд мероприятий по поддержке экспорта и иностранных инвестиций.

Основной акцент будет сделан на устранение бюрократических и других проблем, сдерживающих экспортный сектор. Корейская корпорация по содействию торговле и инвестициям (КОТРА) и другие правительственные агентства и структуры, призванные помочь развитию национального экспорта, будут активно поддерживать продвижение 100 экспортных товаров в выявленных «нишах» на мировом рынке [5; 9].

С ноября 1998 г. начали действовать взаимные экспортные гарантии по кредитам с другими странами, включая Малайзию и Таиланд. Денежные средства, направляемые «КDВ» на льготное финансирование торговых операций будут увеличены с 1 до 2 трлн. вон.

Начиная с октября 1998 г., на поддержание экспортно-импортного финансирования южнокорейских компаний направлялись иностранные займы в общей сумме 2,9 млрд. долл.

Для стимулирования притока иностранных капиталовложений Правительство приняло в сентябре 1998 г. «Закон о стимулировании прямых иностранных инвестиций», который вступил в силу 17 ноября 1998г.

Несмотря на меры, принимаемые правительством по привлечению прямых иностранных инвестиций, их приток в Южную Корею в 1998 г. (по состоянию на октябрь) составил 4,7 млрд. долл., то есть сократился почти наполовину от уровня 1997 г. (10 млрд. долл.).

Среди  зарубежных стран на первом месте по размеру инвестиций в Южную Корею в 1998 г. были страны Европейского Союза (1,8 млрд. долл, что на 3,3% выше уровня 1997 г.), затем следовали – США (1, 65 млрд. долл., снижение на 30,4%) и Японии (438 млн. долл., прирост на 89,6%). В последние годы японцы предпочитают вкладывать средства в мелкий и средний бизнес, выкупая контрольные пакеты акций или более 51% их участия в совместных предприятиях с  южнокорейскими партнерами [5; 9]. По мнению сотрудников Корейского института международной экономической политики («KIEP»), снижение прямых иностранных инвестиций не должно объясняться одними только «внешними» факторами. Так, озабоченность иностранных инвесторов вызывает возможность повторения ситуации, приведшей к долгосрочной забастовке на заводах компании «Hyundai Motor Co» после введения нового трудового законодательства в стране.

Продолжался процесс либерализации доступа иностранного капитала в ранее закрытые отрасли южнокорейской экономики. Начиная с ноября 1998 г., для прямых иностранных инвестиций сняты ограничения на вложение капитала в книгопечатание и издательскую деятельность, в том числе в издание периодической литературы. С 1 января 1999 г. правительство РК разрешило иностранным предпринимателям свободно публиковать в Южной Корее книги и периодические издания. Им также разрешено иметь 33% - ное участие в капитале южнокорейских газет (ранее – максимум 25%). С 1999 г. доля иностранного капитала в секторе книгопечатания и средств массовой информации может достигать 100% (ранее планировалось 50%).  Япония и Корея договорились, что в Республике Корея будут продаваться японские «комиксы» и фильмы, будет разрешена публикация.

По ранее намеченным графикам продолжается либерализация доступа иностранного капитала в 16 «частично открытых» отраслей экономики. Так, с января 1999 г. открыты для иностранного капитала индустрия по производству алкогольной продукции, морские грузовые перевозки.

С ноября 1998 г. иностранным предпринимателям разрешено иметь до 25% капитала в предприятиях по производству табачных изделий. По другим отраслям промышленности правительство составило планы либерализации. К таким отраслям относятся внутреннее паромное сообщение и воздушный транспорт, трастовый бизнес, кабельная телетрансляция, телефонный сервис и отправление телеграмм, беспроволочный телефонный сервис и выработка электроэнергии, причем для местного паромного и регулярного авиационного сообщения будут установлены ограничения по участию иностранного капитала до 50%.

Среди 13 полностью «закрытых» для иностранного участия отраслей Министерство финансов и экономики планирует, начиная с марта 1999 г., частично «открыть» организацию работы казино, с 1 января 2000 г. – оптовую продажу мяса.

Согласно «Закону о стимулировании иностранных инвестиций», налоговые льготы будут предоставляться предпринимателям, занятым в сфере туризма (включая гостиничный бизнес, предоставление офисов для проведения международных конференций и т.п.), а также в сфере досуга, на что будет направлено около 30 млн. долл. государственных инвестиций.

С целью оказанию помощи южнокорейской Корпорации по управлению собственностью (Korea Asset Management Corp, или “КАМСО”), различные государственные и комменческие банки будут выделять кредиты, используемые по сделкам на недвижимость и проводимые при участии “КАМСО” как сокредитора. Позднее будут опубликованы льготные тарифы, направленные на облегчение покупок недвижимости (зданий, сооружений, земли и т.п.), причем проект соответствующего закона уже передан правительством на рассматрение в Национальное собрание Республики Корея. В дополнение к 3 трлн. вон, направленных на закупку основных средств (зданий, сооружений), Корейская земельная ассоциация с октября 1998 г., начала выкупать недвижимость на сумму 500 млрд. вон.

