Система управления кадровыми процессами в МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

С учетом современных реалий и перспектив развития необходимо определить цели, задачи и приоритетные направления работы с кадрами - главным фактором обеспечения эффективного функционирования МЧС России, а также предмет и границы регулирования кадровых процессов.

Объект исследования - Система кадрового обеспечения МЧС России.

Предмет исследования - Концептуальные направления и технологии совершенствования системы кадрового обеспечения в МЧС России.

Целевая установка - определить основные пути развития системы кадрового обеспечения МЧС России, разработать оптимальный пакет кадровых технологий совершенствования этого процесса и социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России.

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические основы анализа системы кадрового обеспечения в МЧС России

.1 Роль и задачи кадрового обеспечения в системе государственного управления

.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях

1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

2.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России

.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России

2.3Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

 

Если данная тенденция сохранится, то, по расчетам российских демографов, в ближайшие 20 лет население страны сократится на 20%, а затем будет сокращаться на 50% каждые 25 лет. Под вопрос поставлена способность нации к самовоспроизводству.

 

Поэтому определение закономерностей и новых тенденций в кадровых процессах и выработка адекватных мер по их корректировке, нейтрализации являются для органов государственной власти и научных учреждений задачей первостепенной важности.

 

Механизм учебно-методического  обеспечения ГКП

 

Реализация государственной кадровой политики предполагает ее эффективное учебно-методическое обеспечение. Оно должно охватывать все звенья подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Основным учебно-методическим центром подготовки и переподготовки кадров для государственной службы должны стать РАГС при Президенте РФ. Именно на нее Указом Президента РФ возложена обязанность научно-методического руководства и координации работы региональных академий

 

Принципы государственной кадровой политики - это основные, регламентирующие ее положения и правила. Они имеют объективную основу, опираются на природу и закономерности кадровой деятельности и отражают эту деятельность в постоянном развитии. Вопрос о принципах кадровой политики весьма противоречиво освещается в научной литературе. Тем не менее совокупная точка зрения позволяет выделить общие, базисные принципы, регулирующие кадровые процессы в целом; специфические принципы, регулирующие кадровый потенциал в отдельной сфере, и частные принципы, регулирующие функционирование отдельных элементов кадрового процесса.

 

К общим, базисным принципам ГКП  относятся: научность, конкретно-исторический подход, нравственность, законность. демократизм, преемственность и сменяемости

 

К общим принципам, регулирующим кадровые процессы в отдельной сфере, например в системе государственной службы, можно отнести: подбор кадров по деловым, профессиональным и нравственным качествам; открытость и гласность; социальное равенство доступа граждан к государственной службе; правовую, социальную и экономическую защищенность персонала; социальный контроль за деятельностью государственных служащих.

 

Специфические принципы можно сформулировать для кадровых процессов в сфере  экономики, науки, культуры, в системе  государственной службы, в системе гражданской защиты и т. д. Именно учет специфических принципов кадровой политики различных сфер позволяет обеспечить сущностную определенность этой политики, способствует объективному и справедливому решению кадровых вопросов.

 

Частных принципов, регулирующих функционирование отдельных элементов кадрового процесса, множество. Например, в сфере послевузовского образования действуют принципы профессионализации, индивидуализации, компьютеризации, интенсификации, непрерывности и опережающего характера обучения.

 

Применяя общие, специфические  и частные принципы кадровой политики, государство может обеспечить конструктивность своей роли в решении кадровых проблем во всех сферах общественной жизни, однако оно не может выступать  монополистом в выработке и проведении кадровой политики. В период становления демократии, открытости, гласности изменились социально-политические условия развития общества, в результате влияние государства на формирование кадров не сводится к жесткой регламентации их деятельности. Государство призвано создавать условия, которые всемерно способствовали бы развитию инициативы, предприимчивости, ответственности кадров, давали им реальную свободу в выборе вариантов использования своего кадрового потенциала, в реализации своих интересов.

