Совершенствование кадрового менеджмента в системе муниципальной службы: тенденции и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствования кадрового менеджмента в муниципальной службе и определения современных тенденций общей тактики менеджмента в муниципальном управлении.
Задачи работы: -рассмотреть вопросы кадрового менеджмента в государственном управлении системы муниципальных служб в РФ; -изучить законодательные основы кадрового менеджмента ; -проанализировать кадровую политику Администрации муниципального образования «город Ростов-на-Дону» ; -внести предложения по совершенствованию кадрового менеджмента Управления по информационной политике и взаимодействию со СМИ Администрации г. Ростова –на-Дону.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ……7
1.1 Кадровый менеджмент в системе муниципальной службы как система управления человеческими ресурсами ……………………………...7
1.2 Законодательная основа кадрового менеджмента в системе муниципальной службы…………………………………………………………19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ…………………………………………………………………………….26
2.1 Приоритеты муниципальной кадровой политики Администрации муниципального образования «город Ростов-на-Дону»………………………26
2.2 Развитие кадрового потенциала на примере Управления по информационной политике и взаимодействию со СМИ Администрации города Ростова-на-Дону………………………………….……………………..43
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СМИ АДМИНИСТРАЦИИ
г. РОСТОВА-НА-ДОНУ……………………….……………………………...53
3.1.Мероприятия по совершенствованию кадрового менеджмента
3.2.Оценка эффективности проектных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...……..66

Вложенные файлы: 1 файл

кадровый менеджмент В.docx

— 306.79 Кб (Скачать файл)

Осуществление муниципальными служащими отдельных государственных  полномочий, переданных на уровень  местного самоуправления соответствующим  федеральным или региональным законодательным  актом, следует рассматривать как  один из важнейших критериев взаимодействия двух видов публичной службы –  гражданской и муниципальной.

Кадровый менеджмент определяет взаимосвязь гражданской и муниципальной служб, которая обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных  требований к должностям гражданской  службы и должностям муниципальной  службы;

2) единства ограничений  и обязательств при прохождении  гражданской и муниципальной  службы;

3)единства требований  к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации  гражданских и муниципальных  служащих;

4)учета стажа муниципальной  службы при исчислении стажа  гражданской службы и стажа  гражданской службы – при исчислении  стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных  условий оплаты труда и социальных  гарантий гражданских и муниципальных  служащих;

6)соотносительности основных  условий государственного пенсионного  обеспечения граждан, проходивших  гражданскую службу, и граждан,  проходивших муниципальную службу, и их семьей в случае потери  кормильца.

«Программа развития службы должна предусматривать развитие:

а) деятельности по обеспечению  решения вопросов местного значения (исполнения переданных государственных  полномочий);

б) деятельности профессиональной;

в) деятельности с установленным  кругом обязанностей;

г)деятельности организационной  структуры со множеством элементов»5.

Развитие деятельности – это долгосрочное усовершенствование возможностей решать различные проблемы и способностей к обновлению, в особенности путем повышения эффективности и результативности, с активным использованием теоретических и технологических инноваций, достижений прикладных наук.

Исходя из вышеизложенного, программа развития муниципальной  службы должна быть направлена на решение вопросов, представленных на Рисунке 2.

Рисунок 2-Программа развития муниципальной службы

При этом усовершенствование в первую очередь должно идти путем  повышения эффективности и результативности и с использованием научно-технических  достижений и инноваций.

В результате добавляется  еще одно направление (информационное) – получение и доведение до муниципальных служащих информации о новых теоретических фундаментальных  и прикладных достижениях и новых  технологиях деятельности. Итого, как  минимум, мы имеем пять направлений  для программы развития муниципальной  службы.

Остановимся более подробно на каждом из них.

Как мы установили, ориентиром в деятельности всегда должна служить  цель. Без точно определенных целей  управленческая деятельность не только не может усовершенствоваться и развиваться, но и становится бессмысленной и даже вредной. Поэтому в основе программы развития муниципальной службы должны лежать стратегические цели местного самоуправления, в особенности это касается совершенствования решения вопросов местного значения.

Так как решение вопросов местного значения связано с удовлетворением  коллективных или индивидуальных потребностей жителей муниципального образования (далее МО), исключительное значение приобретает установление муниципальных стандартов услуг и муниципальных стандартов деятельности муниципальных служащих по решению вопросов местного значения. Как показывает практика, данные стандарты, в особенности деятельности муниципальных служащих, до сих пор в большинстве муниципальных образований не разработаны и (или) не применяются, несмотря на то, что сейчас наиболее высокие требования применяются к качеству публичной власти.

«Составляющими качествами власти являются: правовая регламентированность деятельности (регламенты и стандарты); конечная результативность (степень достижения поставленных целей); эффективность (снижение показателя соотношения «ресурсы/результат»); общественная целесообразность деятельности, т.е. качественно-количественная характеристика смысла и последствий принятых решений и совершенных управленческих действий»6.

Развитие данных составляющих является необходимым в каждом МО и может достигаться программными методами. Среди возможных и необходимых  мероприятий можно назвать:

-установление стандартов деятельности, критериев оценки;

-разработку и правовое закрепление перечня услуг и функций, стандартов, нормативов;

-введение внутреннего и внешнего аудита деятельности;

-создание механизмов включения населения в решение вопросов местного значения;

-создание системы (включая систему показателей) оценки результативности и эффективности деятельности;

-внедрение комплексной системы планирования и проектного управления по целям и результатам;

-внедрение индикативного управления подведомственными организациями – МУПами, МУ, АУ.

В каждом МО при определении  целей и механизмов развития муниципальной  службы в части решения вопросов местного значения могут быть выявлены дополнительные или исключены названные  мероприятия исходя из сложившейся  ситуации и поставленных целей.

