Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия системы управления персоналом и ее эффективности, функций управленческих кадров, а также методов управления персоналом и их совершенствования в сложившихся экономических условиях. На сегодняшний день необходима разработка новых подходов к построению системы управления персоналом организации — построение организационных структур, в соответствии, с которыми весь отсчет функций управления ведется не сверху вниз, а снизу вверх. Отсюда ориентация не на иерархические вертикальные структуры, а на многообразные формы горизонтальных связей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИ
1.1. Понятие и сущность управления персоналом
1.2. Роль управленческого персонала в системе управления персоналом……
1.3. Функции и методы управления персоналом
1.4. Организационная структура управления персоналом
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СИБАТОМ» (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУПЕРМАРКЕТА «БАГИРА»)…………………………………………………..
2.1. Общая характеристика торгового предприятия……………………………
2.2. Организационная система управления предприятием……………………
2.3. Анализ трудовых ресурсов и функций управления персоналом…………
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В СУПЕРМАРКЕТЕ «БАГИРА"
3.1. Создание службы по управлению персоналом
3.2. Создание системы обучения персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Организационные методы управления на предприятии тесно переплетаются с методами административного воздействия. Нередко они выделяются в качестве самостоятельного метода. На самом деле административные методы вытекают из организационных. Наделение властными полномочиями одного работника по отношению к другому не означает, что первый издает распоряжение, а второй их выполняет. Права и обязанности в отношениях «начальник-подчиненный» регулируются документами, относящимися к организационным и правовым методам.
Также активно используются социально-психологические методы управления персонала и их развитие связано с тем, что постоянно повышается образовательный и культурный уровень работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности. Одним из таких методов является присвоение званий: «Лучший сотрудник супермаркета недели, месяца, полугодия, года»
3. Совершенствование системы управления персоналом в супермаркете «Багира»
3.1. Создание службы по управлению персоналом
Для грамотного проектирования и создания новой системы управления персоналом генеральный директор предприятия должен ввести в штат такую структурную единицу как главный менеджер по управлению персоналом, который будет находится в прямом подчинении у директора, но в то же время снимет с него большую часть обязанностей по формированию кадрового состава колледжа и управлению персоналом.
И в дальнейшем совершенствуемая система по управлению персоналом предприятия будет создаваться или изменяться по согласованию с менеджером по кадрам.
При совершенствовании системы управления персоналом следует иметь в виду, что условием совершенствования деятельности предприятия является изменение системы управления и контроля текущих процессов. Большинство ошибок допускается не по вине сотрудников, они лишь невольные исполнители, вынужденные работать в обстановке, которая контролируется с помощью устаревших систем. Руководители также не допускают ошибок: единственная их ошибка заключается в том, что они позволяют функционировать системам, которые не настроены должным образом на потребности сегодняшнего дня. Главный удар нужно направить против систем, с помощью которых контролируется и регулируется деятельность предприятия. После этого необходимо создать процедуры, позволяющие регулярно проводить эти крайние важные системы в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.
В первую очередь необходимо пересмотреть свои взгляды на роль и влияние службы управления персоналом на деятельность организации. Пренебрежительное отношение к службе должно уйти в прошлое, т.к. основным фактором производства являются люди. Правильная организация труда работников, социальное развитие трудового коллектива, профессиональный отбор, ориентация и адаптация, планирование карьеры — всё это должно быть возложено на плечи высококвалифицированных специалистов — менеджеров по персоналу.
В основе всякого организационного преобразования лежит изменение в кадровой политике фирмы. Новая кадровая концепция должна обеспечивать единую систему работы с кадрами, основанную на современных научных разработках, а также на передовом отечественном и зарубежном опыте.
Проектируемая организационная структура предприятия должна рассматриваться в тесном сотрудничестве с менеджером по персоналу. При условии, что тот обладает достаточными знаниями в своей области. Ведь именно ему придётся подбирать персонал, заниматься его развитием. При совершенствовании организационной структуры можно использовать организационную структуру с двойным подчинением. Подобная структура особенно подходит на предприятиях, занимающихся не только производством и выпуском продукции, но и ведущих активную научно-исследовательскую деятельность.
Рис. 3.1. Проект организационной структуры с двойным подчинением Супермаркета «Багира»
Этот вид организационной структуры относится к децентрализованным организационным структурам. Ответственность за руководство и координацию деятельности отдельной группы отделений предоставляется заместителям директора, которые обеспечивают единство деятельности подчинённых отделений. Непосредственному высшему руководителю организации подчиняется всё меньшее число штабных служб и выполняемых ими функций. Отличительные признаки:
Для обеспечения взаимодействий между различными группами имеются соответствующие службы. Они занимаются проблемами планирования и развития предприятия, руководят производственно-коммерческими процессами, решают организационные вопросы и т.п. В зависимости от конкретных условий масштабы деятельности этих службы могут быть различны.
