Рыночная экономика и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:57, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Rynochnaya_ekonomika_i_menedzhment.docx

— 238.85 Кб (Скачать файл)

 

8. История  развития менеджмента в России.

Становление и  развитие менеджмента в России 
 
1.1.      Дореволюционный опыт российского предпринимательства и управления.  
 
Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства.  На Руси всегда в жизни и ведении бизнеса почитались и ценились идеалы добра, справедливости  и правды. Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличалась от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх». Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли. Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.  Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами. Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов. При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств, составлявших основу экономической жизни.  
 
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX— XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы научной организации труда предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. В начале XX века в России аграрное население преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия производила готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало население США. На Западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше, чем в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладал ручной неквалифицированный труда. Отличительными чертами служили наличие огромной доли дешевой рабочей силы, низкая заработная плата, неограниченный рабочий день, пренебрежение элементарными требованиями техники безопасности, отсутствие наследственной рабочей аристократии, рабочих династий и специализированных кадров.  
 
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме появились в 1908—1909 гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества» [17, с.64]. Переводятся основные работы Ф.Тейлора, Ф.Джилбретта, Г.Гантта. В 1913г., появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента» [17, с.65]. Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества — начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. В обсуждении приняли участие известные русские ученые, публицисты, политики: В.И.Ленин, И.Озеров, П.Маслов, А.Богданов, В.Воронцов, В.Железнов и др. В концеXIX начале XX века в России идеи управления и правового государства  разрабатывали  М.  Сперанский,  И. Платонов, И. Рождественский.  В  основном  труде Сперанского  («Записка  об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.)  дано научное толкование целей, принципов, функций и структуры органов  управления в применении к организации системы управления  правительственных  учреждений и производственных подразделений (фабрик, заводов и т.п.). В этот же период  в  ряде  университетов  разрабатывались методологические  проблемы  управления:  в  Московском   (В.   Гольцов,   М. Ковалевский);  Петербургском  (И. Андреевский);  Казанском  (Я.  Степанов); Харьковском (В. Левицкий)  и  Киевском  (Н.  Бунге). Исследования  касались места  и  роли  управления   экономикой   в  системе   государственного   и общественного  устройства,  предмета  и   методов   науки   об   управлении, методологии западных ученых.  
 
Особенностью  теоретических  и  методологических  изысканий  российских ученых того периода является использование  методов  научного  познания  для наблюдения и анализа явлений, установления  причинной  связи  между  ними  и формирования  принципов  управления.   Во многом внимание к развитию управления в России было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает, в том числе, и получение прибыли. Наука  отражала  объективный   процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в  специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых  собственниками  для управленческой деятельности.  Многие   исследователи   были   приверженцами капиталистического пути развития  экономики  России,  связанного  с  ростом крупных предприятий и формированием монополий. Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века  с ее идеями «культурного государства»  подтолкнуло  исследование  национальной культуры,  нравов,  обычаев  и  экономического  поведения   работников,   их менталитета, которые  легли  в  основу  формирования  таких  областей  науки управления, как организационная культура, человеческие  ресурсы,  мотивация, управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).  
 
Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина, который занимался совершенствованием местного самоуправления. В начале века в России среди царящих в обществе беззакония (в 1905-1906 гг. было разграблено и сожжено более 16 тыс. барских усадеб), коррупции, взяточничества и с ничем несравнимого на тот момент спада производства П. А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. после отставки Совета министров во главе с С.Ю. Витте министром внутренних дел, а с июля этого же года начавший совмещать этот пост с должностью премьер-министра России, совершенно по-иному определил суть своей деятельности: "Сначала успокоение, а потом реформы". Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые, по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышению качества жизни народа. "Противникам государственности, - писал он, - хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". Столыпин являлся сторонником продуманной и целеустремленной деятельности правительства и общества в целом. Россия стояла на грани свершения первой управленческой революции, началом которой послужила Октябрьская революция. 
 
Управленческие революции происходили и в других странах мира. В 1941 г. Бернхайм описал процесс вытеснения класса капиталистов-собственников классом менеджеров-несобственников и назвал его управленческой революцией. Эта революция обозначила важную веху в развитии западного общества — переход от индустриального общества к постиндустриальному, в котором ключевые позиции принадлежат инженерам, программистам, служащим и менеджерам. В США управленческая революция обозначала отделение собственности от контроля над производством, вытеснение капиталистов менеджерами с ключевых позиций в обществе. 

 

9. Особенности  туризма как объекта управления.

Туризм является объектом деятельности, которая подвержена влиянию управления внешней среды. Управление туристической деятельностью немного отличатся от аналогичной, и в этом проявляются следующие особенности.

Сложность взаимодействия с составными элементами

Туристическая деятельность состоит из множества объектов и  процедур, которые должны быть постоянно  связаны между собой. От эффективного взаимодействия этих элементов будет  зависеть общий успех всей туристической  деятельности.

Так как контрагенты располагаются  в различных странах и от их взаимодействия зависит координация  действий, задача любого руководителя – повысить эффективность данного  взаимодействия. Что касается международных  связей , то они должны быть на самом  высоком уровне реакции.

