Совершенствование системы обслуживания на предприятии общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Ресторан (от фр. restaurer, восстановить, крепить) - заведение, которое продает готовую еду, и напитки по заказу для употребления в пищу на месте.
Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Индустрия общественного питания как объект изучения 5
1.1 Специфика деятельности предприятий общественного питания 5
1.2 Историческая справка по возникновению предприятий общественного питания 6
1.3 Происхождение и история развития предприятий общественного питания в России 10
1.4 Современное состояние и тенденции развития предприятий общественного питания в России 17
1.5 Формы и методы обслуживания и организации услуг 23
1.6. Специальные формы организации обслуживания 27
Глава 2. Общая характеристика ресторана «Гранатовый сад» 32
2.1 Характеристика ресторана «Гранатовый сад» 32
2.2 Организационная структура ресторана «Гранатовый сад» 33
2.3 Сервисная деятельность ресторана «Гранатовый сад» 38
2.3.1 Система обслуживания в ресторане 38
2.3.2 Особенности обслуживания банкетов и приемов 39
2.3.3 Услуги, предоставляемые предприятием 40
2.3.4 Маркетинговый анализ коммерческой деятельности предприятия 41
Глава 3. Совершенствование системы обслуживания на предприятии общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад» 46
3.1 Организация труда работников торговой группы 46
3.2 Выбор рациональных форм и методов обслуживания 48
3.3 Выводы и рекомендации по совершенствованию системы обслуживания 50
3.4 Пути повышения оборота ресторана «Гранатовый сад» 53
Заключение 56

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Еще одной тенденцией развития индустрии питания является выход уже ресторанных компаний на непрофильные, близкие по специфике рынки с параллельным стремлением сделать наиболее широкое предложение на профильном рынке: кейтеринг, доставка готовых и полуфабрикатных блюд, организация компаний-поставщиков первоначально для собственных нужд, но с последующим развитием этого бизнеса.

Аркадий Новиков открыл целую галерею проектов. В числе  первых: французские франчайзинговые  гастрономические бутики Hediard и Fauchon. Вслед  за премиум-сегментом Новиков взялся за средний ценовой сегмент сетевой  торговли продуктами питания. Следующий проект – сеть народных супермаркетов “Елки-Палки” в Москве. Первый магазин заработал в конце января 2005 года на Измайловском шоссе.

Выходят на непрофильные рынки и другие ресторанные компании. Компания “Арпиком” открыла кондитерский бутик “Нуар Дезир” и магазин деликатесов “Делис”. Ассоциация ресторанов “Веста-Центр-Интернешнл” развивает сеть магазинов японской тематики, где представлены сувениры, посуда и продукты питания.

Активное развитие сегмента демократичных заведений с меню, как правило, содержащим небольшое количество позиций простых, понятных среднестатистическому посетителю горячих блюд, холодных закусок и салатов. Многие рестораны начинают мотивировать своих посетителей к частичному или полному самообслуживанию за счет использования салат-баров, телег и т.д.

Создание большинством крупных компаний централизованной управленческой структуры, единых стандартов обслуживания, обучающего центра и  т.д.

Интерес к кофейному  бизнесу: практически каждая крупная  компания на московском ресторанном рынке уже имеет свою кофейню, некоторые компании активно развивают это направление бизнеса в регионах, в том числе и по франчайзингу. При этом, как отмечают эксперты, в обеих столицах кофейный бум переживает заметный спад, а во многих городах России и ближнего зарубежья это направление отличается заметным повышением активности.

Одна из основных тенденций  отечественной индустрии питания: сегодня, как отмечают аналитики, российский ресторанный рынок находится  на том уровне развития, который делает его перспективным для прихода иностранных ресторанных компаний и инвесторов. По всем прогнозам, в ближайшем будущем ожидается появление на рынке новых международных игроков (в том числе и таких крупных, как Starbucks и существенное повышение активности уже присутствующих иностранных операторов – Yum! Brands, Inc. с концепциями KFC и Pizza Hut; “Бразерс и Ко” с концепцией “Сбарро” и других) со значительным увеличением количества заведений питания на фоне роста инвестиционных бюджетов.

