Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 00:17, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ состояния и разработка предложений по совершенствованию коммуникационных процессов в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тульской области «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
раскрыть сущность, функции и виды коммуникаций в организации;
рассмотреть элементы и этапы коммуникационного процесса;
изучить коммуникационные барьеры;
проанализировать организационную, кадровую характеристику и содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
дать оценку финансового положения и эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»;
предложить пути повышения эффективности коммуникационных процессов в организации и определить их экономическую эффективность.
Введение ……………………………………………………………………….... .. . 4
Глава 1. Место и роль коммуникационных процессов в управлении организацией.
1.1. Сущность, функции и виды коммуникаций ……………………………….. 9
1.2. Коммуникационный процесс ………………………………………………. 23
1.3. Коммуникационные барьеры ………………………………………………. 27
Глава 2. Анализ эффективности управления в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова»
2.1. Организационная и кадровая характеристика ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………...……....... 32
2.2. Содержание коммуникационного процесса в ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С.Ефанова» ………………....... 41
2.3. Анализ информационного обеспечения системы управления ………....... 49
2.4. Оценка финансового положения и эффективности управления ………… 51
Глава 3. Пути повышения эффективности коммуникационного процесса в
ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени
И.С.Ефанова»
3.1. Современные требования к повышению эффективности
коммуникации ………………………………………………………………. 60
3.2. Предложения и рекомендации по усовершенствованию
коммуникативной политики организации………………………………. .. 64
Заключение ……………………………………………………………………….. 70
Список литературы ……………………………………………………………. … 75
Проведем анализ состояния трудового потенциала колледжа.
За период с 2010 по 2012 гг. среднесписочная численность в колледже находилась на уровне с 101 человека в 2010 году и до 118 человек в 2012 г. Большую долю в течение всех трех лет из числа общей численности составляли специалисты (рис.3), что естественно обусловлено спецификой организации.
Рис.3. Динамика изменения численности персонала по категориям
Среди всего персонала колледжа в 2012 г. работало 104 женщины и всего 14 мужчин. Доля мужчин в общей численности персонала составляет одиннадцать с небольшим процентов. А сама структура выглядит следующим образом (рис.4).
Рис.4. Структура персонала по полу
В течение последних трех лет численность персонала в организации увеличилась на 16 человек и составила 85,19% от общей численности 2009 года. Данное увеличение произошло в основном за счет роста численности педагогов новых специальностей. При этом неизменной осталась численность руководителей, а количество рабочих возросло на 16% (табл.1).
Изменение численного состава персонала
Категории персонала |
Годы |
Изменение 2010-2012 гг. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
абсолютное, чел. |
относительное, % | |
Руководители |
5 |
5 |
5 |
0 |
100 |
Специалисты |
71 |
76 |
80 |
+9 |
114,08 |
Рабочие |
25 |
28 |
32 |
+7 |
126,8 |
Всего |
101 |
109 |
117 |
+16 |
115,84 |
Изменения в численном составе персонала неизменно повлекли за собой изменения и в его структуре (табл.2).
Численный состав и его структура
Категории персонала |
2010 |
2011 |
2012 | |||
численный состав, чел. |
доля, % |
численный состав, чел. |
доля, % |
численный состав, чел. |
доля, % | |
руководители |
5 |
5,0 |
5 |
4,6 |
5 |
4,3 |
специалисты |
71 |
70,3 |
76 |
69,7 |
80 |
69,2 |
Рабочие |
25 |
24,7 |
28 |
25,7 |
32 |
26,5 |
Всего |
101 |
100,0 |
109 |
100,0 |
117 |
100,0 |
Таким образом, доля руководителей и специалистов за последние три года стала ниже в общей величине персонала. В тоже время доля рабочих в общей структуре персонала стала выше на 2%.
Тенденция снижения специалистов может отрицательно повлиять на учебный процесс. Так как наличие специалистов в организации в большей степени зависит осуществление педагогической работы.
На рисунке 5 представлено графическое изображение долей, занимаемых каждой из категорий персонала за весь анализируемый промежуток времени.
Рис.5. Динамика изменения численности персонала за 2009-2011 гг.
Из представленной таблицы 3 характеризующей возрастную структуру персонала организации видно, что большую долю занимают работники в возрасте от 45 до 55 лет (в размере 29%). В 2012г. сотрудников данной категории в организации было 34 человека (рис.6)
Численный состав и возрастная структура
Категории персонала |
Количество человек за 2012 г. |
Доля, % |
моложе 25 лет |
4 |
3,42 |
от 25 до 35 лет |
22 |
18,80 |
от 35 до 45 лет |
32 |
27,35 |
от 45 до 55 лет |
34 |
29,06 |
Свыше 55 лет |
25 |
21,37 |
Всего |
117 |
100,0 |
Второе место занимают сотрудники среднего возраста, от 35 до 45 лет, которых в колледже 27% (по результатам 2012 г. – 32 человека). Третья по объему группа – сотрудники старше 55 лет, в общей численности они занимают пятую часть.