 

Кадровая политика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) является составной и неотъемлемой частью государственной кадровой политики, инструментом её реализации в деятельности центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации и органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям местного самоуправления, войск гражданской обороны, частей и подразделений Государственной противопожарной службы, государственных инспекций Государственной инспекции по маломерным судам, поисково-спасательных формирований, учреждений и организаций МЧС России (далее по тексту - организации МЧС России).

 

Она может быть представлена, как  система принятых в МЧС России целей, принципов, и взглядов на способы  и пути профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в интересах министерства, других заинтересованных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, других зарубежных государств, расстановки их по должностям и сопровождения в течение всей трудовой деятельности в системе МЧС России.

 

 

1.3 Состояние и основные концептуальные  направления развития системы  управления кадровыми ресурсами МЧС России

 

 

Анализ концепции кадровой политики МЧС России. Концепция кадровой политики МЧС России (далее по тексту - Концепция) рассматривает принципиальные положения  кадровой политики, проводимой в системе  Министерства, на период до 2008 года в целях создания стройной и эффективной системы подготовки, расстановки, продвижения и воспитания специалистов-профессионалов, обеспечивающих выполнение всего комплекса задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации поиска и спасения людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее по тексту - защита и спасение людей и территорий).

 

Необходимость выработки Концепции  кадровой политики МЧС России вызвана  возрастанием объёма и сложности  задач, связанных с решением проблем  защиты и спасения людей и территорий (схема 1).

 

В Концепции раскрываются:

 

основные направления деятельности МЧС России, обеспечивающие условия для реализации конституционных гарантий военнослужащих войск гражданской обороны, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, гражданских государственных служащих, работников Государственной инспекции по маломерным судам, лиц гражданского персонала (далее по тексту - сотрудники МЧС России) по плодотворному использованию своих способностей;

 

приоритетные направления формирования кадрового потенциала Министерства и механизмы его востребования в современных условиях;

 

основные принципы кадровой политики МЧС России;

 

особенности формирования системы, позволяющей  осуществлять подбор, обучение и продвижение  кадров в системе МЧС России в  сочетании с кадровой экспансией молодых и опытных сотрудников МЧС России, повышении их мотивации к службе (работе) в Министерстве.

 

Концепция кадровой политики МЧС России представляет собой систему взглядов, целей и принципов на способы  и пути профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в интересах Министерства, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, зарубежных государств, расстановку их по должностям, продвижение и сопровождение их в течение всей служебной и трудовой деятельности в системе МЧС России.

 

Стратегической целью кадровой политики МЧС России является подготовка, формирование, воспитание и востребование  кадрового потенциала Министерства как важнейшего интеллектуального  и профессионального ресурса, обеспечивающего  выполнение всего комплекса задач по защите и спасению людей и территорий.

 

Ядром стратегического направления  кадровой политики МЧС России является создание конкурентных, по сравнению  с другими федеральными органами исполнительной власти условий для  свободного использования всеми сотрудниками Министерства своих способностей, их развития и востребованности в обществе.

 

В качестве образующих элементов стратегического  направления кадровой политики выступают:

 

кадровая политика Министерства как  специфическая составная государственной кадровой политики;

 

нормативно-правовая база кадровой и  воспитательной работы, её постоянное совершенствование с учётом изменения  обстановки;

 

совершенствование системы отбора, продвижения по службе (работе), профессионального  роста и учёта всех категорий специалистов, получивших основополагающие (базовые) специальные знания и навыки в области защиты и спасения людей и территорий;

 

оценка сотрудников Министерства на всех этапах прохождения службы (трудовой деятельности) (аттестование, работа с резервом, ротация, оценка индивидуального вклада и потенциальных возможностей сотрудников МЧС России);

 

развитие современной системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров;

 

обеспечение реализации всего комплекса  социальных прав и гарантий сотрудников МЧС России, предусмотренных законодательством.