Также многие крупные российские компании, имеющие производство в самых разных областях экономики и располагающие необходимыми возможностями инвестирования, в настоящий момент готовятся к выходу на перспективный ресторанный рынок. Как и в случае с пивными компаниями, некоторые из них собираются развивать ресторанное направление самостоятельно, а некоторые находятся в поиске стратегических партнеров среди успешных ресторанных компаний.

Сейчас первостепенное значение для развития любой ресторанной  компании имеют кадры. Посетители очень ценят уровень сервиса и никогда не вернутся в ресторан, где их плохо обслужили, какая бы качественная кухня там ни была. Соответственно, у ресторанной компании нет будущего без грамотно выстроенной кадровой политики. Для обучения и мотивации персонала в большинстве крупных компаний существуют собственные школы и используются собственные технологии.

Реалии российского  рынка общественного питания  подталкивают рестораторов к освоению новых форматов и расширению географии  бизнеса. Одно из перспективных направлений на этом пути, которое подходит сразу под оба перечисленных условия и одновременно отличается минимальной конкуренцией, состоит в организации заведений питания на автомобильных трассах.

Одним из перспективных  форматов, который, по всем прогнозам, будет активно осваиваться рестораторами в ближайшие несколько лет, является организация питания в высших и средних учебных заведениях.

Первыми крупными компаниями, решившими организовать питание  для российских студентов на современном  уровне (в 2003 году), стали Subway и корпорация “Ростик Групп”. Subway открыла небольшую точку в Бауманском университете, а “Ростик Групп” совместно с администрацией – фуд-корт “Ресторанный дворик” в МГИМО, инвестиции в последний проект составили около $1 млн. Для “Ресторанного дворика” были выбраны самые популярные концепции корпорации: “Ростик'с”, “Планета Суши” и “Патио Пицца” (нынешнее название бренда “Иль Патио”). Общая площадь ресторанного дворика, включая рабочие помещения, составляет около 700 кв. м. В МГИМО продолжает работать и университетская столовая, которой также управляет “Ростик Групп”.

Одно из условий прибыльности заведения общественного питания  заключается в наличии качественного  трафика. Именно оно ставится во главу  угла при поиске помещений для  ресторанов. В то же время некоторые заведения располагают высокой проходимостью уже по определению. В их числе рестораны на фуд-кортах торговых центров.

На сегодня фуд-корты  торговых центров наряду с кинотеатрами и развлекательными центрами – неотъемлемая часть городской инфраструктуры. Жители мегаполисов видят в посещении ресторанных двориков не только прекрасную возможность быстро перекусить, но и способ непродолжительного отдыха – эти “городские оазисы” пользуются популярностью почти у всех категорий населения. В то же время высокая проходимость фуд-кортов, то есть хороший оборот и эффективный промоушен, – одна из причин привлекательности формата для большинства игроков ресторанного рынка.

Согласно прогнозам  аналитиков компании, по итогам 2010 г. объем российского рынка общественного питания превысит 630 млрд. руб., а московского - 120 млрд. руб. Ожидается замедление темпов роста российского рынка общественного питания (по итогам 2010 г. они составили около 15%). Это обусловлено тем, что потребительские предпочтения посетителей элитных ресторанов смещаются в пользу более демократичных заведений. Развитие различных сегментов рынка в 2010 году в России происходило неравномерно. Наиболее динамично развивался сегмент фаст-фуда. Ежегодный рост сегмента фаст-фуд, по оценкам экспертов, составляет 20-27%. Наименее быстрыми темпами развивался сегмент элитных ресторанов. В ближайшие годы наиболее активно рынок будет развиваться в регионах, поскольку наладить бизнес в Москве становится все сложнее из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок и недостатка квалифицированных кадров.

В настоящее время, по разным оценкам, доля сетевых предприятий  в столице составляет 25-35% рынка  и продолжает увеличиваться. Крупнейшими игроками рынка в 2010 году стали «Макдоналдс», «Ростик Групп», «Кофе Хауз». В ближайшие несколько лет сетевые операторы будут иметь особый вес при формировании рынка общественного питания.