Рис.6. Распределение персонала по возрастным группам
Сотрудников, принадлежащих к категориям 25-35 лет и моложе 25 лет, по сравнению с остальными категориями меньше всего в организации, им принадлежит по 18% и 3% соответственно.
Проведем анализ структуры сотрудников колледжа по образованию (табл.4). Большинство сотрудников обладают высшим образованием, их доля в общей численности составляет 41% (48 человек в 2012г.). Два и более высших образований получено у 6% сотрудников, а неполное высшее образование всего у 16%. Доля сотрудников со среднеспециальным образованием составляет 35%.
Численный состав и структура по образованию
Образование |
Количество человек за 2012 г. |
Доля, % |
Среднеспециальное |
42 |
35,90 |
Неполное высшее |
19 |
16,24 |
Высшее |
48 |
41,03 |
Два и более высших образования |
8 |
6,84 |
Всего |
117 |
100 |
Таким образом, в колледже наибольшая часть персонала имеет одно и более высших образований, что позволяет успешно осуществлять образовательный процесс. В связи с этим можно сделать обоснованный вывод о том, что фактический уровень образования в организации находится на достаточно высоком уровне.
Разделение персонала на категории, связанные со стажем работы в организации, уже на данном этапе свидетельствует о возможной проблеме высокою уровня текучести кадров (табл.5). Так как наибольшую долю сотрудников (42,8% или 50 человек в 2012г.) в организации работают меньше одного года. Стаж сотрудников от 1 года до 3 лет наблюдается только в 26% случаях от общей численности персонала и занимает наименьшую долю (рис.7).
Численный состав и структура персонала по стажу работы
Стаж работы |
Количество человек за 2012г. |
Доля, % |
до1 года |
50 |
42,8 |
от 1 года до 3 лет |
30 |
26,0 |
Свыше 3 лет |
37 |
31,2 |
Всего |
117 |
100,0 |
На основе наличия данного факта можно судить о существовании «кризисного периода» адаптации сотрудников предприятия, который происходит именно в период знакомства с организацией и первый год их работы, либо нерациональности системы отбора персонала в организацию.
Рис.7. Численный состав по стажу работы
Для проведения более подробного анализа состояния трудового потенциала необходимо наличие ряда показателей. В таблице 6 приведены основные показатели для анализа состояния трудового потенциала колледжа.
Основные показатели движения кадров
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Численность принятых работников |
28 |
32 |
44 |
Численность уволенных работников |
22 |
24 |
36 |
По собственному желанию |
12 |
13 |
18 |
За нарушение трудовой дисциплины |
5 |
3 |
8 |
В связи с уходом на пенсию |
5 |
8 |
10 |
Списочный состав |
101 |
109 |
117 |
Коэффициент оборачиваемости, общий: |
0,50 |
0,51 |
0,69 |
по приему |
0,28 |
0,29 |
0,38 |
по выбытию |
0,22 |
0,22 |
0,31 |
К текучести кадров |
0,16 |
0,15 |
0,21 |
Коэффициент замещения |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
На основе проведенного
анализа можно сделать
Коэффициент оборота по выбытию имеет тенденцию к росту, что является отрицательным фактором. Если в 2010 г. на 1 работника выбывало 0,22, то в 2012 г. коэффициент выбытия составил 0,31.
Коэффициент оборачиваемости по приему ежегодно возрастает с 0,28 в 2010г. до 0,38 в 2012г., что подтверждает факт роста числа кадрового состава.
В колледже достаточно высокий коэффициент текучести, что указывает на неудовлетворенность сотрудниками своей работой. Данный коэффициент также имеет тенденцию к росту.
Положительный результат в числителе коэффициента замещения говорит о том, что число принятых на работу превышает число выбывших. Следовательно, часть принятых на работу возмещает убыль ресурсов рабочей силы в связи с увольнением, а часть принятых используется на вновь созданных местах.
Общий коэффициент оборачиваемости за период 2010-2012гг. находился на уровне от 50% до 69%. Коэффициент оборачиваемости характеризует общее движение кадров и свидетельствует об интенсивности обновления рабочей силы (рис.8).
Рис.8. Динамика коэффициента оборачиваемости и коэффициента замещения
Существующий в колледже уровень является немного завышенным для данного показателя и требует принятия мер для его корректировки.
Завышенный уровень
Коэффициент замещения, в свою очередь характеризует долю замещенных сотрудников. Его значения, превышающие нулевую отметку, говорят о расширении штата. Уровень показателя данного коэффициента в 2010-2012г. находился в диапазоне от 6-7%.
Коэффициент текучести кадров представляет собой показатель, характеризующий уровень текучести кадров в колледже, или другими словами количество увольнений по причинам нарушения трудовой дисциплины или собственному желанию сотрудника. Оптимальный уровень этого коэффициента находится в пределах от 5% до 10%.
В колледже данный показатель за 2010-2012 гг. значительно превышал допустимый уровень и достигал отметки 21% (рис.9). А за весь период находился на уровне от 16% до 21%.
Информация о работе Совершенствование коммуникационных процессов в организации