На основе вышеизложенного можно обозначить основные направления совершенствования и развития системы управления персоналом Супермаркета «Багира»:
Руководитель кадровой службы, принятый на предприятие должен быть управленцем, многосторонним специалистом, который может вести дело в интересах всего предприятия. В последнее время большое внимание уделяется подготовке специалистов кадровых служб.
При приеме на работу руководителя кадровой службы в Супермаркете «Багира» необходимо определить его следующие должностные обязанности (согласно проекта должностной инструкции):
В настоящее время наибольшие усилия кадровых подразделений направлены на совершенствование трудовых отношений, разработку, реализацию и совершенствование производственного и коммерческих процессов и программ социального развития. Таким образом, всё больше преобладают не учётные, а содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности. Резко возрос профессиональный уровень кадровиков. В состав отделов кадров должны входить психологи, социологи, специалисты по кадрам.
Кадровая служба, получив новые функции в сложившихся условиях, рассматривается в качестве серьёзной профессиональной службы, т.к. для реализации этих функций нужны соответствующие специальные знания, навыки и умения. Учитывая многообразие функций кадровой службы, на крупных предприятиях происходит специализация подразделений внутри этой службы. Развитие кадровой службы происходит одновременно с развитием предприятия, социального законодательства, изменений отношений с профсоюзными организациями и т.д.
В экономическом же аспекте преобразования системы управления персоналом предприятия должны обеспечить рост эффективности на основе постоянного технического и организационного совершенствования организации. В социальном аспекте перемены в управлении персоналом должны быть направлены на максимальное использование и развитие способностей сотрудников организаций, а также на создание благоприятной психологической атмосферы.
Эти экономические и социальные цели тесно взаимосвязаны, ибо ориентация на развитие способностей и создание благоприятной психологической атмосферы является важнейшим условием производственно-коммерческой деятельности, обеспечивающий развитие самого .
Проектируемая система управления предприятия должна эффективно координировать движение всех составных частей организационной системы.
Необходимо создать такую систему управления, которая ликвидировала бы конфликт между формальной и неформальной (ассоциированная группа людей) сторонами организации.
Для дальнейшего расчета экономической эффективности проекта необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие эффективное управление персоналом:
Кэр = Д/Зпр (3.1)
Кэр супермаркета «Багира» = 146 643 348 тыс. руб. /139 512 660 тыс.руб. = 1,05
Кзу = Заз /Зпр (3.2)
Кзу супермаркета «Багира» = 5 432 812 тыс.руб./ 139 512 660 тыс.руб. = 0,03
Кз = Чау/Чпп (3.3)
- О соотношении линейного Чал и функционального Чаф персонала аппарата управления свидетельствует коэффициент Клф:
Клф = Чал/ Чаф (3.4)
- Экономическая эффективность
управленческой деятельности
Кэа = П/ Чау (3.5)
Кэа супермаркета «Багира» = 146 643 348 тыс. руб./6 чел. = 24 440 558 тыс. руб.
- Коэффициент Кдо показывает
динамику оплаты труда
Кдо = ОТс/Вс (3.6)
Оценка деятельности кадровой службы базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач. На сегодняшний день невозможно рассчитать коэффициент Кок ввиду отсутствия отдела кадров в супермаркете «Багира»
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполняемой работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
Оценка деятельности кадровой службы опирается на критерии эффективности, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 3.1.
Показатели эффективности деятельности
подразделений управления
персоналом
Показатели экономической эффективности |
Показатели степени соответствия |
Показатели степени удовлетворённости работников |
Косвенные показатели эффективности |
Соотношение издержек, необходимых для обеспечения организации квалифицированными работниками соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности; |
Численности работников и числа рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава); |
Работой в данной организации; |
Текучесть кадров; производительность труда; |
Затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчёте на одного работника; |
Профессионально квалификационных характеристик работников требованиям рабочих мест, производства в целом (качественная укомплектованность); |
Деятельностью подразделений управления персоналом |
Показатели качества продукции (процент брака, рекламаций и проч.); Количество жалоб работников; Уровень производственного травматизма и профзаболеваний; |
Эффект воздействия отдельных кадровых программ на результативность деятельности работников и организации в целом; |
|||
Отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обслуживаемого персонала |