В тоже время в России рынок еще не достиг стадии насыщения, поэтому темпы роста сохранятся на высоком уровне (30-40%). Причиной такого роста стала возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные. Основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" - наиболее доступный по ценам - и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте.

1.5 Формы и методы обслуживания и организации услуг

Основная услуга общественного  питания - услуга питания. Услуга питания  представляет собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия. Они подразделяются на следующие:

  • услуга питания ресторана;
  • услуга питания бара;
  • услуга питания кафе;
  • услуга питания столовой;
  • услуга питания закусочной.

Услуга питания ресторана представляет собой услуги по изготовлению,

реализации и организации  потребления широкого потребления  блюд и изделий сложного изготовления из различных видов сырья, покупных товаров и винно-водочных изделий.

Услуги  по организации включают:

  • организацию и обслуживание торжеств, ритуальных мероприятий;
  • организацию питания и обслуживания участников конференций, совещаний, культурно - массовых мероприятий;
  • услугу официанта, бармена по обслуживанию на дому;
  • доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий, обслуживание потребителей в офисе и на дому;
  • обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта;
  • обслуживание в номерах гостиниц;
  • организацию рационально комплексного питания;
  • кейтеринг.

В ресторанах большое  внимание уделяется организации услуги досуга. Услуги по организации досуга включают:

  • организацию музыкального обслуживания;
  • организацию проведения концертных программ;
  • предоставление газет, журналов.

Методы обслуживания -  способ реализации потребителям продукции общественного питания.

Формы обслуживания - организационный прием, представляющий собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей.

Формы и методы обслуживания подразделяются на :

  • Самообслуживание - наиболее эффективный метод массового обслуживания, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают отобранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Позволяет на 20-30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников.

Делится, в зависимости  от участия персонала в обслуживании на:

  • полное (потребители самостоятельно осуществляют все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды);
  • частичное (большую часть операций выполняет обслуживающий персонал, также производит накрытие стола; при этом потребители разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленные на столы, и убирают использованную посуду на конвейер).

По способу расчета на:

  • с предварительным расчетом (потребители, ознакомившись с ассортиментом блюд в меню, приобретают чеки в кассе, а затем по этим чекам получают выбранные блюда на раздаче).

Недостатком является низкая пропускная способность раздачи, в  связи с тем, что повара, осуществляющие порционирование блюд, должны просматривать и сортировать чеки на блюда. Значительное ускорение достигается за счет отпуска комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам;

  • с последующим расчетом (потребители выбирают блюда на раздаче, в конце которой оплачивают их стоимость; преимуществом являются возможность выбора блюд потребителями, освобождение поваров, осуществляющих порционирование блюд, от разбора чеков и все внимание уделяют отпуску блюд, а также ускорению обслуживания потребителей);
  • с непосредственным расчетом (обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости; в этом случае отпуск блюд и расчет потребителей осуществляются одним работником);
  • с оплатой после приема пищи (потребитель, выбрав блюда и напитки, получает в конце раздаточной линии чек у кассира, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала). Применение этой формы способствует усилению контроля за ведением расчетных операций, при этом первый кассир подсчитывает стоимость блюд, а второй осуществляет расчет с потребителем. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1,5-1,6 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой.
  • Обслуживание персоналом - применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс (время, отведенное на прием заказа, приготовление холодных, горячих - жидких, горячих блюд и десертов, приготовление напитков и коктейлей, на расчет гостя); при этом время, проведенное в процессе отдыха или торжества гостем - не ограничивается конкретным периодом времени, исключением является график работы ресторана.
  • Комбинированный метод - совокупность двух указанных выше методов. Широко используется при обслуживании участников конференций, совещаний, симпозиумов. Гости самостоятельно выбирают закуски, десерты, напитки и другие изделия на фуршетных столах, а горячие закуски и вторые блюда подают или разносят официанты. Расчет за питание производится после приема пищи, при выходе из зала. По форме расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки в ресторанах используют наличный (по счету) и безналичный расчет (посредством кредитных карт международных платежных систем Visa, MasterCard,Maestro, реже American Express).

Информация о работе Совершенствование системы обслуживания на предприятии общественного питания на примере ресторана «Гранатовый сад»