Квалификационные требования и аттестация.  Правовое обеспечение единства основных квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что в обоих случаях речь идет о профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы.

Профессионализм и компетентность гражданских и муниципальных  служащих являются законодательно установленным  принципом государственной (ст. 3 Федерального закона от 27.05.03 № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации»), гражданской (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 08.01.98 № 8-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации») и муниципальной  службы (ч. 4 ст. 5 Закона о муниципальной  службе).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей служащие, замещающие государственные  должности государственной гражданской  службы и муниципальные должности  муниципальной службы, несут юридическую  ответственность.

Взаимосвязь гражданской  и муниципальной служб как  самостоятельных видов службы выражается в единстве требований, предъявляемых  при поступлении на гражданскую  и муниципальную службу, при прохождении  и прекращении каждой из них

 В целях наиболее  полного обеспечения профессионализма  и компетентности, а также для  максимально эффективной реализации  функций, возложенных на органы  государственной власти и местного  самоуправления, установлена классификация  должностей государственной гражданской  службы и муниципальных должностей  муниципальной службы.

В реестре муниципальных  должностей муниципальной службы для  непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лица, замещающего  соответствующую выборную муниципальную  должность, могут быть установлены  муниципальные должности муниципальной  службы. В этом случае указанные  должности замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового  договора на срок полномочий указанного лица.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия того или  иного муниципального служащего  замещаемой должности муниципальной службы, а также для решения вопросов, непосредственно связанных с присвоением служащим очередных и внеочередных квалификационных разрядов, проводится аттестация (или квалификационный экзамен).

Квалификационные разряды  присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью по результатам квалификационного  экзамена или аттестации и указывают  на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным  должностям в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной  службы.

Гражданам, ранее находившимся на федеральной государственной  службе и имеющим квалификационные разряды, классные чины, дипломатические  ранги, воинские и специальные звания, поступившим на муниципальную службу, может быть присвоен квалификационный разряд выше минимального по соответствующей  группе муниципальных должностей муниципальной  службы.

«В части усовершенствования профессиональных возможностей и способностей муниципальных служащих кадровый менеджмент должен быть направлен на создание системы непрерывного повышения профессионального уровня муниципальных служащих. Кроме образования в его традиционном смысле на профессиональный уровень могут также влиять обмен опытом и внедрение передового опыта и технологий, проведение деятельностных игр, введение само- и взаимообучения муниципальных служащих, стажировки внутри муниципальных образований на различных рабочих местах и стажировки межмуниципальной. Программа должна включать разработку системы аккумуляции, учета и передачи положительного опыта муниципальной деятельности»7.

Исключительно важно формирование индивидуальных планов повышения профессионального  уровня муниципальных служащих. Все это в той или иной мере может предусматриваться программами развития муниципальной службы.

И наконец, важное направление кадрового менеджмента– информационное. Оно должно предусматривать создание системы получения и доведения до муниципальных служащих информации о новых теоретических фундаментальных и прикладных достижениях и новых технологиях деятельности. Здесь положительную роль могут сыграть библиотеки и созданные на их базе (где имеются) информационные центры.

Информационное направление  является достаточно затратным в  особенности на первом этапе, когда  формируется система, однако оно  обеспечивает сокращение значительного  числа расходов на повышение профессионального  уровня и издержки некачественного  управления, а также может дать существенный экономический эффект при внедрении эффективных новейших технологий муниципального управления и социальный эффект от повышения  качества муниципальной власти.

Рассмотрим ограничения и обязательства. Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих устанавливаются (и дифференцируются) в соответствии с тем кругом задач, функций и полномочий, которые возложены на институты гражданской и муниципальной службы как отдельные, самостоятельные виды публичной службы. Разница состоит лишь в том, что в одном случае речь идет об осуществлении государственной власти, в другом – местного самоуправления.

Правовое положение (статус) гражданских и муниципальных  служащих в большинстве своем  совпадают, в т. ч. в части ограничений. Однако если в отношении гражданской  службы ограничения в основном связаны  с поступлением на гражданскую службу и нахождением на ней, то применительно  к муниципальной службе (ст. 11 Закона о муниципальной службе) ограничения  касаются периода осуществления  соответствующих функций.

Одним из важнейших требований, предъявляемых гражданским и  муниципальным служащим при поступлении  на службу и ежегодно в течение  всего периода осуществления  соответствующих должностных полномочий, является обязанность предоставления в органы налоговой службы (гражданский  служащий – представителю нанимателя) сведений о доходах и имуществе (гражданский служащий, кроме того, сообщает об обязательствах имущественного характера), принадлежащем каждому  из них на праве собственности.

Стаж муниципальной службы является важным критерием, определяющим взаимосвязь гражданской и муниципальной службы, т.к. следует рассматривать учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот (стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной). В этом проявляется не только институциональное единство службы, составной частью и самостоятельным видом которой является муниципальная служба, но и непрерывный характер осуществления последней.

«Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных гражданских служащих. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе»8.

Кадровый менеджмент муниципальной  службы как системы управления человеческими ресурсами выделяет несколько групп необходимых знаний и навыков, зависящих от должности муниципальных служащих:

Так, руководители исполнительных комитетов, главы муниципальных  образований нуждаются в обучении навыкам формирования и реализации муниципальной политики, стратегического  планирования, мониторинга и оценки деятельности работников аппарата. Они также имеют потребность в знаниях правовых основ земельного, бюджетного законодательства, а также нормативно-правовой базы в части управления муниципальной собственностью. Кроме того, им необходимо умение управлять персоналом, работать с населением и организациями местного сообщества.

Информация о работе Совершенствование кадрового менеджмента в системе муниципальной службы: тенденции и приоритеты