Совершенствование коммуникационных процессов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ состояния и разработка предложений по совершенствованию коммуникационных процессов в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 раскрыть сущность, функции и виды коммуникаций в организации;
 рассмотреть элементы и этапы коммуникационного процесса;
 изучить коммуникационные барьеры;
 проанализировать организационную, кадровую характеристику и содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
 дать оценку финансового положения и эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
 предложить пути повышения эффективности коммуникационных процессов в организации и определить их экономическую эффективность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... .. . 4
Глава 1. Место и роль коммуникационных процессов в управлении организацией.
1.1. Сущность, функции и виды коммуникаций ……………………………….. 9
1.2. Коммуникационный процесс ………………………………………………. 23
1.3. Коммуникационные барьеры ………………………………………………. 27
Глава 2. Анализ эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»
2.1. Организационная и кадровая характеристика ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………...……....... 32
2.2. Содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………………....... 41
2.3. Анализ информационного обеспечения системы управления ………....... 49
2.4. Оценка финансового положения и эффективности управления ………… 51
Глава 3. Пути повышения эффективности коммуникационного процесса в
ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени
И.С.Ефанова»
3.1. Современные требования к повышению эффективности
коммуникации ………………………………………………………………. 60
3.2. Предложения и рекомендации по усовершенствованию
коммуникативной политики организации………………………………. .. 64
Заключение ……………………………………………………………………….. 70
Список литературы ……………………………………………………………. … 75

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Проведем анализ состояния трудового потенциала колледжа.

За период с 2010 по 2012 гг. среднесписочная  численность в колледже находилась на уровне с 101 человека в 2010 году и до 118 человек в 2012 г. Большую долю в течение всех трех лет из числа общей численности составляли специалисты (рис.3), что естественно обусловлено спецификой организации.

 

 

                                                         2010                  2011                  2012

Рис.3. Динамика изменения численности персонала по категориям

 

Среди всего персонала колледжа в 2012 г. работало 104 женщины и всего 14 мужчин. Доля мужчин в общей численности персонала составляет одиннадцать с небольшим процентов. А сама структура выглядит следующим образом (рис.4).

Рис.4. Структура персонала по полу

 

В течение последних  трех лет численность персонала  в организации увеличилась на 16 человек и составила 85,19% от общей численности 2009 года. Данное увеличение произошло в основном за счет роста численности педагогов новых специальностей. При этом неизменной осталась численность руководителей, а количество рабочих возросло на 16% (табл.1).

                                                                                                      Таблица 1

Изменение численного состава  персонала

Категории персонала

Годы

Изменение 2010-2012 гг.

2009

2010

2011

абсолютное, чел.

относительное, %

Руководители

5

5

5

0

100

Специалисты

71

76

80

+9

114,08

Рабочие

25

28

32

+7

126,8

Всего

101

109

117

+16

115,84


Изменения в численном  составе персонала неизменно  повлекли за собой изменения и  в его структуре (табл.2).

                                                                                                              Таблица 2

Численный состав и его  структура

Категории персонала

2010

2011

2012

численный состав, чел.

доля,

%

численный состав, чел.

доля,

%

численный состав, чел.

доля,

%

руководители

5

5,0

5

4,6

5

4,3

специалисты

71

70,3

76

69,7

80

69,2

Рабочие

25

24,7

28

25,7

32

26,5

Всего

101

100,0

109

100,0

117

100,0


 

Таким образом, доля руководителей и специалистов за последние три года стала ниже в общей величине персонала. В тоже время доля рабочих в общей структуре персонала стала выше на 2%.

Тенденция снижения специалистов может отрицательно повлиять на учебный процесс. Так как наличие специалистов в организации в большей степени зависит осуществление педагогической работы.

На рисунке 5 представлено графическое изображение долей, занимаемых каждой из категорий персонала за весь анализируемый промежуток времени.

                                                                         2009                       2010                       2011

Рис.5. Динамика изменения численности персонала за 2009-2011 гг.

 

Из представленной таблицы 3 характеризующей возрастную структуру персонала организации видно, что большую долю занимают работники в возрасте от 45 до 55 лет (в размере 29%). В 2012г. сотрудников данной категории в организации было 34 человека (рис.6)

 

                                                                                                           Таблица 3

Численный состав и возрастная структура

Категории персонала

Количество  человек за 2012 г.

Доля, %

моложе 25 лет

4

3,42

от 25 до 35 лет

22

18,80

от 35 до 45 лет

32

27,35

от 45 до 55 лет

34

29,06

Свыше 55 лет

25

21,37

Всего

117

100,0


 

Второе место занимают сотрудники среднего возраста, от 35 до 45 лет, которых в колледже 27% (по результатам 2012 г. – 32 человека). Третья по объему группа – сотрудники старше 55 лет, в общей численности они занимают пятую часть.

Рис.6. Распределение персонала по возрастным группам

 

Сотрудников, принадлежащих  к категориям 25-35 лет и моложе 25 лет, по сравнению с остальными категориями меньше всего в организации, им принадлежит по 18% и 3% соответственно.