 

Основными принципами кадровой политики МЧС России являются:

 

научная обоснованность и реалистичность, взвешенный учёт как потребности  организаций МЧС России в кадрах той или иной квалификации, так и существующих возможностей её удовлетворения;

 

соблюдение законности при решении  кадровых вопросов;

 

перспективность, её опережающий и  упреждающий характер, основывающийся на прогнозировании кадровой ситуации;

 

тщательность отбора, подбора и  расстановки сотрудников системы МЧС России по их деловым, моральным качествам и опыту работы;

 

преемственность и обновление кадров, оптимальное сочетание опытных  и молодых специалистов;

 

сочетание принципов единоначалия, демократичности и учёт мнения коллегиальных органов при решении кадровых вопросов;

 

правовая и социальная защищённость сотрудников МЧС России, обеспечивающая социальную справедливость решения  кадровых вопросов.

 

Основополагающие принципы Концепции  едины для всей системы МЧС  России.

 

Работа с кадрами - одно из ответственных и многогранных направлений деятельности МЧС России, требующее комплексного решения управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных и психологических задач. Она является приоритетной обязанностью руководителей всех уровней МЧС России.

 

Работа с кадрами и совершенствование  профессиональной подготовки - решающие факторы повышения эффективности  управления системой МЧС России, обеспечения  её единства, результативности служебной  деятельности. Она должна осуществляться с учётом особенностей функционирования конкретных подразделений и служб, федеральной и региональной специфики.

 

Система кадровой и воспитательной работы строится с учётом необходимости  поддержания баланса прав и интересов  сотрудника, с одной стороны, и Министерства - с другой, что обеспечивает эффективную реализацию конституционных прав и свобод сотрудника как профессионала, гражданина и личности в органическом единстве с интересами МЧС России, со всеми вытекающими взаимными правами, обязанностями и ограничениями.

 

Кадровая политика МЧС России разрабатывается  и осуществляется с учетом объективных  факторов состояния кадрового потенциала и избранных приоритетов социально-экономического развития общества.

 

Кадровый потенциал МЧС России составляет важнейшее достояние, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие Министерства. Отсутствие эффективных механизмов воздействия на процессы формирования и востребования кадрового потенциала, снижение его профессионализма могут привести к снижению качества решаемых МЧС России задач.

 

Под кадровым потенциалом МЧС России понимается часть трудовых профессионально  подготовленных ресурсов Министерства, способных участвовать в профессиональных видах трудовой (служебной) деятельности.

 

В настоящее время в системе МЧС России проходят службу (работают):

 

военнослужащие;

 

спасатели;

 

гражданские государственные служащие;

 

гражданский персонал;

 

личный состав Государственной  противопожарной службы МЧС России, включающий лиц рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава;

 

личный состав Государственной  инспекции по маломерным судам.

 

В начале ХХI столетия в условиях многократного  увеличения объема решаемых задач появилась  негативная тенденция снижения профессионализма сотрудников Министерства в управленческом звене (особенно подразделений центрального аппарата) на фоне кадрового голода на высоко подготовленных квалифицированных специалистов - управленцев.

 

Основной причиной падения профессионализма сотрудников являлся низкий уровень их заработной платы, отсутствие служебного жилого фонда в системе Министерства и недостаточная реализуемость социальных гарантий, предусмотренных законодательством для соответствующих категорий кадров. Неудовлетворенность сотрудников МЧС России сложившимся в обществе отношением к профессиональным способностям граждан повлекла отток высококвалифицированных специалистов. Например, только за период с 1999 по 2003 год в МЧС России было уволено 3700 офицеров, из них почти 2 тысячи (54% от общего количества уволенных) - досрочно. Текучесть военных кадров за указанный период в целом за систему МЧС России составила 11% - 12%, а в отдельных местах с высоко развитой инфраструктурой, таких как Москва и Санкт-Петербург - до 20%. Текучесть кадров в центральном аппарате превышает общую текучесть кадров по системе МЧС России и составляет в среднем 18 - 19 % (в 2000 г. - 14 %, в 2001 г. - 20 %, в 2002 г. - 19 %, в 2003 г. - 20 %).

 

Предотвратить указанные тенденции  могут только решительные, последовательные, комплексные и своевременные меры, опирающиеся на полноценную правовую, методологическую и организационную основу. Они должны быть разработаны в долгосрочной кадровой политике МЧС России как важнейшем инструменте социальной политики и политики занятости профессионально подготовленной части сотрудников Министерства.

Информация о работе Система управления кадровыми процессами в МЧС России