С точки зрения ответственности  туристического контрагента, в его  задачу входит своевременная реакция  на условия внутренней и внешней  среды, которая будет обуславливать  дальнейшие действия руководства туристической  организации.

Трудноизмеримые цели

Давно известно, что успех  в любой отрасти менеджмента  зависит от ясности целей. В туристической  деятельности представление о целях  имеет весьма абстрактное значение. Большую роль играет именно миссия, которая может быть сформулирована гораздо более простым способом.

Что касается других особенностей организации туризма и управления им, то они ничем не отличаются от иных других, присущих традиционному  виду бизнеса. С развитием правовой и нормативной базы туристические  предприятия смогут выступать более  весомым объектом управления, что  повлечет за собой поднятия эффективности  деятельности отрасли в целом.

А пока следует работать в  условиях несовершенной внешней  среды, которая препятствует к развитию туризма как объекта управления.

Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения1 и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий — небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах, они типичны для туристской индустрии, но это не заводской цех с одним типом организационной структуры управления. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые, так или иначе, должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является одновременно и важнейшим отличительным признаком менеджмента туристской организации. Прежде всего, следует ответить на вопрос, кто реально должен руководить регионом и нести за это ответственность.

Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели — накопление ценностей, движение наличности, прибыль ... Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.

 

10. Система  управления  туризмом.

Особенности управления сферой.

  1. Большая глубина проникновения туризма в региональные стр-ры управления.
  2. Комплексность тур продукта.
  3. Неоднородность тур спроса в результате сильного влияния фактора сезонности, непостоянство качества услуг.
  4. Разнообразие самих потребителей услуг.
  5. Специфичность самого тур продукта которая проявляется в его неосязаемости неотделимости его от источника  его создания и несохраняемость тур продукта.

В силу этого выделяются черты  характерные для любых турпредприятий:

    1. При планировании тур деятельности в центре внимания должны быть потребности и запросы турнета.
    2. Непервичность туруслуги
    3. Маркетинг имеет большое значение.
    4. В связи с непостоянством качества тур услуги особое значение приобретает ф-ия постоянного контроля за этим качеством.
    5. Тур услуга – уникальна.

 

11. структура управления туризмом. 

Туристская деятельность - это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. 
 
Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. 
 
Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка.  
 
Управление туристской структурой представляет собой распределение задач между структурными подразделениями и работниками, в том числе наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристской деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации.  
 
Организационная структура управления в сфере туризма, также как в любой другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними - горизонтальные и вертикальные. Звенья управления в туристской организации определяются ее масштабами. 
В небольших туристских организациях с малочисленным штатом управленческие звенья представлены отдельными специалистами. Крупные туристские организации разделяются на структурные подразделения, ориентированные на выполнение соответствующих функций управления. Связи между структурными подразделениями носят горизонтальный характер. 
 
Уровни управления туризмом представляют собой совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации и отношения руководства и подчинения между уровнями разного уровня.  
 
Управленческие задачи менеджеров в сфере туризма, тур-агентов, туроператоров, которые работают на разных уровнях управления, зависят от должности и специализации. Например, менеджер по работе с предприятиями общественного питания заключает договоры с ресторанами, столовыми, кафе в определенном туристском регионе и контролирует их соблюдение. В крупных туристских холдингах, занимающихся туроператорской деятельностью, менеджер может заниматься решением подобного рода задач во всех туристских регионах, с которыми работает организация. Вертикальная зависимость и соподчинение ступеней управления позволяют распределить ответственность за принятие и реализацию управленческих решений между работниками организации. На высшем уровне управления - директором и его заместителями (председателем совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением) разрабатываются решения стратегического характера, затрагивающие политику организации в сфере развития туристской деятельности, расширения географических маршрутов. Помимо этого, руководители осуществляют координирование деятельности своих заместителей - руководителей отделов и других подчиненных. Специфика единоначального или коллегиального управления определяет два подуровня управления - полномочное управление и общее руководство. Средний уровень управления обеспечивает реализацию политики функционирования организации, разработанной руководством высшего уровня, и делегирует определенный объем задач подразделениям и отделам низшего уровня. Специалисты среднего уровня отвечают за подбор работников для выполнения поставленной задачи и обеспечение его необходимыми ресурсами и информацией, осуществляют контрольные функции, так как они отвечают за своевременное выполнение поставленных задач, и проводят мониторинг результатов с целью выявления отклонений от запланированных показателей. Например, руководитель отдела продаж планирует деятельность менеджеров по продажам, устанавливает для них график работы, показатели будущих продаж, оценивает результаты их предыдущей работы, осуществляет текущий и конечный контроль, проводит обучение и информационную поддержку. Специалистам среднего уровня необходимо знать всю специфику туристской деятельности, быть хорошими организаторами, обладать навыками работы с персоналом. На низшем уровне управления менеджеры выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Они заняты реализацией еженедельных и ежедневных задач, работают непосредственно с исполнительским персоналом организации и отвечают за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Например, менеджер по рекламе занимается поиском подрядных организаций по изготовлению и размещению рекламы, ставит перед ними конкретные задачи, заключает с ними договоры, контролирует их деятельность, отвечает за качество рекламного продукта. 
 