Проведем анализ структуры сотрудников колледжа по образованию (табл.4). Большинство сотрудников обладают высшим образованием, их доля в общей численности составляет 41% (48 человек в 2012г.). Два и более высших образований получено у 6% сотрудников, а неполное высшее образование всего у 16%. Доля сотрудников со среднеспециальным образованием составляет 35%.

 

                                                                                                             Таблица 4

Численный состав и структура  по образованию

Образование

Количество  человек за 2012 г.

Доля, %

Среднеспециальное

42

35,90

Неполное высшее

19

16,24

Высшее

48

41,03

Два и более высших образования

8

6,84

Всего

117

100


 

Таким образом, в колледже наибольшая часть персонала имеет одно и более высших образований, что позволяет успешно осуществлять образовательный процесс. В связи с этим можно сделать обоснованный вывод о том, что фактический уровень образования в организации находится на достаточно высоком уровне.

Разделение персонала  на категории, связанные со стажем работы в организации, уже на данном этапе свидетельствует о возможной проблеме высокою уровня текучести кадров (табл.5). Так как наибольшую долю сотрудников (42,8% или 50 человек в 2012г.) в организации работают меньше одного года. Стаж сотрудников от 1 года до 3 лет наблюдается только в 26% случаях от общей численности персонала и занимает наименьшую долю (рис.7).

                                                                                                          Таблица 5

Численный состав и структура  персонала по стажу работы

Стаж работы

Количество  человек за 2012г.

Доля, %

до1 года

50

42,8

от 1 года до 3 лет

30

26,0

Свыше 3 лет

37

31,2

Всего

117

100,0


 

На основе наличия  данного факта можно судить о существовании «кризисного периода» адаптации сотрудников предприятия, который происходит именно в период знакомства с организацией и первый год их работы, либо нерациональности системы отбора персонала в организацию.

 

Рис.7. Численный состав по стажу работы

 

Для проведения более  подробного анализа состояния трудового  потенциала необходимо наличие ряда показателей. В таблице 6 приведены  основные показатели для анализа  состояния трудового потенциала колледжа.

                                                                                                             Таблица 6

Основные показатели движения кадров

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность принятых работников

28

32

44

Численность уволенных  работников

22

24

36

По собственному желанию

12

13

18

За нарушение трудовой дисциплины

5

3

8

В связи с уходом на пенсию

5

8

10

Списочный состав

101

109

117

Коэффициент оборачиваемости, общий:

0,50

0,51

0,69

по приему

0,28

0,29

0,38

по выбытию

0,22

0,22

0,31

К текучести кадров

0,16

0,15

0,21

Коэффициент замещения

0,06

0,07

0,07


 

На основе проведенного анализа можно сделать следующие  заключения: число поступивших значительно  превышает уволенных сотрудников, что говорит об увеличении числа работающих в связи с расширением учебной деятельности.

Коэффициент оборота  по выбытию имеет тенденцию к  росту, что является отрицательным  фактором. Если в 2010 г. на 1 работника выбывало 0,22, то в 2012 г. коэффициент выбытия составил 0,31.

Коэффициент оборачиваемости по приему ежегодно возрастает с 0,28 в 2010г. до 0,38 в 2012г., что подтверждает факт роста числа кадрового состава.

В колледже достаточно высокий коэффициент текучести, что указывает на неудовлетворенность сотрудниками своей работой. Данный коэффициент также имеет тенденцию к росту.

Положительный результат  в числителе коэффициента замещения  говорит о том, что число принятых на работу превышает число выбывших. Следовательно, часть принятых на работу возмещает убыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнением, а часть принятых используется на вновь созданных местах.

Общий коэффициент оборачиваемости за период 2010-2012гг. находился на уровне от 50% до 69%. Коэффициент оборачиваемости характеризует общее движение кадров и свидетельствует об интенсивности обновления рабочей силы (рис.8).

                                                                         2010                        2011                        2012

Рис.8. Динамика коэффициента оборачиваемости и коэффициента замещения

 

Существующий в колледже уровень является немного завышенным для данного показателя и требует принятия мер для его корректировки.

Завышенный уровень оборачиваемости  кадров в большей степени обусловлен долей принятых сотрудников в  общей численности персонала, а не уволенных. Тем не менее, руководству следует отслеживать показатели данного коэффициента и принять меры по сокращению числа увольняющихся сотрудников.

Коэффициент замещения, в свою очередь характеризует долю замещенных сотрудников. Его значения, превышающие нулевую отметку, говорят о расширении штата. Уровень показателя данного коэффициента в 2010-2012г. находился в диапазоне от 6-7%.

Коэффициент текучести  кадров представляет собой показатель, характеризующий уровень текучести кадров в колледже, или другими словами количество увольнений по причинам нарушения трудовой дисциплины или собственному желанию сотрудника. Оптимальный уровень этого коэффициента находится в пределах от 5% до 10%.

В колледже данный показатель за 2010-2012 гг. значительно превышал допустимый уровень и достигал отметки 21% (рис.9). А за весь период находился на уровне от 16% до 21%.

Информация о работе Совершенствование коммуникационных процессов в организации