Правительство разработало и реализует программу реструктуризации финансового и корпоративного секторов в рамках договоренности с МВФ о предоставлении срочной финансовой помощи. Под корпоративным реструктурированием понимаются мероприятия по повышению конкурентоспособности компаний путем реструктуризации капитала, слияний и поглощений, реорганизаций и банкротств, а также переобучения и трудоустройства высвобождающейся рабочей силы. Для реализации этой программы в июне 1998 г. создана правительственная комиссия по оздоровлению бизнеса, которая будет работать до конца 1999г. Комиссия призвана осуществить ряд функций, в частности:

- в случае затруднений координировать  усилия компаний и банков-кредиторов  путем прямого вмешательства  в договоренности об их совместных  действиях;

- определять несостоятельные компании;

- требовать ликвидации неплатежеспособных компаний;

- контролировать осуществление  компаниями согласованной программы  реструктуризации;

- разрабатывать мероприятия по  сокращению задолженности, включая  конверсию задолженности в акции  и сокращение капитала (списание акций);

- устанавливать новые бухгалтерские  требования и стандарты;

- обеспечивать финансовую устойчивость  чеболей путем погашения или  упразднения всех существующих  перекрестных гарантий дочерних  компаний;

- способствовать полной либерализации  слияний и поглощений и упрощению процедуры банкротства;

- обеспечивать права акционеров, владеющих меньшинством акций, и  юридическую ответственность основных  акционеров.

Первый этап работы правительства по финансовому оздоровлению в основном завершился в сентябре 1998 г. В июне 1998 г. закрыты пять крупнейших банков. “Кореа Фёрст Бэнк” и “Сеул Бэнк” будут приватизированы, семь крупных банков допущены к работе при условии, что срочно решат свои проблемы и увеличат капитал. Ликвидирован ряд других несостоятельных финансовых институтов, в частности 16 из 30 коммерческих банков, 10 из 25 лизинговых компаний, 4 из 50 страховых компаний, реорганизовано большое количество других финансовых и инвестиционных институтов [7; 5].

Начиная с июня 1998 г. акцент государственной политики перенесен с совершенствования корпоративной финансовой системы на реорганизацию деятельности корпораций, прежде всего чеболей. Правительство считает, что основные проблемы конгломератов, а именно слабая международная конкурентоспособность и большая задолженность, обусловлены такими негативными факторами, как излишняя диверсификация бизнеса, дублирование инвестиций и избыточные производственные мощности.

Начиная с 1998 г. под сильным давлением правительства пять ведущих чеболей ведут переговоры по реорганизации бизнеса путем осуществления слияний и поглощений и ликвидации избыточных мощностей чрезмерно диверсифицированных филиалов. Предварительное соглашение достигнуто в начале сентября 1998 г., но и к концу октября окончательные детали программы “большой рационализации” не были согласованы из-за возникших разногласий по поводу управленческого контроля над тремя объединенными компаниями, которые должны быть созданы в соответствии с временным соглашением. Программа “рационализации” затрагивает семь важнейших секторов промышленности – полупроводниковую, нефтехимическую, аэрокосмическую, нефтеперерабатывающую, производство энергетического оборудования, производство судовых двигателей и производство подвижного состава.

В соответствии с достигнутым соглашением основные мероприятия сводятся к следующему.

1. Полупроводниковая промышленность.

Новая компания будет образована путем слияния ведущих национальных производителей чипов “Хендэ Электроникс” и “Эл Джи Семикон”. Эти две компании в первой половине 1998 г. из-за падения цен на микрочипы и колоссальной внешней задолженности потерпели убытки на сумму более 471 млн долл. Образующаяся компания будет вторым по величине в мире производителем микрочипов после “Самсунг Электроникс”. Первоначально предполагалось, что акции новой компании будут разделены в соотношении 7 : 3, но окончательное решение об основном акционере будет принято после подведения итогов оценки каждой из двух компаний независимым аудитором [7; 8].

2. Нефтехимическая промышленность.

“Хендэ Петрокемикал” и “Самсунг Петрокемикал”, входящие в число низкорентабельных нефтехимических компаний Южной Кореи, сольются, получив по 30% акций новой компании. Оставшиеся 40% акций будут выставлены на продажу иностранным инвесторам для снижения коэффициента финансовой зависимости до 200%.

 

 

3. Производство энергетического оборудования.

Первоначальный план предусматривал передачу отделения энергетического оборудования “Хендэ Хэви Индастриз” конгломерату “Ханджунг”, но потом решено, что “Хендэ Хэви Индастриз” прекратит выпуск энергетического оборудования. Однако “Ханджунг” и “Хендэ” продолжат переговоры о возможном слиянии.

4. Аэрокосмическая промышленность.

Три ведущих национальных производителя деталей и комплектующих для аэрокосмической промышленности – аэрокосмическое отделение компании “Дэу Хэви Индастриз”, “Хендэ Спэйс энд Эйркрафт” и “Самсунг Акроспэйс” – образуют консорциум с равными долями собственности. Новая компания будет конкурировать с производственным отделением национального авиаперевозчика – компании “Кореан Эйр”, хотя возможно впоследствии и сольется с ней.

5. Производство судовых двигателей.

“Самсунг Хэви Индастриз”, “Дэу Хэви Индастриз” и “Ханджунг” образуют новую компанию, которая будет конкурировать с “Хендэ Хэви Индастриз”.

6. Производство подвижного состава.

“Дэу Хэви Индастриз” и “Ханджин Хэви Индастри” образуют консорциум, которому предстоит конкурировать с “Хендэ Пресижн Индастри” в производстве двигателей для поездов и подвижного состава. Консорциум будет привлекать инвестиции для снижения коэффициента финансовой зависимости до 200% с возможностью переуступки контроля. Конкурентная борьба будет вестись за поставки подвижного состава для новой высокоскоростной железнодорожной системы Южной Кореи, первая очередь которой уже строится, а завершение намечено на 2006 г.

Информация о работе Роль финансово-промышленных групп в структурном кризисе экономики Южной Кореи