В небольших турфирмах иногда отсутствует низший уровень управления в силу немногочисленности персонала. Его функции выполняют управленцы среднего уровня.  
 
Многоуровневая структура управления в туристской организации целесообразна при: разветвленной сети обслуживания и большом географическом охвате, большом числе работников. В менеджменте туризма выделяют следующие основные организационные структуры управления: линейную, функциональную и линейно-функциональную.  
 
Линейная организационная структура управления основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Туристскую организацию возглавляет руководитель, в его подчинении находятся заместители - руководители линейных подразделений. Они наделены всеми полномочиями для реализации единоличного руководства своими подчиненными, однако не могут связываться друг с другом непосредственно. Такую структуру часто называют однолинейной.  
 
К преимуществам линейной структуры управления можно отнести: простое построение; однозначное определение задач, компетенции, ответственности; жесткое руководство органами управления, единоначалие; один канал коммуникации; оперативность и точность управленческих решений. 
Но для этой структуры характерны: затруднительные связи между инстанциями; концентрация власти на верхнем уровне управления; сильная загрузка средних уровней управления; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка персонала информацией; отсутствие гибкости. Линейная структура управления используется в малых туристских организациях при отсутствии широких кооперационных связей между ними. 

 

12. Содержание  и виды планирования.

Планирование деятельности предприятия – это

систематический

информационно обрабатываемый

процесс

качественного, количественного  и временного определения

будущих целей,

средств и методов формирования, управления и развития предприятия

Объекты плановых решений:

цели и задачи

пути и средства

ресурсы, необходимые для  выполнения поставленных задач

организация выполнения плана  и контроль

План включает:

маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции)

технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов  деятельности специализации предприятия, его организации и технологии)

финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых  видов деятельности)

Объекты плановых решений:

цели и задачи

пути и средства

ресурсы, необходимые для  выполнения поставленных задач

организация выполнения плана  и контроль

План (официальный  документ) отражает:

прогнозы развития организации  в будущем

промежуточные и конечные задачи и цели стоящие перед ней  и ее отдельными подразделениями

механизмы координации текущей  деятельности и распределения ресурсов

стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств

План –

это сложная социально-экономическая  модель будущего состояния организации

Принципы составления  планов

полнота — учет всех событий и ситуаций

точность — использование методов, средств, тактики и процедур, обеспечивающих точность прогнозов

ясность — простота и легкость формулировки планов

непрерывность — планирование - непрерывный процесс

экономичность — соизмеримость расходов на планирование с выигрышем от него

 

 

 

13. Стратегическое  планирование тактическое и оперативное.

Стратегическое - определение  долгосрочных перспектив.

Тактическое - определение  промежуточных целей.

Оперативное - определение  краткосрочной ежедневной тактики.

Стратегическое  планирование

определяет главные цели деятельности фирмы и намечает конечные результаты

охватывает период в 10-15 лет  и имеет отдаленные последствия

обеспечивает основу для  всех управленческих решений 

Функции стратегического  планирования

установление стратегических целей

разработка стратегий  по достижению поставленных целей

распределение необходимых  для реализации целей ресурсов

Текущее планирование

на срок до 1 года

ориентировано на выбор средств  для достижения стратегических целей

воплощено в краткосрочных  и оперативных планах

увязывает все направления  деятельности организации и её подразделений  на предстоящий период

Сущность планирования заключается в разработке оптимального плана деятельности по достижению цели.

Входными данными  при планировании являются информация о прошлом (ретроспективная информация) и информация о настоящем, которая по отношению к плановому периоду является также информацией о прошлом. Поэтому ее относят условно к ретроспективной информации (условно-ретроспективная информация).

Выходными данными  планирования является информация о будущем (перспективная информация) – план (результат планирования).

Важным понятием содержания планирования является глубина планирования.

Глубина планирования (время упреждения) называется промежуток в будущем, на который разрабатывается план. Глубина ретроспекции – промежуток времени в прошлом, который необходимо взять для получения прогноза с достаточной вероятностью или по которому имеется достоверная ретроспективная информация. Сумма глубин ретроспекции и планирования дает величину временного сдвига информации входа и выхода.

В хозяйственной деятельности в зависимости от времени упреждения (глубины планирования) различают  следующие виды планирования:

оперативное планирование (до 1 месяца);

текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года);

перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).

Оптимальный план не может  быть разработан без выработки оптимального решения и разработки оптимального плана деятельности по планированию, без создания организации и определения  ее целей, которая смогла бы обеспечить разработку оптимального плана, без  контроля или оперативного управления деятельностью по планированию.

Такова группа задач, которая  должна входить в общую систему  задач, определяющих содержание планирования.

Содержание планирования включает выработку решения и оптимального плана деятельности по планированию, создание целевой группы организации, которая смогла бы обеспечить разработку оптимального плана и создания системы оперативного управления (контроля) за деятельностью по планированию.

В зависимости от целей  различают стратегическое и тактическое  планирование.

Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации  на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано  на период пять и более лет.

Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

Информация о работе Рыночная экономика и менеджмент